Об инструкции по планированию организационно-методической работы. Должностная инструкция заместителя главного врача по организационно-методической работе Организационно методическая работа в многопрофильном лечебном учреждении

Об инструкции по планированию организационно-методической работы. Должностная инструкция заместителя главного врача по организационно-методической работе Организационно методическая работа в многопрофильном лечебном учреждении

Основным учреждением второго этапа медицинского обслуживания сельского населения является центральная районная больница(ЦРБ). Она обеспечивает сельское население квалифицированной лечебно-профилактической помощью, как стационарной, так и поликлинической.

В районную больницу обращаются сельские жители по направлениям медицинских учреждений сельского участка при необходимости специализированной медицинской помощи, функционального обследования, консультации у врачей-специалистов, а также жители приписных участков и самого райцентра.

Категории районных больниц определяются численностью населения района числом коек (с учетом сельских участковых больниц). Всего выделяют 6 категорий ЦРБ: от 100 (VI категория) до 400 (I категория) коек. Штатное расписание районных больниц дозволяет иметь врачей большинства специальностей (в некоторых густонаселенных районах, особенно имеющих межрайонные специализированные центры, - до 30). Районное звено является главным звеном в здравоохранении сельской административной территории, которое осуществляет специализированную квалифицированную медицинскую помощь по основным ее видам. Кроме того, специалисты центральной районной больницы (ЦРБ) осуществляют организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района.

Помимо ЦРБ, расположенных в подавляющем большинстве случаев в районном центре, на территории района могут быть другие районные больницы, так называемые «номерные» больницы, которые часто выполняют функции филиала ЦРБ или могут специализироваться по тем или другим видам медицинской помощи.

В целях лучшего обеспечения специализированной медицинской помощью создаются межрайонные специализированные центры (отделения), оснащенные современным оборудованием. Межрайонные специализированные центры оказывают лечебную и консультативную помощь, осуществляют организационно-методическую работу, повышают квалификацию медицинского персонала районных и участковых больниц и поликлиник, анализируют показатели здоровья и факторы риска, определяющие заболеваемость по конкретной специальности.

Задачи ЦРБ:

1. обеспечение населения района и районного центра высококвалифицированной, специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;

2. оперативное и организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью всех учреждений здравоохранения района;

3. планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения медицинских учреждений района;



4. разработка и осуществление мероприятий, направленных на улучшение качества медицинского обслуживания сельского населения;

5. внедрение в практику работы ЛПУ района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;

6. проведение мероприятий по расстановке, рациональному использованию и повышению профессиональной квалификации кадров.

Структура ЦРБ.

В стационаре ЦРБ должно быть организовано не менее 5 отделений по таким специальностям, как терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, инфекционные болезни. Кроме необходимого минимума, в крупных ЦРБ могут быть отделения и по другим специальностям (неврология, оториноларингология, офтальмология, травматология и пр.).

В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов и соответствующими лечебно -диагностическими отделениями, организационно -методический кабинет, отделение скорой медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.). Районные специалисты выезжают для консультаций, проводят показательные операции, обследование и лечение больных, направляют бригады врачей-специалистов в медицинские учреждения сельского участка, заслушивают отчеты врачей участковых больниц, заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами, анализируют планы работ, статистические отчеты, проводят научные конференции, семинары, повышение квалификации на рабочем месте и др.



Важным структурным подразделением центральной районной больницы является организационно-методический кабинет , работа которого направлена на обеспечение методического руководства: анализ деятельности медицинских учреждений, осуществление мероприятий по повышению качества лечебно-профилактической работы, повышение квалификации специалистов, организация работы по медицинской статистике и оценке здоровья населения, изучение и распространение новых современных форм работы по медицинскому обслуживанию, перспективное планирование развития здравоохранения района, организация работы по внебюджетной коммерческой деятельности и медицинскому страхованию. Оргметодкабинет должен быть укомплектован наиболее опытными врачами-специалистами. Для правильной организации работы и осуществления организационно-методического руководства кабинеты должны располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности медицинских учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения.

На основе систематического анализа состояния здоровья населения района, планов районных учреждений организационно-методический кабинет составляет комплексный план мероприятий по улучшению медицинской помощи и укреплению здоровья населения района.

