Законодательные основы аттестации и лицензирования медицинских работников. Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников

Законодательные основы аттестации и лицензирования медицинских работников. Гоу впо «Красноярская государственная медицинская академия. Порядок сертификации и аттестации врачей и средних медицинских работников

В соответствии с п.3 ст. 81 ТК РФ расторжение по инициативе работодателя возможно при условии несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной , подтвержденной результатами аттестации. Для увольнения по данному основанию необходимо проведение аттестации и наличие сделанного в ее результате заключения о профессиональном несоответствии работника занимаемой должности.

Проблемы проведения аттестации

На первый взгляд может показаться, что аттестация - удобный инструмент в руках работодателя для повышения общей эффективности труда. Однако правоприменительная практика показывает, что это совсем не так. Львиная доля исков от уволенных таким образом сотрудников в итоге удовлетворяется в судах с наступлением максимального количества неблагоприятных для работодателя последствий.

Происходит это не в последнюю очередь из-за того, что законодатель хоть и признает право хозяйствующего субъекта на проверку соответствия своих сотрудников занимаемым должностям, тем не менее, исходит из интересов более слабой стороны трудовых правоотношений.

В данном конкретном случае «забыли» прописать четкий для подавляющего большинства работодателей. Вот цитата из закона: «Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными , содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников» (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

Иными нормативными актами установлены порядок и условия аттестации отдельных категорий работников, например, руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных служащих, педагогических работников и некоторых других. Список ничтожно мал и медицинские работники в нем так же не фигурируют.

Особенности аттестации в медицине

В первую очередь следует отличать и аттестацию, проводимую работодателем на соответствии работника занимаемой должности в рамках ТК РФ.

Аттестация для получения квалификационных категорий

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации. Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории утверждены Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240н .

На первый взгляд кажется, что аттестация медицинского персонала на квалификационные категории вкупе с дипломом и врача (Приказы Минздрава №541н и №707н (ранее действовал Приказ Минздравсоцразвития № 415н , который утратил юридическую силу 06.11.2015)) исчерпывают список удостоверяющих квалификацию медработника документов и любая другая аттестация избыточна, а то и противозаконна. Тут важно понимать, что вышеперечисленные документы - юридическая основа допуска и законности занятия работников медицинской деятельностью, а механизм внутренней аттестации работодателем соответствия работника занимаемой должности преследует иные цели и совершенно законен, так как не нацелен на определение либо умаление юридического статуса медицинского работника.


Естественно, основой допуска работника до занятия определенной должности является получение последним профессионального медицинского образования, совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни и регулярное .

В чем состоит особенность внутренней аттестации

Внутренняя аттестация в рамках ТК - это не что иное, как попытка работодателя постоянно держать «руку на пульсе», контролировать рабочий процесс и реагировать нужным образом, при появлении сигналов о недостаточности или снижении квалификации работника.

Кроме того, это понятный и удобный для всех сторон трудовых правоотношений механизм принятия обоснованных кадровых решений, например, о перестановках в штате, выдвижении на вышестоящие должности, .

Основания проведения аттестации

Каждый ли работник лечебно-профилактической организации (ЛПО) подлежит в установленном порядке аттестации?

Однозначного ответа на этот вопрос Трудовой кодекс РФ не содержит. Но и прямого запрета для работодателей на проведение аттестации всех своих работников Трудовой кодекс РФ также не устанавливает. Механизм аттестации может быть запущен по объективным причинам, то есть независящим от работника, как то: сокращение штата, кадровые перестановки, плановая аттестация для оценки качества работы.

Признаки несоответствия медицинского работника занимаемой должности

Кроме того, существует ряд причин субъективного характера, находящихся в прямой зависимости от конкретных действий работника виновных или невиновных, характер и последствия которых указывают на должностное несоответствие. Например, жалобы пациентов, плохие оценки деятельности врача по критериям , нарушения трудовой дисциплины, т.е. действия, в которых работодатель может усмотреть признаки небрежности, халатности, низкого уровня профессиональной подготовки.

Дополнительные причины провести аттестацию персонала

Аттестация может производиться и после оплаченных работодателем , средства на которые были выделены работодателем по собственному желанию, сверх обязательного объема, предусмотренного ст. 196 ТК. Инвестируя в квалификацию персонала, разумно удостовериться в получении сотрудниками необходимого объема знаний.

Работник медицинской организации сам может быть заинтересован в аттестации, например, если он хочет выдвинуться на определенную должность.

  • Формирование профессионального кадрового персонала;
  • Повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи;
  • Снижение дефектов оказания медицинской помощи;
  • Повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
  • Выполнение при оказании медицинской деятельности, а именно наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Определение соответствия оказываемых услуг требованиям действующих нормативно-правовых актов, лицензионным требованиям, в том числе критериям качества и безопасности медицинской деятельности;
  • Установление соответствия работников занимаемой должности;
  • Применение к работникам мер ответственности и стимулирования в целях повышения дисциплины и мотивации медицинского персонала, в том числе мер .

