Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи. Коста хетагуров основоположник осетинской литературы. Презентация ко дню рождения коста хетагурова

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи. Коста хетагуров основоположник осетинской литературы. Презентация ко дню рождения коста хетагурова

Коста Леванович Хетагуров Поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято… «Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык, как счастьем, дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу Я мог когда-нибудь к свободе проложить». Селение Нар. Отец и мать. Леван Елизбарович Хетагуров Мария Гавриловна Ставропольская мужская гимназия. Учился Коста сначала в сельской школе, потом 10 лет в Ставропольской мужской гимназии. Петербургская академия художеств Хетагуров проходит школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля. Через два года из Кубанской области пришло известие, после которого Коста долго не мог прийти в себя. Ему перестали платить 25- рублёвую стипендию. Вскоре Коста покинул гимназию. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Ущелье Аман – Ауз» На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз. Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами. К.Хетагуров умел передать могущество кавказской природы. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Дети – каменщики» Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами. Репродукция картины К.Л.Хетагурова «Горянка, идущая за водой» На картине «Горянка, идущая за водой» художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть. Но главной творческой стезей Хетагурова остается поэзия. ЗАВЕЩАНИЕ Прости, если отзвук рыданья Услышишь ты в песне моей: Чье сердце не знает страданья, Тот пусть и поет веселей, Но если бы роду людскому Мне долг оплатить довелось, Тогда б я запел по-другому, Запел бы без боли, без слез. ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ Дети Осетии, Братьями станем В нашем едином И дружеском стане. С нами высокое Знамя народа. К свету, с победною Песней похода! К правде сверкающей Смело шагайте! Трусы, бездельники, Прочь! Не мешайте! Стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Памяти М. Ю. Лермонтова Зачем, поэт, зачем, великий гений, Явился ты так рано в этот мир, Мир рабства, лжи, насилья и гонений, Мир, где царил языческий кумир?.. Зачем судьба с таким ожесточеньем Гнала тебя из-за пустых интриг Трусливых бар, взлелеянных бездельем, Когда клеймил их твой могучий стих? Ты нужен был не царству бар и рабства, А вот теперь, когда талантов нет, Когда нас всех заело декадентство, О, если бы ты жил теперь, поэт! Твой мощный стих, могучие аккорды Рассеяли б остаток прежней тьмы,- Тогда бы по пути добра, любви, свободы Пошли бы за тобой вперед со славой мы. Создавая стихи на русском языке, часто подражательные, Хетагуров сумел отточить свое мастерство, которой в полной мере вылилось в единственной его книге «Осетинская лира», составившая славу, признание и память потомков. «Ирон фандыр» - единственная книга его стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. 1898 году вышло пробное издание, а в 1899 году книга «Ирон фандыр» становится книгой всенародного чтения. В неё входят и стихи для детей и о детях, которые вначале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям». БУДЬ МУЖЧИНОЙ Встань рано, будь мужчиной, Умойся, помолись: «О господи единый, Защитой мне явись!..» Будь в доме хлеба вволю, Ты б свой имел кусок. А нет - так будь доволен Чуреком, мой сынок! Скорей беги учиться, Да сумку не забудь! Не будешь ты лениться - Найдешь свой верный путь! Учись, дружок, с охотой, Чтоб мудрость всю познать, И с радостью работай, Чтоб человеком стать! Скульптура М.Томаева «Коста – просветитель». В музее стоит скульптура скульптора М. Томаева «Коста – просветитель». Коста Хетагуров стоит рядом с мальчиком, который держит в руках книгу. Он учит школьника любить Родину, быть сильным, мужественным, искать и найти в жизни свой верный путь! Музей в селении Нар В республике ежегодно, в октябре месяце, проводится неделя памяти Коста Хетагурова. Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина. Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала», этнографический очерк «Особа» - все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа. Раньше других была написана и опубликована поэма «Фатима» (1889 г.). Свое внимание он сосредотачивает на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах. К концу 1903 года, больной и одинокий, он остается в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб Памятники К.Хетагурову в г. Владикавказе. В последний путь Коста провожали осетины, карачаевцы, русские, черкесы, ингуши и представители других национальностей. Плакали женщины, не могли удержать слез и мужчины. Это была утрата всех народов Кавказа. Спустя неделю тело поэта перевезли в Северную Осетию и перезахоронили во Владикавказе Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце... К. ХЕТАГУРОВ

Слайд 1

Коста Леванович Хетагуров
15.10.1859 – 1.04.1906

Слайд 2

Детство
Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой. Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Его женой была дочь местного священника Сухиева. Позже Коста говорил о ней: «О Хъызмыда нечего и говорить. Она меня … не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Слайд 3

Учёба
Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское. Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище. С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

Слайд 4

Ссылка
В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке. Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок. Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».