Обеспечение методического руководства учетно-статистической работой и контроля за ней всех учреждений района является важнейшей функцией оргметодкабинета. В обязанности кабинетов входит прием годовых отчетов. На оснований данных отчетных форм и специального анализа оргметодкабинет составляет обзор о состоянии здоровья различных групп населения и оценивает показатели здравоохранения. В оргметодкабинетах должны быть сведения о районных конференциях и занятиях с врачами и средним медицинским персоналом, о семинарах с участием районных специалистов, специализации и повышении квалификации медицинских работников (которые в сельской местности должны проходить 1 раз в 5 лет). Ежемесячно, ежеквартально кабинет вычисляет основные показатели работы каждого медицинского учреждения. Проводится анализ качественных показателей деятельности по ЦРБ и по району с разработкой мероприятий по их улучшению.

В составе ЦРБ могут быть выездные врачебные бригады (постоянно действующие функциональные подразделения). Кроме того, для приближения специализированной помощи к населению района важное значение имеют передвижные виды медицинской помощи: врачебные амбулатории, флюрографические кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, зубоврачебные и зубопротезные кабинеты.

В системе специализированной помощи важна также роль диспансеров. На уровне района, как правило, функционируют противотуберкулезный и кожно-венерологический диспансеры (если других диспансеров нет, то соответствующие специалисты работают в поликлинике ЦРБ).

Штаты ЦРБ.

Главный врач ЦРБ

Он же главный врач района. Опирается в своей работе на своих заместителей (их три):

По медицинскому обслуживанию населения района (заведующий организационно-методическим кабинетом),

По детству и родовспоможению,

По медицинской части.

Главный врач организует и обеспечивает:

Проведение анализа показателей состояние здоровья;

Изучение причин заболеваемости;

Преимущественное медицинское обеспечение механизаторов, животноводов, работников полевых бригад, подростков, занятых сельскохозяйственным трудом и обучающихся в профессионально-технических учреждениях;

Квалифицированную и доступную медицинскую помощь населению;

Оказание лечебно-консультативной и организационно-методической помощи врачам участковых больниц и работникам ФАП;

Организацию диспансерного наблюдения за определенными контингентами больных;

Изучение и распространение передового опыта.

Медицинский совет при главном враче создается для оперативного руководства здравоохранением. В него входят ответственные работники и специалисты: заместители главного врача, главный врач районной санэпидстанции, заведующий поликлиникой ЦРБ, заведующий центральной районной аптекой, ведущие специалисты района (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и др.).

Организационно-методическая работа.

Анализ деятельности стационара и поликлиники ЦРБ оценивается такими же показателями, как в городской больнице и поликлинике.

Одной из главных задач в деятельности главной медицинской сестры является проведение воспитательной работы с медицинским персоналом. Формы и методы этой работы довольно разнообразны. Это школы молодого специалиста, школы старших медицинских сестер, изучение специальной медицинской литературы, участие и выступления на научно-практических конференциях, в различных смотрах и конкурсах. Подбор медицинских сестер на любую должность, а особенно подготовка резерва на руководящую должность, требует детального изучения деловых и моральных качеств работника, изучения достоинств и недостатков путем наблюдения за его деятельностью, в процессе личных бесед, отзывов работающих с ним рядом коллег, с помощью социологических исследований. Расставлять медицинских сестер по рабочим местам необходимо так, чтобы выполняемая работа удовлетворяла исполнителя, чтобы каждый чувствовал себя на своем месте и мог наиболее полно проявить себя. Работа с резервом на выдвижение на должность старшей медицинской сестры должна проводиться по специальным программам, в частности через школу молодого специалиста.

Важным звеном в организации воспитательно-производственной работы являются Советы медицинских сестер. В совете медицинских сестер создается несколько комиссий, наиболее важные - производственная и санитарная. Каждую комиссию возглавляет одна из старших медицинских сестер. Все заседания совета оформляются протоколами, которые вывешиваются на стенд «Уголок совета медицинских сестер». К кругу вопросов, решаемых советом медсестер, относятся: изучение основных приказов и методических указаний по санитарному режиму, учет и хранение лекарственных средств, спирта, проведение перекрестных проверок с отчетом об их результатах и т.д. Одной из форм воспитательной работы с медицинскими сестрами является проведение посвящения в профессию, конкурсы профессионального мастерства и т.д. (Сальникова О.А., 2003; Алексеева Г.М., Хейфец А.С., 2003 и т.д.).

