Ведение бухучета в некоммерческих организациях. Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации. Учет денежных средств на счетах

Ведение бухучета в некоммерческих организациях. Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации. Учет денежных средств на счетах

В статье будет идти речь об учете в некоммерческих организациях. Каковы особенности и правила, существуют ли нюансы – далее. Некоммерческие организации создаются с целью оказания благотворительности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несмотря на это, они обязаны вести бухгалтерский учет и уплачивать налоги. Что еще необходимо знать о таких организациях?

Необходимые сведения

Некоммерческие (общественные) организации создаются с целью оказания различных благотворительных услуг – культурного типа, образовательного или социального.

Созданной она считается с момента регистрации в органах государства. Срок деятельности некоммерческих предприятий неограниченный. В любом подвиде организации должна иметься смета и баланс.

Учредительными документами являются , учредительное соглашение и решение основателей о создании НКО.

Чтобы зарегистрировать общественную организацию, необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • учредительную документацию (3 экземпляра);
  • решение об открытии организации;
  • данные об учредителях (2 экземпляра);
  • , подтверждающую оплату пошлины государству

Основные термины

Подразделение на виды

Законодательство разрешает регистрировать некоммерческие организации, которые подразделяются на несколько типов. Первый – учреждение (частное, государственное и муниципальное).

Создается оно единственным учредителем-собственником, цель – ведение деятельности некоммерческого характера, управленческие и культурные функции.

Таким основателем может быть и гражданин, и юридическое лицо, которое полностью или частично финансирует учреждение. Может преобразовываться в фонд. Государственные и муниципальные образует Российская Федерация.

Следующий тип – фонд. Цель – благотворительная деятельность, культурная и образовательная. Не подлежат реорганизации. Управляет фондом коллегиальный орган. За деятельностью, распределением средств наблюдает совет попечительства.

Автономная некоммерческая организация может образовываться одним или несколькими учредителями. Целью ее является предоставление услуг в области образования, науки, искусства. Это единственный тип НКО, учредители которого могут меняться.

Может преобразовываться только в фонд. Религиозная организация – общество более 10 граждан, которые исповедуют веру.

В другие организации не имеет права преобразовываться. Собственность организации включает в себя пожертвования от людей. Взыскания по требованию кредитора не налагаются.

Общественная организация – НКО, которая в составе должна иметь не менее 3 – х человек. Цель – удовлетворение нематериальных запросов граждан. Может преобразоваться в фонд или автономную организацию.

Ассоциация (союз) создается гражданином или юридическим лицом, может и одновременно обеими сторонами. Учредителей должно быть не меньше двух. Может преобразовываться в фонд, автономную или общественную НКО.

Потребительский кооператив – НКО, создаваемая в целях удовлетворения материальных потребностей путем внесения членами общества взносов.

Товарищество собственников недвижимости – учреждается владельцами недвижимого имущества с целью владения, пользования и распоряжения того имущества, которое принадлежит обществу.

Адвокатская палата объединяет всех адвокатов единственного субъекта Российской Федерации. Адвокатское образование создается адвокаты для осуществления своей деятельности. Образуется в виде бюро или консультации, коллегии.

Казачье общество – НКО, которое объединяет людей с целью сохранения казачьей культуры и традиций. Община коренных народов HA с малой численностью объединяет граждан с малым населением, чтобы защищать интересы и культуру.

Нормативное регулирование

Для применения упрощенного налога существует несколько способов – подача заявления во время регистрации и изменение системы обложения налогами на упрощенку.

В первом случае подается специальное . Делается это при первом обращении в налоговую инспекцию, когда получается статус плательщика налогов.

Второй вариант допускается в том случае, если НКО использует другой режим, но в связи с обстоятельствами хочет перейти на УСН.

При применении упрощенной системы имеются ограничения:

Организация общественного типа на общем режиме также должна уплачивать налоги. Один из них – .

Но, если НКО при получении денег за услугу (например, культурного типа) приобрела необходимое оборудование для достижения своих целей, то сумма облагаться налогом не будет.

Управленческий

Управленческая деятельность осуществляется высшим и исполнительным органом. Главная цель – контроль по соблюдению цели, ради которой организация создавалась.