Слайд 5

Возвращение из ссылки
В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва поселившись в Пятигорске, затем он переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ». В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели. Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью - и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области. По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезен во Владикавказ.

Слайд 6

Память
В 1944-1957 гг. город Назрань назывался Коста-Хетагурово. Карачаево-Черкесия Именем поэта названо осетинское село, где он скончался Северная Осетия Во Владикавказе перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста. Во Владикавказе есть также улица Коста Хетагурова. Имя поэта носит крупнейший вуз республики - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова. Южная Осетия В честь поэта названо село Хетагурово в Южной Осетии, его имя носит драматический театр в Цхинвале. В парке культуры города Ленингори в октябре 2009 года установлен памятник поэту. Санкт-Петербург На стене дома, где Хетагуров жил во время учёбы в Академии художеств, установлена памятная доска. Во дворе Академии художеств в 2009 году открыт памятник Хетагурову. Очаков Одна из улиц Очакова носит имя Коста Хетагурова. Грузия В 2007 году, 28 октября в Тбилиси, в сквере на улице Хетагурова, был открыт бюст Коста Хетагурову


Сам Коста в своей автобиографии писал: «Я родился в 1859 году в осетинском селении Нар, высоко в Кавказских горах, на скалистом выступе, и когда рассеивается туман, он напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин, тесных ущелий. Отец мой Леван Елизбарович Хетагуров был участником Венгерской кампании усмирения Польши. Во главе полка туземного населения Северного и Южного Кавказа служил во Владикавказе, командуя сотней милиции осетин. Мать моя Мария Гавриловна Хетагурова-Губаева была дочерью прапорщика русских войск, умерла, когда мне было 2 года, и меня в большой любви воспитывала Чензе Хетагурова дальняя родственница по отцовской линии, женщина золотого сердца и доброго нрава». Семья


Отец понимал значение просвещения и старался дать сыну образование: Нарская сельская школа, Владикавказская прогимназия, Каланджинское начальное училище, Ставропольская гимназия. Коста оказался под опекой замечательных педагогов-попечителей учебных заведений края Я.М. Неверова, учителя рисования гимназии В.И. Смирнова, которые помогли раскрыться его большому дарованию. Рисовать Коста начал рано, и в 1877г его картины были направлены в Москву на всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где получили самую высокую оценку. Коста Хетагуров в студенческие годы


В начале восьмидесятых Коста едет в Петербург, где прошел школу мастерства у Репина, Маковского, Сурикова, Серова, Врубеля, ставших в последствии гордостью русского классического искусства. Всемирно известны его картины: Природный мост, За водой, Перевал Зикара, Скорбящий ангел, Гора Столовая, Долина Теберда, Портрет Мисибри Гутиева, Портрет Анны Цаликовой, известны его декорации к Хаджи Мурату и Цыганскому барону. В 1887 г. выставка картины Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии во Владикавказском коммерческом клубе имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек. Автопортрет К.Хетагурова




В Петербурге К. Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. Коста сближается с семьей Софьи Васильевны Тархановой, - рассказывала Томбашки. - В доме княгини собирались такие представители передовой русской и кавказкой интеллигенции, как братья Джавахишвили, Андронников, Кони, географ Миклухо- Маклай, Шеллер-Михайлов, Александров (защитник Веры Засулич), Н.А.Морозов, К.Д.Эристави, Е.М. Семенская и другие. Традиционно Коста Хетагуров считается основоположником литературного осетинского языка. В 1899 году он выпустил поэтический сборник «Осетинская лира» (осет. «Ирон фæндыр»), в котором, среди прочего, были впервые опубликованы стихи для детей на осетинском языке. Из Петербурга Хетагурова высылают по политическим мотивам во Владикавказ, где он публикуется в газетах Казбек, Северный Кавказ, в журнале Терские ведомости. Сатирическую поэму Кому на Руси живется весело публикует газета Северный Кавказ, Коста пишет стихи на осетинском и русском языках.


В 1891 г. По распоряжению начальника Терской области генерала Каханова выслан из Владикавказа за протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода Победоносцев по поводу закрытия женской школы. Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести бесцельное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и талант к какому-либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы. Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался отец поэта. Портрет Анны Цаликовой Коста Хетагуров гордость Осетии и всего советского народа. М.ШОЛОХОВ


В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. 26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки по инициативе все того же генерала Каханова, которому Коста досаждал своими статьями и сатирическими произведениями. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно. чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.