Существенным направлением работы главной медицинской сестры является обеспечение трудовой дисциплины среди сестринского персонала (Хейфец А.С., 2001; 2002 и т.д.). Эта задача является комплексной. Ее решение осложняется тем, что профессия медицинской сестры считается недостаточно престижной и малооплачиваемой, а работа очень тяжелой: эмоционально-психологические нагрузки, повышенная опасность заражения инфекционными заболеваниями (туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ) и т. д. Это во многом определяет высокую текучесть сестринских кадров в ЛПУ, а следовательно, вызывает трудности в обеспечении высокого уровня трудовой дисциплины.

Для решения этой сложной задачи необходимо принять во внимание ряд основополагающих принципов:

1. Работа руководителей сестринских служб по укреплению трудовой дисциплины должна носить многофакторный, комплексный характер.

2. Важнейшими элементами управленческой деятельности среди сестринского персонала являются повышение престижа сестринской профессии, создание благоприятных условий труда, оптимизация нагрузок, социально-бытовая защита и т. д.

3. Работа по укреплению и обеспечению высокого уровня трудовой дисциплины должна рассматриваться руководителями сестринских служб как приоритетная.

4. Основным методом управленческой деятельности руководителей сестринских служб должна быть индивидуальная работа с учетом личностных особенностей каждого сотрудника.

5. Руководители должны реагировать на каждый случай нарушения трудовой дисциплины или достижения успехов в работе.

Для обеспечения высокого уровня трудовой дисциплины следует использовать разнообразные методы и направления (Хейфец А.С., 2001; 2002):

Организационно-распорядительные методы управления;

Социально-психологические методы управления;

Экономические методы управления;

Правовые методы управления;

Организационно-техническое обеспечение деятельности сестринского персонала;

Контроль за деятельностью сестринского персонала.

Казанский медицинский журнал, 2004 г., том 85, № 6.

УДК 614. 2. 07: 658. 387

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕТИ И КАДРОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Ш.М.Вахитов, М.В.Блохина, Л.И.Рыбкин, Г.А.Шамсеева, А.М.Фатыхов

Кафедра менеджмента и организации сестринского дела (зав. - проф. Ш.М. Вахитов) Казанского государственного медицинского университета, Республиканская клиническая больница (главврач - М.В. Кормачев) МЗ РТ, г. Казань, Центральная городская больница (главврач - Ф.Ф. Агзамов) г. Альметьевска и Альметьевского района РТ, Казанский городской кардиологический диспансер (главврач - В.А.Гапоненко)

Организационно-методическая работа (ОМР) является одной из важнейших функций руководителей различных служб и учреждений здравоохранения. Объясняется это тем, что руководители любого ранга должны анализировать информацию, оценивать ситуацию в подведомственной (подчиненной) ему системе (организации) и через управленческие решения оптимизировать функционирование системы. Содержание ОМР чрезвычайно вариабельно в зависимости от ее уровня, масштабов, основной направленности. Однако в настоящее время в очень многих случаях ОМР сводится к сбору статистической информации, ее обработке по имеющимся шаблонам и оценке полученных показателей по принципу - лучше или хуже средних для определенной территории, службы, вида ЛПУ. Положение усугубляется тем, что многие иные подразделения ЛПУ стараются «возложить» на ОМР и соответствующие службы все, с чем не справляются, в чем некомпетентны, не владеют ситуацией.

В связи с переходом к рыночным отношениям в системе здравоохранения и необходимостью оценивать труд работников отрасли по их результатам представляются исключительно необходимыми разработка и констатация основных положений ОМР, перечня ее целей и критериев и в конечном итоге создание технологий управления персоналом ЛПУ, их подразделений и служб.

С нашей точки зрения, ОМР следует реализовывать в следующих направлениях (рис. 1), в принципе обеспечивающих разработку планов деятельности системы (или определенной подсистемы) здравоохранения на перспективу. Но чтобы это научно обосновать, необходимо решить ряд предварительных вопросов.