Задачи управленческой деятельности:

  • внесение поправок в учредительные документы;
  • определение тех видов деятельности, которые будут являться приоритетными;
  • правильное использование имущества организации;
  • утверждение отчетности;
  • открытие филиалов НКО;
  • принятие участия в деятельности других общественных организациях.

Особенности при ведении учета

Согласно законодательству, деятельность ведется на основании . Это главный внутренний документ, которым регулируется порядок ведения учета организации.

Разрабатывается и ведется главным бухгалтером. В политике учета необходимо указать следующие данные:

  • рабочий план счетов;
  • формы документов, которые применяются для оформления фактов хоздеятельности;
  • инвентаризация активов – каким образом осуществлялась;
  • каким методом оценивались активы;
  • как обрабатывалась документация;
  • контроль по проведению хозяйственных операций;
  • прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерской деятельности.

Задачи учетной политики НКО:

  • полное отражение факторов деятельности организации;
  • своевременное их отображение в отчетности;
  • следить за тем, чтобы не образовывались скрытые активы;
  • равенство показателей аналитического и синтетического учетов;
  • рациональное ведение учета бухгалтерии.

Готовой продукции

Готовая продукция – окончательный продукт процесса производства в организации. Это те предметы, которые обработались, отвечают требованиям и сданы на склад.

Задачи учета продукции:

  • контроль по выпуску и сохранностью на складе;
  • правильное оформление документами продукции, которая была отпущена;
  • контроль по выполнению соглашения по поставке;
  • расчет прибыли и затрат.

Готовая продукция предназначена только для продажи. Чтобы учет было легче вести, назначается учетная цена, которую организация выбирает самостоятельно.

В качестве такой цены можно использовать себе стоимость, цену по , оптовую или розничную.

Членских взносов

Членство в некоммерческих организациях является добровольным. В бухгалтерском учете взносы обозначаются как расходы.

Если от этих расходов организация получает положительный результат, то они отображаются в отчетности. Взносы являются основным источником финансирования общественных организаций.

Основных средств

Основным средством считается актив, если:

  • цель объекта – использование в изготовлении продукции;
  • объект будет использоваться длительное время – больше года;
  • организация не будет перепродавать его;
  • в дальнейшей деятельности объект принесет доход.

Если срок полезного использования объекта истек, то он не списывается, а продолжает числиться в организации и отображаться в отчете. Подлежит списанию только тогда, когда общество не намерено его больше использовать.

Основные средства могут поступать:

  • из уставного фонда;
  • целевого финансирования;
  • в качестве подарка от других учреждений или физических лиц;
  • прибыль, полученная в ходе предпринимательской деятельности.

Основанием для взятия основных средств на учет является . Проводки:

Договоров о совместной деятельности

Согласно , стороны обязаны объединить вклады и действовать сообща. Условие такого соглашение – внесение финансов для общего дела.

Количество сторон может быть неограниченным. Некоммерческие организации имеют право заключать подобные договоры, если их целью не является осуществление предпринимательской деятельности.

В законодательстве нет требований к форме соглашения, поэтому оно может оформляться как в устном, так и в письменном виде. Полученная прибыль признается общей. Заключаться может на конкретный срок или бессрочно.

Если одна из сторон хочет выйти, необходимо уведомить вторую не менее, чем за 3 месяца. Основаниями прекращения договора могут являться:

  • одна из сторон является недееспособной;
  • один из товарищей оказался банкротом;
  • смерть участника или ликвидация общества;
  • личные причины, отказ по собственному желанию;
  • срок действия соглашения истек.

В учете бухгалтерии каждой из сторон договора должны содержаться сведения об операциях, которые были проведены совместно. Необходимо высветлить свою долю затрат и обязательств, результаты деятельности.

Раздельный учет НДС в НКО

Если общественная организация занимается предпринимательской деятельностью, то она является налогоплательщиком.

Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации. При этом к коммерческой тайне не могут быть отнесены следующие сведения:

  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций (далее НКО);
  • о размерах и составе имущества НКО;
  • о расходах;
  • о численности и составе работников;
  • об оплате труда работников;
  • об использовании безвозмездного труда граждан.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета определяют следующие нормативные документы:
  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;
  • План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
При этом следует учитывать, что на некоммерческие организации не распространяются следующие положения по бухгалтерскому учету:

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 25 ноября 1998 года № 56н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „События после отчетной даты“ ПБУ 7/98»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 28 ноября 2001 года № 96н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Условные факты хозяйственной деятельности“ ПБУ 8/01»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 13 января 2000 года № 5н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Информация об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 27 января 2000 года № 11н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Информация по сегментам“ ПБУ 12/2000»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 92н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000»;

— Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учет нематериальных активов“ ПБУ 14/2000».

Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями следующие:

1. Они могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

— Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

— Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

— Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

при отсутствии соответствующих данных.

3. Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется:

  • Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • Пояснительная записка.
При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться:

— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года№ 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99»;

— иными положениями по бухгалтерскому учету;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма № 1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» включает группу статей «Целевое финансирование».

Порядок заполнения Отчета о целевом использовании полученных средств, приведен в «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6) некоммерческие организации указывают данные:

  • об остатках средств, поступивших в виде вступительных, членских, добровольных взносов;
  • о поступлении средств, в течение отчетного периода;
  • о расходовании средств, в течение отчетного периода;
  • об остатках средств на конец отчетного периода.
Если расходы, произведенные в течение отчетного периода (с учетом остатка на начало периода), превысили имеющиеся целевые средства, то разность указывается по статье «Остаток на конец отчетного периода» в круглых скобках, а в бухгалтерском балансе (форма № 1) — в составе прочих оборотных активов. В пояснительной записке необходимо дать пояснения.

Организация может самостоятельно добавлять в форму отчета статьи для данных, являющихся существенными, если в стандартной форме № 6 такие статьи не предусмотрены.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность.

Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о целевом использовании полученных средств,

тогда как другие НКО представляют еще и квартальную отчетность (в течение 30 дней по окончании квартала).

Соответственно эти организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.

Бухгалтерская отчетность, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), представляется в налоговый орган, и в орган статистики, на основании Постановления Госкомстата России от 27 сентября 1995 года № 157, а также другим заинтересованным пользователям, например, жертвователям и грантодателям.

Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности обязаны представлять форму № 6.

В качестве форм бухгалтерской отчетности организация вправе использовать как формы, утвержденные Приказом Минфина России № 67н, так и самостоятельно разрабатываемые формы при условии соблюдения общих требований к бухгалтерской отчетности и непосредственно отчетным формам, определенных ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).

Обратите внимание!

Существуют и такие некоммерческие организации, которые могут не представлять бухгалтерскую отчетность. К ним относятся религиозные организации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 16 мая 2003 года № ВГ-6-02/563@ «О представлении бухгалтерской отчетности религиозными организациями» сообщало, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что этот Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

А это значит, что религиозные организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.

Так, в частности, Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве в Письме от 15 марта 2005 года № 20-12/16361 дает следующие разъяснения по этому вопросу:

«Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации, включая религиозные организации.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.

Таким образом, обязанность по представлению декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет.

В п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики (включая религиозные организации, имеющие доходы, подлежащие налогообложению) по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации по упрощенной форме.

Листы и приложения к ним, включающиеся в декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, отмечены в графе 3 таблицы, приведенной в разд. 1 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 №БГ-3-02/585 (далее — Инструкция), знаком »*«.

Декларация за налоговый период включает в себя листы и приложения, отмеченные в графе 4 таблицы знаком «*».

Листы и приложения, являющиеся общими для всех налогоплательщиков, указаны в графе 5 таблицы. К ним относятся: лист 01 «Титульный лист», разд. 1, а также лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций».

Остальные листы и приложения включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган в том случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом, применяет специальный налоговый режим, установленный гл. 26.4 НК РФ, или в его состав входят обособленные подразделения.

На основании п. 1.7 Инструкции налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода в соответствии с п. 3 ст. 289 НК РФ.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в соответствии с п. 4 ст. 289 НК РФ.

По истечении налогового периода некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме.

Таким образом, религиозные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларации по налогу на прибыль организаций только по истечении налогового периода.