Внутренняя аттестация в системе ККМП

Для достижения вышеприведенных целей внутренняя аттестация персонала может быть предусмотрена и как часть системы ККМП медицинской организации (гл. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статья 90 ФЗ №323 дает право органам, организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на осуществление внутреннего контроля качества и безопасности профильной деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Проверяя соответствие занимаемым должностям в рамках п.3 ст. 81 ТК РФ, работодатель имеет полное право соотнести результаты трудовой деятельности медицинского персонала с существующими критериями качества оказания медицинской помощи, несоответствие которым необходимо пресекать.

Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 ФЗ-323).


Как видно из определения, включение внутренней аттестации медицинского персонала в систему ККМП совершенно оправдано и даже целесообразно, в том числе во избежание возможной ответственности за некачественное лечение медицинской организации в целом.

Одним словом, в основу оценки квалификации медицинского персонала могут быть положены критерии оценки ККМП. Например, регулярная неудовлетворительная оценка работы врача, выявленная на внутреннем ККМП, жалобы пациентов, регулярные неблагоприятные при лечении могут стать основаниями для направления его на внутреннюю аттестацию, по результатам которой работодатель будет принимать решение.

Подпишитесь на нас

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н
"Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"

С изменениями и дополнениями от:

форму сертификата специалиста согласно приложению N 2 ;

технические требования к бланку сертификата специалиста согласно приложению N 3 .

В. Скворцова

Регистрационный N 27918

Установлен новый порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам.

Сертификат подтверждает наличие у его обладателя уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности. Как и ранее, он действует 5 лет.

Тем, кто получил образование в России, сертификат выдают соответствующие образовательные или научные организации. Для этого надо пройти обучение (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и сдать сертификационный экзамен. Прописан порядок его проведения.

Выпускники учреждений среднего профобразования получают сертификат после прохождения государственной (итоговой) аттестации.

Тем, кто учился за рубежом, сертификат выдает Росздравнадзор при условии положительного результата сдачи экзамена по специальности.

Все выданные сертификаты подлежат регистрации. При утрате или порче можно получить дубликат.

Установлена форма сертификата. Бланки изготавливаются по единому образцу и являются номерными. Они снабжены защитой от подделок.

Напомним, что с 1 января 2016 г. сертификаты специалиста заменяются на свидетельства об аккредитации.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста"


Регистрационный N 27918


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Развитие медицинской науки, все увеличивающийся объем информации, углубление дифференциации и специализации медицинской помощи населению делают необходимым регулярное повышение уровня профессиональных знаний медицинских работников. После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни. Основной задачей, согласно определению, принятому ВОЗ еще в 1980 г., является постоянное повышение компетентности медицинского персонала в повседневной работе.

Непрерывное образование — это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением. Непрерывное медицинское образование должно обеспечивать получение дополнительных знаний на любом этапе медицинской подготовки. При этом объем и степень усвоенного материала зависят прежде всего от уровня профессиональной подготовки специалиста. Именно исходя из этого необходимо строить непрерывное усовершенствование на государственном уровне; при этом важно учитывать потребности общества и системы здравоохранения, что имеет особо существенное значение в период реформ.

Конечная цель непрерывного медицинского образования — постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи.

Первостепенное значение имеет непрерывное обучение медицинских работников первичного звена. По мнению экспертов ВОЗ, модели непрерывного образования должны быть переориентированы именно таким образом.

Ранее существовавшая система последипломного профессионального образования и аттестации медицинских и фармацевтических кадров была ориентирована на узкую специализацию. Сегодня же запросы практики здравоохранения диктуют необходимость возрождения опыта, накопленного историей медицинского образования в нашей стране, использование положительного опыта учебных заведений зарубежных стран по комплексной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских работников.

В настоящее время существует большое количество видов последипломной подготовки врачей. Все эти варианты подготовки постоянно модифицируются, совершенствуются, претерпевают изменения вследствие того, что система последипломного образования является очень динамичной и развивающейся. Система послевузовского профессионального образования включает 7 учебных заведений (академий и институтов) усовершенствования врачей и более 40 факультетов при медицинских вузах. Кроме этого, послевузовское профессиональное образование врачи получают в НИИ медицинского профиля, научных центрах и ассоциациях, при наличии у последних лицензии на право ведения образовательной деятельности. Система дополнительного профессионального обучения работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием представлена 41 училищем повышения квалификации.


Динамика изменений численности слушателей институтов и факультетов последипломного образования характеризовалась ростом числа слушателей с 56 тыс. в 1975 году до 141 тыс. в 1993 году, причем доля слушателей, прошедших подготовку на базе факультетов усовершенствования врачей, возросла за это время с 17% до 43%. При этом, по мнению ряда специалистов, целесообразно изменение ныне действующей структуры учебных заведений дополнительного образования, включающей в себя как самостоятельные академии и институты последипломного обучения, так и сеть факультетов усовершенствования врачей в медицинских вузах. Будущее здесь именно за факультетами вузов. Об этом свидетельствует наметившаяся в последнее время тенденция увеличения количества слушателей на факультетах усовершенствования врачей и определенное уменьшение их количества в академиях и институтах последипломного образования.