Специального пояснения требует прежде всего само понятие «организационно-методическая работа» ибо данная дефиниция, хотя и используется чрезвычайно часто и повсеместно, однако различными специали-

стами воспринимается далеко не однозначно. Объясняется это тем, что определение ОМР как вида деятельности в большинстве учебных пособий и руководств или отсутствует, или дано в форме, затрудняющей однозначное его восприятие.

Исходя из входящих в ОМР терминов «организация» и «методика», мы считаем возможным охарактеризовать ОМР как совокупность действий и процессов, обеспечивающих деятельность отдельных структурных единиц и подразделений в рамках единой системы (организации), функционирующей на основе утвержденных технологий, методов и приемов практического выполнения поставленных перед нею задач и достижения определенных целей.

ОМР является специфической сферой маркетинговой деятельности, а именно маркетингового исследования, направленного на сбор, обработку, анализ данных, снижающих неопределенность при принятии управленческих решений, а также ориентированного на обеспечение управления персоналом организации (исследование потребностей персонала, его мотивацию, профессиональный рост и т.п.). С позиций современного менеджмента ОМР состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей - анализа (в процессе которого целое расчленяется на части, выявляются причинно-следственные связи, закономерности взаимодействия частей) и синтеза (в результате которого создается новое, усовершенствованное целое, лишенное, по возможности, выявленных в процессе анализа недостатков).

В зависимости от уровня проведения и масштабов ОМР, профиля и специфики деятельности учреждения здравоохранения содержательная часть работы будет трансформироваться, дополняться, специализироваться, приобретать специфические особенности. При этом каждый член коллектива организации должен (с современных позиций рыночной экономики и менеджмента)

Организация выездной работы для оказания лечебно-консультативной помощи населению

Обеспечение консультативной помощи работникам здравоохранения

Подготовка и издание инструктивно-методических и нормативно-справочных материалов

Обеспечение правильного-учета и отчетности на своем и нижестоящих уровнях управления

Составление отчетов для вышестоящего уровня управления

Разработка мероприятий по оптимизации деятельности в рамках каждой из этих форм<|_ организации здравоохранения

Анализ деятельности систем государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, платной медицины

Разработка регламента проведения отчетов для нижестоящего уровня управления

Организация мероприятий по повышению квалификации кадров

Анализ деятельности сети и кадров здравоохранения

Анализ состояния здоровья населения

Изучение передового опыта

Выявление недостатков, их причин

Оценка состояния и прогнозирование деятельности сети и кадров

Изучение и прогнозирование

спроса на медицинские услуги

Разработка планов их устранения

Разработка планов повышения качества и эффективности работы сети и кадров

Разработка мероприятий по формированию спроса

Организация и проведение совещаний, конференций и пр.

Составление графиков повышения квалификации кадров

Участие в сертификации и аттестации кадров

Участие в аккредитации и лицензировании ЛПУ

Разработка планов деятельности системы на перспективу

Рис. 1. Основные составные части организационно-методической работы (в общем виде).

Казанский медицинский журнал, 2004 г., том 85, № б.

Рис. 2. Требования к планам деятельности ЛПУ с позиций ОМР как специфической сферы маркетинговой деятельности.

Специфика составления планов деятельности ЛПУ и служб здравоохранения

1. Обеспечение сохранения здоровья населения: удовлетворение потребностей человека в здоровье, удовлетворение запросов человека в медицинской помощи, удовлетворение населения качеством медицинских услуг, их ассортиментом и стоимостью (в комплексе), удовлетворение потребностей здравоохранения

2. Реформирование систем здравоохранения в соответствии с общими изменениями, происходящими в социально-политической сфере страны

3. Необходимость действовать в условиях: нестабильности бюджета здравоохранения, нарушения принципа целевой направленности средств

4. Раскол некогда единой системы здравоохранения

с выделением фармации, служб технического оснащения, санитарно-эпидемиологической службы и т.д.

5. Расширение сферы платных услуг

Рис. 3. Специфика планов деятельности ЛПУ и служб здравоохранения.

не просто слепо выполнять свои функции и требования руководства, но четко осознавать свое место и роль в достижении целей организации. С позиций руководства этого можно достичь не только на основании разъяснения сотрудникам содержания их деятельности, но прежде всего на основе отбора соответствующих сотрудников и ус-

тановления с ними отношений, адекватных общей маркетинговой цели организации.