В состав этой декларации входят:

— титульный лист декларации;

— разд. 1;

— лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);

— лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (при наличии таких поступлений).

В Письме МНС России от 16.05.2003 №ВГ-6-02/563@ разъяснено, что религиозные организации, не имеющие объектов обложения налогами, предусмотренными налоговым законодательством, не представляют в налоговые органы по месту учета бухгалтерскую отчетность.

При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ«.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

При формировании учетной политики бухгалтеру НКО следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческой организации.

Некоммерческим организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика некоммерческой организации формируется в соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя НКО.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля хозяйственных операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики некоммерческой организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики, относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

Изменение учетной политики некоммерческой организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобным.
Не считается изменением учетной политики учреждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя.

Разработка приказа по учетной политике должна осуществляться с учетом специфики деятельности каждого НКО.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета, осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательными нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то организации вправе самостоятельно разработать способы ведения бухгалтерского учета соответствующие Положению об учетной политике.

С момента введения в действие части второй НК РФ все организации, являющиеся налогоплательщиками, обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Таким образом, на уровне федерального закона устанавливается обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела, касающегося налогообложения, или разработки и утверждения отдельного аналогичного документа.

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

— порядок формирования суммы доходов и расходов;

— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

— сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

— порядок формирования сумм создаваемых резервов;

— сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В раздел учетной политики, регулирующий организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

— ответственного за организацию налогового учета;

— ответственного за ведение налогового учета;

— график документооборота или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;

— формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета.

Разработку учетной политики для целей налогообложения следует производить исходя из того, какие налоги платит некоммерческая организация, как формируется налоговая база по отдельным видам налогов, а также из принятой в организации схемы документооборота.

Некоммерческие организации обязаны раскрывать в учетной политике избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского и налогового учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Создание некоммерческих организаций в их современном понимании началось в конце 80-х начале 90-х годов.

ГК РФ определил общие нормы деятельности некоммерческих организаций и некоторые их формы.

Принятые затем законы о некоммерческих и благотворительных организациях расширили виды их организации и развили принципы их деятельности.

Появление новой формы организации стало учитываться и в налоговом законодательстве.

Вместе с тем область бухгалтерского учета в некоммерческих организациях практически не развивается.

В настоящее время в средствах массовой информации предлагается большое количество разнообразных вариантов по отражению в учете некоммерческих организаций той или иной операции, которые зачастую противоречат, а иногда и взаимоисключают друг друга.

Можно выделить следующие подходы к построению системы учета некоммерческих организаций:

— аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;

— аналогично бюджетным организациям.

Наиболее часто встречаются в литературе по бухгалтерскому учету, рекомендации по использованию в учете некоммерческих организаций концепцию учета непроизводственной сферы, которая состоит из достаточно произвольной компановки общепринятой методики отражения операций на двух счетах: 29 — «Обслуживающие производства и хозяйства» и 86 — «Целевые финансирование и поступления».

Но социальная сфера никогда не имела существенного значения для учета и баланса промышленных предприятий. Счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства» носит характер вспомогательного счета для аккумулирования и списания непроизводственных затрат за счет других источников.

Не развита в системе производственного учета и методика работы счета 86 «Целевое финансирование», который используется этими предприятиями эпизодически, и также не несет существенной информации.

Таким образом, в основу учета некоммерческих организаций заложены и выведены на главную роль второстепенные участки коммерческого учета, никогда не имевшие в базовом плане счетов самостоятельного существенного значения и практики корреспондентского использования.

Причем центральное место занимает именно затратный счет 29 «Обслуживание производства и хозяйства», как наиболее продвинутый в плане методологии учета по сравнению со счетом 86 «Целевое финансирование».

С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.

Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.

Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.

Ситуация усложняется также и налоговыми органами.

Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.

Некоторые авторы предлагают адаптировать систему бюджетного учета к условиям НКО. Однако с введением нового Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26 августа 2004 года № 70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету», на наш взгляд, слишком усложняет ведение бухгалтерского учета.

Но некоторые методики, которые используются в бюджетном учете, все-таки можно рекомендовать к применению в практике некоммерческих организаций. В частности по вопросу отражения на счетах бухгалтерского учета курсовых разниц.