В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно- просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек». Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста, больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог. Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста. В. АБАЕВ


19 марта 1906 г. перестало биться его благородное сердце. При жизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось, что ушел человек необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера. Память о Коста и сегодня жива в народе. Воспевают его сегодня и те, против кого было направлено его перо: прислужники всех мастей, продающие и предающие народ и Родину. Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце...(К.Хетагуров)


Я хочу завершить словами Коста, выражающими смысл его жизни и творчества: Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык как счастьем дорожить, Отдать за шаг один, который бы народу, Я смог когда-нибудь к свободе проложить. Подготовила: Ученица 10 «А» класса Яковлева Екатерина Учитель: Мельникова В.А

Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и печататься, потому что и многие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него. Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце... К. ХЕТАГУРОВ Коста Хетагуров Основоположник осетинской литературы, великий поэт, художник и общественный деятель. Константин (Коста) Леванович Хетагуров родился 15 октября, 1859 года в селении Нар Северной Осетии. Мать его Мария Гавриловна Губаева умерла вскоре после его рождения, и его воспитала Чендзе Хетагурова, которую Коста не раз вспоминал добрым словом («Кто ты?» - «Чи дэ?»). Отец Коста, Леван Елизбарович, малограмотный, но мудрый и честный человек, пользовался большим авторитетом среди горцев. Отец мальчика, прапорщик Леван Элизбарович Хетагуров, служил помощником командира конной сотни Терской милиции. Он прекрасно понимал значение образования и после окончания Коста Нарской церковноприходской школы определил его во Владикавказскую прогимназию. Далее Коста Хетагуров продолжил учебу в Ставропольской гимназии, Петербургской Академии художеств. Мировоззрение поэта сформировалось под влиянием осетинского фольклора и революционно-демократических традиций русской культуры. Поэзия Хетагурова была подлинно народной не только по содержанию, но и по форме. Поэт создавал образы народных певцовсказителей («Кубады»), перерабатывал мотивы и образы обрядовой поэзии («На кладбище»), на основе осетинских сказаний и легенд написал поэму «Хетаг». Сюжеты и образы черпал из народных песен, сказок, пословиц («Новогодняя ночь», «Колыбельная», «Мать сирот», «В пастухах», «Олень и еж», «Безумный пастух», «Упрек», «Редька и мед»). Творчество поэта на русском языке органически связано с идейно-тематическим содержанием «Осетинской лиры». Его историко-этнографический очерк «Особа» - одно из лучших произведений по этнографии осетин. В очерке собран богатый фактический материал о быте Осетии, экономике, общественных отношениях и правовых нормах осетинского патриархально-феодального уклада. Читатель находит в нем ту же картину многотрудной, безрадостной жизни труженика-горца, что и в «Осетинской лире». В стихотворениях, написанных по-русски («В бурю», «Песнь раба», «На смерть горянки», «Не поможешь ты горю слезами»), в рассказе «Охота за турами», поэмах «Перед судом», «Фатима», «Плачущая скала» поэт развил многие темы, характерные для его поэзии на осетинском языке. Прежде всего это тема родины. Самоотверженное служение родине и народу, свободолюбие и гуманизм больше всего ценил Коста и в русских писателях («Перед памятником», «Памяти М.Ю. Лермонтова», «Памяти А.Н. Плещеева», «Памяти А.С. Грибоедова», «Памяти А.Н. Островского»). Он признает их своими идейными вождями, учится у них «быть готовым на бой за великое, честное дело» против того же «мира рабства, лжи, насилья и гонений», против которого восставали лучшие люди России. Коста Хетагуров глубоко и всесторонне отразил в своем творчестве исторические судьбы и жизнь осетинского народа, его психологический склад, нравственный и культурный облик, его мечты и устремления. Он поднял на новую ступень его общественное и художественное сознание и внес неоценимый вклад в мировую культуру. Горы, родимые, плачьте безумно. Лучше мне видеть вас черной золой. Судьи народные, падая шумно, Пусть вас хоронит обвал под собой. Пусть хоть один из вас тяжко застонет, Горе народное, плача, поймет. Пусть хоть один в этом горе потонет, В жгучем страданье слезинку прольет. Цепью железной нам тело сковали, Мертвым покоя в земле не дают. Край наш поруган, и горы отняли. Всех нас позорят и розгами бьют. Мы разбрелись, покидая отчизну,Скот разгоняет так бешеный зверь. Где же ты, вождь наш? Для радостной жизни Нас собери своим словом теперь. Враг наш, ликующий в бездну нас гонит, Славы желая, бесславно мы мрем. Родина-мать и рыдает и стонет... Вождь наш, спеши к нам - мы к смерти идем. Коста Хетагуров. «Дети-каменщики» Коста Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем. Коста Хетагуров был истинным сыном своего народа, он отражал его думы и чаяния, творчество его было глубоко национальным. Имя Коста войдет в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице культуры будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров. А. А. ФАДЕЕВ. Чтобы одновременно быть поэтом, драматургом, публицистом и художником, каким был К. Хетагуров, нужен талант - выдающийся, ум - острый, душа - богатая и отзывчивая. Н. ГРИБАЧЕВ Пройдут года, пройдут века, но имя славного сына осетинского народа не померкнет и будет по-прежнему сиять, подобно снежным вершинам Кавказа. С. МИХАЛКОВ