Теперь можно сформулировать требования к разработке планов деятельности ЛПУ с позиций OMP (рис. 2) с учетом специфики составления этих планов (рис. З).

Логическим продолжением нашей последующей деятельности является разработка способов и критериев оценки OMP на различных уровнях и направлениях деятельности ЛПУ, а также подходов к технологии ведения OMP.

Авторы были бы признательны тем специалистам, которые, ознакомившись с данными материалами, дали бы с позиций профессионалов конструктивные и критические предложения в плане оценки, формирования и развития OMP.

Поступила 15.06.04.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND METHODICAL WORK AS THE BASIS OF MANAGEMENT OF ACTIVITY OF NET AND PERSONNEL OF TREATMENT AND PROPHYLACTIC INSTITUTIONS OF ADMINISTRATION

TERRITORY Sh.M. Vakhitov, M.V. Blokhina, L.Ï. Rybkin, C.A. Shamseeva, A.M. Fatykhov S u m m a r y

Organizational and methodical work as the basis of management of activity of net and personnel of treatment and prophylactic institutions is estimated as specific sphere of marketing activity. Purposes, problems and directions of development of organizational and methodical work at present taking into account specificity of making activity plans of treatment and prophylactic institutions are shown.

Важным структурным подразделением центральной районной больни­цы являетсяорганизационно-методический кабинет , работа которого на­правлена на обеспечение методического руководства: анализ деятельности медицинских учреждений, осуществление мероприятий по повышению ка­чества лечебно-профилактической работы, повышение квалификации спе­циалистов, организация работы по медицинской статистике и оценке здо­ровья населения, изучение и распространение новых современных форм работы по медицинскому обслуживанию, перспективное планирование развития здравоохранения района, организация работы по внебюджетной коммерческой деятельности и медицинскому страхованию. Оргметод кабинет должен быть укомплектован наиболее опытными врачами-специалис­тами.Обеспечение методического руководства учетно-статистической рабо­той и контроля за ней всех учреждений района является важнейшей функ­цией оргметодкабинета. В обязанности кабинетов входит прием годовых отчетов. На оснований данных отчетных форм и специального анализа оргметодкабинет составляет обзор о состоянии здоровья различных групп населения* оценивает показатели здравоохранения. В оргметодкабинетах должны быть сведения о районных конференциях и занятиях с врачами и средним медицинским персоналом, о семинарах с участием районных спе­циалистов, специализации и повышении квалификации медицинских ра­ботников (которые в сельской местности должны проходить 1 раз в 5 лет). Ежемесячно, ежеквартально кабинет вычисляет основные показатели ра­боты каждого медицинского учреждения.
Проводится анализ качественных показателей деятельности по ЦРБ и по району с разработкой мероприятий по их улучшению. Специалистами оргметодотдела составляются положения о работе об­щественных советов больниц, о совместной деятельности с депутатскими комиссиями по здравоохранению с работой обществ Красного Креста, ас­социаций медицинских работников и др. Важной задачей является совер­шенствование трудовой деятельности медицинских работников, пересмотр их профессиональных обязанностей и должностных инструкций примени­тельно к видам медицинской деятельности, правовая защита медицинских работников. птека).

73. Областные медицинские учреждения, областная (краевая, республиканская) больница – структура и задачи в улучшении медицинского обеспечения населения. Роль организационно-методических отделов. Республиканская стоматологическая поликлиника.

Областная больница является научно-организационным, методичес­ким и учебным центром здравоохранения. Основные ее функции: оказание высококвалифицированной, специализированной, консультативной амбу­латорной и стационарной медицинской помощи; оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и экс­тренной медицинской помощи современными средствами сантранспорта, вплоть до санитарной авиации; руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений области; анализ показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности в области, разработка мероприятии, направленных на их сни­жение; проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала; внедрение новых технологий и методов управления, осуществление экспертных функций.Структурными подразделениями областной больницы являются: стаци­онар, консультативная поликлиника, клинико-диагностические подразде­ления, лечебно-диагностические, оргметодотдел с отделением медицин­ской статистики (в ряде больниц - отделы клинике-экспертные и органи­зационно-экономической роботы), отделение экстренной и; планово-кон­сультативной медицинской помощи, пансионат-.для пациентов, общежитие для медработников. В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие главные специалисту областного комитета по здравоохранению (главные хирург, терапевт, педиатр) и вне­штатные областные специалисты (чаще всего заведующие специализиро- , ванными отделениями).Коечная мощность областной больницы зависит от численности насе­ления области. Наиболее целесообразны и экономически рентабельны об­ластные больницы на 700-1000 коек.