Учет курсовых разниц — один из самых проблемных вопросов для некоммерческих организаций.

Инструкция по бюджетному учету разделяет движение целевых средств в зависимости от того, занимается или нет данная организация предпринимательской деятельностью.

Бюджетные организации не занимающиеся предпринимательской деятельностью, получившие средства в иностранной валюте, курсовые разницы по таким операциям относят на счета учета целевого финансирования (причем положительная разница увеличивает доходы, а отрицательная — уменьшает). А по операциям, связанным с предпринимательской деятельностью, — курсовые разницы относят на счета доходов.

Существует еще одна особенность системы учета в бюджетных организациях: субсчета с номером «1» предназначены для учета бюджетных средств, а с номером «2» — для средств от предпринимательской деятельности.

Таким образом, используя предложенную схему для некоммерческих организаций, можно рекомендовать следующие бухгалтерские проводки для отражения курсовых разниц:

1. для некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью:

— положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»;

— отрицательные разницы:

Дебет 86/1 «Целевое финансирование/уставная деятельность»

Кредит 52 «Валютный счет»;

2. для некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью:

— положительные разницы:

Дебет 52 «Валютный счет»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»;

— отрицательные разницы:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 52 «Валютный счет».

Предлагаемая схема учета состоит в том, что она лишь использует некоторые правила бюджетной системы учета и не являются при этом их точной копией.

В любом случае, наиболее удобным в применении для НКО, будет план счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Наиболее важной частью для НКО будет разработка методики отражения операций по счету 86 «Целевого финансирования».

В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.
Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 86 «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» — кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

— кассовый метод учета поступлений денежных средств,

— совмещение методов при расходовании средств. Так, например, денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета 86 «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.

В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.

Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:

— если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);

— если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.

Однако данный метод может быть применен только в случае:

  • если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;
  • если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.
Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.

Общая информация по конфигурации

Программный продукт разработан на основе конфигурации 1С: Бухгалтерия предприятия , ред.2.0 с сохранением всех типовых механизмов и возможностей данной конфигурации.

Функциональные возможности программы позволяют вести одновременный учет коммерческой и некоммерческой деятельности, бухгалтерский и налоговый учет всех остальных участков организации - за счет интеграции с программой 1С: Бухгалтерия предприятия .

Реализована полная интеграция коммерческой и некоммерческой деятельности в следующие участки учета:

  • учет материалов;
  • складской учет;
  • учет торговых операций;
  • учет операций с денежными средствами;
  • учет основных средств и нематериальных активов;
  • учет производства;
  • начисление заработной платы;
  • учет хозяйственной деятельности нескольких организаций в единой базе.

В программе возможно применение любых налоговых режимов (УСН, ЕНВД, обычная система налогообложении, ИП) и переход с одного налогового режима на другой в рабочей базе за несколько минут.

Механизм учета хозяйственных операций по источникам финансирования

Особенностью программного продукта Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации является то, что во все документы добавлена возможность выбора источника финансирования.

В программе возможно ведение списка источников финансирования некоммерческой организации.

Предусмотрен раздельный учет всех хозяйственных операций по источникам финансирования.

В программе имеется возможность контроля расхода денежных средств по источникам финансирования. При проведении документа при перерасходе по источнику система выводит соответствующее сообщение.

В программе реализован механизм автоматического ведения хозяйственных операций за счет распределяемых (составных) источников финансирования, когда проводка должна делиться пропорционально составу источника

Предусмотрена возможность автоматического распределения сумм хозяйственных операций по нескольким источникам финансирования.

  • Сразу при проведении документа (при включенном флажке Распределять по источникам ).
  • В конце месяца документом Распределение источников за месяц .

Целевое финансирование

В программе Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации реализована возможность учета различных начислений/взносов.

Для учета поступления целевых средств предусмотрены следующие варианты:

  • Вариант учета без начисления доходов (Кассовый метод)
  • Вариант учета с предварительным начислением доходов.

В программе существует возможность выписки уведомлений на оплату членам НКО.

В программе предусмотрена возможность отражения операций по безвозмездному поступлению имущества.

И по безвозмездной передаче имущества.

В программе Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации предусмотрена возможность рассылки СМС.