Коста Хетагуров, живопись.
Учитель осетинского языка: Бадтиева Т.аира Дзахотовна МБОУ СОМШ № 44 им.В.Кудзоева г.Владикавказ

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа. Творчество Хетагурова, многогранно и разнообразно как в поэзии, так и в живописи.

Мастера-рисовальщики и живописцы, как П. П. Чистяков, Шарлеман и другие профессора академии, прививали учащимся высокое знание рисунка и мастерство кисти., Хетагуров вынес из стен академии определенное мировоззрение художника-демократа-революционера и навыки художника-реалиста, что в полной мере и отразилось в его картинах: "Мальчики-каменщики", "Горянка, идущая за водой", "Женщина-горянка в сакле", "Перевал Зикара", "Природный мост", "Тебердинское ущелье", в рисунке "Повешенный горец" и ряде других его работ.

К.Хетагурову пришлось побывать в горах Карачая, в Теберде. На картине изображён ледник Главного Кавказского Хребта Аман – Ауз.Утреннее восходящее солнце играет на вершинах снежных гор. Внизу, в глубоком ущелье, окутанном лёгким туманом, изгибается река, берега которой покрыты огромными соснами.

Скорбящий ангел
В копии с картины Лендаля "Плачущий ангел" Хетагуров изобразил А. Попову, в которую был влюблен, с таким поразительным сходством, что ни один служитель церкви не захотел приобрести ее для церкви ввиду явно выраженного художником в образе ангела не небесного, а земного существа.

Мальчик – осетин, который на Военно-Грузинской дороге занимается отысканием и продажей хрусталя. Автор передал на полотне тот момент, когда перестаёт разбивать каменную глыбу тяжёлым молотом и протягивает руку с хрусталём путникам, как бы говоря: «Купи!»Рядом голопузый малыш лет 6-ти, который помогает старшему.Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – всё это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.
«Дети – каменщики»

Природный мост в верховьях Кубани

В осетинской сакле

Горянка, идущая за водой
Художник изображает тяжёлый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжёлой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвётся в пропасть.

Портрет А.Я.Поповой
Портрет А.Я. Поповой,в которую был влюблен, художник показывают нам свое высокое мастерство как живописца, владеющего в совершенстве рисунком.

Портрет А.А.Цаликовой (1898)
Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом

Портрет Хусина Баева

Во Владикавказе, в селении Нар работают музеи. Люди, которые знакомы с творчеством К.Л.Хетагурова, съезжаются, чтобы посетить музеи, почтить память и возложить цветы к памятникам К.Хетагурова – великого поэта и гражданина.

http://www.sknews.ru/files/images/rubriki/2015/10/16/69832v3f5b61.jpg http://festival.1september.ru/articles/587703/img14.jpg http://festival.1september.ru/articles/587703/img8.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/1381859650_kosta_004.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/thumbs/1381859640_kosta_007.jpg http://osinform.org/uploads/posts/2013-10/1381859615_kosta_009.jpgдети http://img-fotki.yandex.ru/get/4805/timag82.e/0_3202e_6ec0de0a_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4605/timag82.e/0_32030_ede7af88_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4901/timag82.e/0_32042_b8d4e45c_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4900/timag82.e/0_32037_c374b4a_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4602/timag82.e/0_32035_64fc727c_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/timag82.e/0_3203a_b3106fd9_XL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/4505/timag82.c/0_30f5a_1c3f3c87_L.jpg
Интернет-источники;


Самое обсуждаемое
Аттестация руководителя управляющей компании ЖКХ: образец должностной инструкции начальника ПТО и лидера участка, обязанности председателя или главы, где обучаются на управляющего жилищно Аттестация руководителя управляющей компании ЖКХ: образец должностной инструкции начальника ПТО и лидера участка, обязанности председателя или главы, где обучаются на управляющего жилищно
Шаблоны резюме, чтобы устроиться на работу Шаблоны резюме, чтобы устроиться на работу
Презентация к уроку обществознания Презентация к уроку обществознания "свобода в деятельности человека"


top