― осуществляет организационно-методическую работу ЛПУ;

― организует плановые выезды врачей специалистов в СУБ для консультации, оказания практической помощи врачам этих организаций по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы;

― изучает основные показатели работы медицинских организаций района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности);

― организует и проводит необходимые мероприятия (семинары, медико-санитарные советы, повышение квалификации врачей и средних медицинских работников);

― оказывает организационно-методическую и консультативную помощь медицинским учреждениям района.

Возглавляет организационно методический кабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационно-методической работе.

Задачи ЦРБ:

1. Обеспечение населения района квалифицированной, специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью.

2. Оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью организаций здравоохранения, находящихся на территории района.

3. Планирование, финансирование и организация материально- технического снабжения организаций здравоохранения района.

4. Разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения.

5. Внедрение в практику работы всех лечебно-профилактических организаций района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения.

6. Разработка, организация и осуществление мерпо расстановке, рациональному использованию и повышению квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения района.

Руководит ЦРБ главный врач, он же - главный врач района. На него возложена ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. У главного врача ЦРБ имеются заместители по поликлинике, по медицинской части, медицинскому обслуживанию населения района, медицинской экспертизе и реабилитации, по административно-хозяйственной части.

Непосредственной организацией квалифицированной и специализированной медицинской помощи занимаются районные специалисты. Как правило, это заведующие соответствующими отделениями ЦРБ. Районный педиатр занимает штатную должность, все другие районные специалисты работают внештатно. В районах с численностью населения 70 000 человек и более вместо штатной должности районного педиатра введена должность заместителя главного врача по родовспоможению и детству.

Руководитель ЦРБ осуществляет управление и контроль за деятельностью участковых больниц и других медицинских организаций района, систематически организует выезды бригад врачей-специалистов на сельские врачебные участки, ФАПы, заслушивает отчеты о работе руководителей медицинских организаций района, анализирует их планы, статистические отчеты, истории умерших больных, акты патологоанатомических вскрытий и другую медицинскую документацию для правильной организации медицинской помощи населению. ЦРБ обеспечивает организацию скорой и неотложной медицинской помощи населению района.

Основные критерии оценки качества и эффективности деятельности медицинских организаций сельского района:

― показатель заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская);

― первичного выхода на инвалидность;

― смертности (в том числе детской смертности);

― число жалоб населения на доступность, качество и своевременность медицинской помощи;

― распределение больных по результатам лечения (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение);

― расхождение клинического и патологоанатомического диагнозов;

― больничная летальность при отдельных заболеваниях и по отделениям;

― своевременность госпитализации и начала лечения.

Областные медицинские организации.

Ведущей лечебно-профилактической организацией, организационно-методическим и консультационным центром здравоохранения области является областная клиническая больница, для детского населения - областная клиническая детская больница.

Структура областной больницы:

― стационар с приемным отделением (специализированные отделения);

― консультативная поликлиника (может быть отдельной);

― лечебно-диагностические отделения, кабинеты, лаборатории;

― организационно-методический отдел и отделение медицинской статистики;

― отделения экстренной и плановой консультационной помощи;

― рентгено-радиологическое отделение;

― патологоанатомическое отделение;

― хозяйственные подразделения (пищеблок, склады и т. д.).

Задачи областной больницы:

1. Оказание консультативной, специализированной или высококвалифицированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в других медицинских организациях области.

2. Помощь организациям и органам здравоохранения области в повышении качества лечебно-профилактической работы на местах, обобщении передового опыта и совершенствовании форм и методов медицинской деятельности.

3. Координация лечебно-профилактической и организационно-методической

работы, осуществляемой всеми специализированными медицинскими организациями области.

4 Выделение санитарной авиации и наземного транспорта для экстренной и плановой консультативной помощи больным.

5 Систематический анализ состояния здоровья населения области и деятельности лечебно-профилактических организаций, разработка совместно с главными специалистами областного управления здравоохранения необходимых мероприятий по снижению заболеваемости и повышению качества медицинского обслуживания.