Предусмотрена возможность активации модуля с помощью пин-кода, в результате чего автоматически создается аккаунт. В настройках аккаунта пользователь может посмотреть всю необходимую информацию, а также может устанавливать:

  • Период, в течении которого отправка СМС будет приостановлена;
  • Максимальную длину СМС (ограничение на количество символов СМС) и нежелательную длину СМС (при проверке документа отправка сообщений будет выходить предупреждение о наличии подобных строк).

В программе есть возможность пополнения баланса. Специальный встроенный модуль позволяет максимально автоматизировать процесс массовой рассылки СМС, экономя время и деньги.

В программе имеется возможность просмотра:

  • «Статистики использования». Здесь пользователь может посмотреть виде диаграммы количество сообщений переданных на отправку и отправленных получателям.
  • Пользователь может посмотреть «Динамики изменения баланса», т.е. количество СМС на балансе и средний объем одной отправки.

С помощью сервиса возможна отправка сообщений одновременно:

  • Одному пользователю
  • Нескольким пользователям. Поле получатели можно заполнить вручную или автоматически, для этого просто необходимо убрать отбор и перезаполнить поле «Получатели».

Предусмотрена возможность отправлять сообщения в определенный период или сразу же после создания документа.

Система позволяет рассылать до 300 сообщений в секунду на номера любых операторов связи.

В программе Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации существуют «Правила отбора получателей».

Предусмотрен список видов сравнения отбора.

В программе имеется возможность создания шаблона сообщения для всех пользователей, отправлять информационные СМС сотрудникам компании - это могут быть новости компании, оповещения о необходимости оперативно связаться с клиентом, сообщения о поступившем заказе и пр.

Во многих некоммерческих организациях часто возникает вопрос: «Откуда взять средства на реализацию поставленных целей?». Для решения этого вопроса необходимо привлечение финансовых ресурсов, то есть фандрайзинг. С помощью СМС рассылки Вы сможете легко и быстро доставить рекламное или информационное сообщение своим клиентам, независимо от их количества и текущего месторасположения.

Учет затрат по некоммерческой деятельности

В программе Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации предусмотрена возможность ведения 20 счета Основное производство в разрезе субсчетов: Основное производство, Производство продукции из давальческого сырья и Затраты по некоммерческой деятельности.

Предусмотрен учет затрат на счете 26 Общехозяйственные расходы в разрезе двух субсчетов: Общехозяйственный коммерческий и

Реализовано автоматическое закрытие субсчета 20.3 Затраты по некоммерческой деятельности и субсчета 26.02 Общехозяйственный некоммерческий на счет 86 Целевое финансирование документом Закрытие месяца .

Износ ОС

В программе Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации реализованы особенности ведения учета основных средств в некоммерческих организациях.

Предусмотрен учет ОС и начисление износа.

Реализован отчет Ведомость износа ОС . В отчете можно вывести данные о начисленном за период износе основных средств.

Отчетность

Для удобства пользователей в стандартных бухгалтерских отчетах имеется возможность получить информацию по каждому из источников финансирования, либо по всем источникам финансирования сразу.

Существует возможность группировки и отбора по источникам финансирования.

В программе Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации реализована специализированная отчетность некоммерческих организаций.

Предусмотрена возможность автоматического заполнения бухгалтерского баланса некоммерческой организации и отчета о целевом использовании полученных средств с возможностью расшифровки каждой строки.

Реализована статистическая отчетность по форме 1-НКО Сведения о деятельности некоммерческой организации с возможностью автоматического заполнения и форма ТЗВ-НКО Сведения о расходах некоммерческой организации.

Реализована статистическая отчетность в МинЮст по форме №ОН0001 Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов.

Реализована статистическая отчетность в МинЮст по форме №ОН0002 Отчет о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Двухсторонний обмен данными с конфигурацией 1С: Зарплата и управление персоналом 8

В программе Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации реализована возможность обмена данными с конфигурацией .

Имеется возможность передачи в конфигурацию 1С: Зарплата и управление персоналом сведений о плане счетов, видах субконто и объектах аналитического учета (в т.ч. Проекты и Источники).