На базе областных больниц проводятся первичная специализация и тематическое усовершенствование медицинских работников области. Коечная мощность областной больницу зависит от численности населения области. Средняя мощность областной больницы в Республике Беларусь составляет 700―1 000 коек.

Во всех областях организованы специализированные диспансеры (противотуберкулезный, онкологический и т. д.), а также другие специализированные медицинские организации (областная психиатрическая больница), которые являются областными центрами по оказанию специализированной медицинской и организационно-методической помощи.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦГЭ и ОЗ:

СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Цель: изучение студентами деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, ознакомление студентов со структурой и содержанием работы Центров гигиены и эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭ и ОЗ), государственным характером санитарно-эпидемиологического надзора, его местом в системе здравоохранения.

Задачи :

1. Ознакомить студентов со структурой ЦГЭ и ОЗ, административно-правовыми основами деятельности ЦГЭ и ОЗ, содержанием работы отделов и отделений.

2. Ознакомить с организацией работы врачей, правилами составления планов работы, оформления административно-правовых актов.

3. Ознакомление со структурой и задачами отдела общественного здоровья.

II. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

1. Основные направления деятельности государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Структуру государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Основные направления деятельности организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. Задачи организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6. Структуру и организацию работы ЦГЭ и ОЗ.

7. Организацию работы санитарно-гигиенического отдела ЦГЭ и ОЗ.

8. Организацию работы эпидемиологического отдела ЦГЭ и ОЗ.

9. Организацию работы отдела социально-гигиенического мониторинга.

10. Организацию работы лабораторий ЦГЭ и ОЗ.

11. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

12. Систему учёта и отчётности в организациях государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

13. Роль гигиенического обучения и работы по формированию здорового образа жизни в санитарно-эпидемическом благополучии населения.

14. Структура отдела общественного здоровья и его основные задачи.

III. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

1. Составить план работы врача ЦГЭ и ОЗ на месяц.

2. Оформлять административно-правовые акты.

3. Анализировать деятельность ЦГЭ и ОЗ на основе годового отчёта.

4. Решать ситуационные задачи.

IV. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» изучается студентами высших медицинских учреждений образования в соответствии с образовательным стандартом «Высшее образование», типовой и рабочей программами.

Целью учебного процесса на кафедре общественного здоровья и здравоохранения является подготовка врача-специалиста, отвечающего инновационным запросам современного общества. Особая значимость в этой связи придается формированию высокого профессионального уровня студентов-медиков в вопросах организации санитарно-противоэпидемической деятельности ЦГЭ и ОЗ.

V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Что входит в понятие «Санитарно-эпидемиологический надзор»?

2. Какова структура санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь.

3. Основные директивные документы, регламентирующие деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, ее задачи.

4. Права и обязанности граждан Республики Беларусь и должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения.

5. Функции государственной санитарно-противоэпидемической службы, формы и методы работы санитарного врача.

6. Структура Центра гигиены и эпидемиологии, категории ЦГЭ и ОЗ.

7. Организация и основные направления работы ЦГЭ и ОЗ. Предупредительный и текущий санитарный надзор.

8. Формы и методы планирования работы. Социально-гигиенический мониторинг.

9. Связь ЦГЭ и ОЗ с лечебно-профилактическими организациями и взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы с другими ведомствами и учреждениями. Административно-правовые основы деятельности ЦГЭ и ОЗ.

10. Система учета и отчетности в организациях санитарно-эпидемиологического надзора. Методика анализа деятельности ЦГЭ и ОЗ.

11. Роль санитарного просвещения в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.


Самое обсуждаемое
Сопроводительное письмо, которое удивило Wall Street Сопроводительное письмо студента к резюме пример Сопроводительное письмо, которое удивило Wall Street Сопроводительное письмо студента к резюме пример
Аттестация руководителя управляющей компании ЖКХ: образец должностной инструкции начальника ПТО и лидера участка, обязанности председателя или главы, где обучаются на управляющего жилищно Аттестация руководителя управляющей компании ЖКХ: образец должностной инструкции начальника ПТО и лидера участка, обязанности председателя или главы, где обучаются на управляющего жилищно
Шаблоны резюме, чтобы устроиться на работу Шаблоны резюме, чтобы устроиться на работу


top