Учет родительской платы

В программе Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации реализована дополнительная возможность для учета родительской платы:

  • возможность хранения сведений о детях (воспитанниках детского учреждения)
  • учет начислений и оплаты родителей за содержание детей
  • возможность формирования квитанций
  • возможность формирования заявления физического лица на перевод денежных средств в счет оплаты содержания детей
  • гибкая настройка ставок родительской платы
  • возможность формирования ведомости по расчетам с родителями за содержание детей
  • учет компенсации родительской платы с возможностью формирования ведомости расчета компенсации

Бухучет в НКО производится по тем же правилам, что и бухучет в обычных коммерческих организациях. Но на практике из-за специфичности деятельности НКО бухгалтеры часто сталкиваются с трудностями по отражению в бухучете тех или иных операций. Подробнее об этом в нашей статье.

Схема работы некоммерческих организаций

Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурно-образовательной;
  • научной;
  • спортивной;
  • духовной (нематериальной);
  • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Рассмотрим подробнее каждый из вариантов.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие

Примечание

Получены и учтены в доходах целевые средства

07, 08, 10, 50, 51, 52

НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

Начисление амортизации ОС

Расчет амортизации ОС производится линейным способом раз в год в течение срока, установленного классификатором амортизационных групп (план счетов, абзац 2 п.17 ПБУ 6/01). Ежемесячно рассчитывать износ ОС не надо. По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

Выбытие ОС

Списана балансовая стоимость ОС, НМА

Продажа ОС

Оплата покупателя ОС

При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

С подробными разъяснениями можете ознакомиться в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств»

Списание учтенной стоимости проданного ОС

Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

Финансовый результат от продажи ОС

Выявлена прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Списана учтенная амортизация ОС

Отражены организационные затраты НКО

Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

Налог на имущество, земельный налог, транспортный

Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

01, 10, 50, 51, 52

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.

Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Действие

Примечание

Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

Отражена покупка ОС, НМА за счет целевых средств

Выручка от реализации товаров, оказания услуг

Учитывается по правилам, относящимся к коммерческим организациям

Отражаются расходы, связанные с предпринимательством

Затраты на оплату труда работников, занятых в предпринимательстве

Затраты на материалы, услуги, работы сторонних организаций, ИП

Амортизация по ОС, НМА, задействованным в предпринимательстве

Формирование результатов от предпринимательства

Отражение в результатах стоимости покупки, производства проданных товаров

Ежемесячное отнесение произведенных затрат на финансовые результаты

Ежемесячное закрытие сальдо по сч. 90

Полученная прибыль (убыток) по окончании года отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Покупка-реализация ценных бумаг

Приобретение ценных бумаг.

С подробными разъяснениями по бухучету ценных бумаг можете ознакомиться в статьях:

Переоценка ценных бумаг (ежемесячная или ежеквартальная)

Затраты на брокерские, консультационные и прочие услуги, связанные с обращением ценных бумаг

Проданы ценные бумаги

Списана учетная стоимость ценных бумаг

Формирование результатов от операций с ценными бумагами

Выявлена прибыль (убыток)

Перенос прибыли (убытка) на счет целевых средств по завершении года (деятельности)

С более подробными разъяснениями по составу бухгалтерской отчетности НКО вы можете ознакомиться в нашей отдельной статье «Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций» .

Итоги

Проще всего проводить бухучет НКО, осуществляющей только общественно-основную деятельность. Результаты от нее фиксируются на сч. 86. Сложнее вести бухучет НКО, дополнительно занимающейся предпринимательством. В этом случае бухгалтеру придется четко разделять результаты общественно-основной деятельности (с аккумулированием на сч. 86) и предпринимательской (с аккумулированием на сч. 90). Результаты от прочей деятельности НКО (продажа активов) учитываются на сч. 91. Прибыль (убыток) по предпринимательской и прочей деятельности должна закрываться по итогам года на сч. 86.


Самое обсуждаемое
Планово-предупредительный ремонт и его роль на производстве Планово-предупредительный ремонт и его роль на производстве
В каком случае допускается замена отпуска денежной компенсацией? В каком случае допускается замена отпуска денежной компенсацией?
Полезная информация о благотворительных фондах Полезная информация о благотворительных фондах


top