Основными документами, регламентирующими порядок последипломной подготовки врачей, являются «Положение о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста», утвержденное Приказом Минздравмедпрома РФ от 17.11.95 г. №318, и Приказом Минздрава РФ от 27.08.99 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В них предусмотрены такие нововведения, как обязательная сертификация врачей-специалистов, новая номенклатура врачебных специальностей, включающая 70 специальностей, и утверждение для каждой конкретной врачебной специальности образовательного ценза, т.е. минимального уровня последипломной подготовки, требуемого для допуска врача к самостоятельной работе в избранной им сфере медицины.

В соответствии с действующими нормативными документами в России к медицинской и (или) фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее профессиональное образование и имеющие диплом и сертификат специалиста. Диплом — документ об уровне образования, специальности, подготовки и квалификации, выдаваемый образовательным учреждением профессионального образования различных организационно-правовых форм, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную государственным органом управления образованием или, по его поручению, местным органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.

После окончания медицинского вуза выпускник должен пройти в системе последипломного профессионального образования одну из следующих форм обучения:

1) интернатура (1 год);

2) ординатура (2-3 года),

3) образовательно-профессиональная программа по специальности (курсы или циклы усовершенствования со сдачей сертификационного экзамена, 1-4 года);

4) аспирантура (3 года).

Выпускники медицинских вузов проходят последующее обучение в следующем порядке .

По большинству основных лечебных специальностей (около 25) и всем стоматологическим специальностям минимальным уровнем последипломной подготовки является интернатура. В соответствии с «Положением об интернатуре» проведение этого вида обучения должно проводиться в крупных государственных лечебных учреждениях, утвержденных местными органами управления здравоохранением в качестве баз для подготовки врачей-интернов по данной специальности.

Длительность обучения в интернатуре составляет 11 месяцев. Цель обучения в интернатуре — приобретение в полном объеме систематизированных теоретических знаний и необходимых профессиональных практических навыков для выполнения работы в должности врача. За время прохождения интернатуры врачи-интерны проходят две аттестации на профильной кафедре вуза, осуществляющего курацию подготовки молодого специалиста, а по окончании обучения они имеют право сдать квалификационный экзамен для получения сертификата специалиста по данной специальности.

Сертификат специалиста — документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении специалистом определенного уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.

Сертификат специалиста выдают государственные медицинские образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку специалистов.

При этих учреждениях создаются экзаменационные квалификационные комиссии, которые и проводят проверочные испытания (экзамены) соискателя сертификата.

Для получения сертификата специалист должен предоставить в экзаменационную комиссию следующие документы:

1. Заявление.

2. Копия диплома об окончании медицинского или фармацевтического учебного заведения (факультета).

3. Копия диплома или удостоверения о прохождении повышения квалификации и специальности.

4. Копия диплома о присвоении квалификации исследователя после окончания аспирантуры.

5. Копии дипломов кандидата (доктора) медицинских (фармацевтических) наук и ученом звании (старший научный сотрудник, доцент, профессор).

6. Копии ранее выданных сертификатов.

7. Послужной список (выписка из трудовой книжки).

Специалистам, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат .

Для получения права самостоятельной работы по основной специальности интернатура является достаточным минимальным уровнем последипломного обучения. Однако, если врач хочет освоить одну из специальностей, требующих углубленной подготовки, то он должен пройти двухэтапное обучение: I этап — интернатура (или клиническая ординатура, аспирантура) по основной специальности, II этап — профессиональная переподготовка (первичная специализация), клиническая ординатура или аспирантура по избранной узкой специальности.

Последовательность и соответствие базовой и узкой специальностей строго регламентированы: например, углубленной подготовке по специальности «нефрология» должно предшествовать обучение в интернатуре по специальности «терапия»; первичную специализацию по специальности «колопроктология» могут проходить врачи, успешно прошедшие первый этап обучения по специальности «хирургия» и т.д. Выпускники стоматологических факультетов могут проходить подготовку по узким стоматологическим специальностям (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая или детская стоматология, ортодонтия) только после получения сертификата по специальности «стоматология».

По большинству специальностей, требующих углубленной подготовки, минимальным курсом обучения на втором этапе является профессиональная переподготовка, т.е. первичная специализация. Длительность такого курса обучения составляет не менее 500 учебных часов (в зависимости от специальности — от 3,5 до 6 месяцев и более). Профессиональную переподготовку специалистов имеют право проводить только государственные учебные заведения, имеющие лицензию на проведение последипломной подготовки по данной специальности.

По некоторым специальностям (например, сердечно-сосудистой хирургии, челюстно-лицевой хирургии) минимальным уровнем подготовки на втором этапе обучения является клиническая ординатура, в связи с чем длительность последипломного обучения этих специалистов в настоящее время составляет не менее 3 лет: 1 год в интернатуре по основной специальности и 2 года в клинической ординатуре по узкой специальности. Начиная с 2000 года эта последовательность последипломной подготовки по ряду специальностей является обязательной.

Врачи, успешно закончившие II этап обучения, имеют право на получение второго сертификата по специальности, соответствующей профилю подготовки на этом этапе. При этом каждая из внесенных в номенклатуру специальностей требует прохождения отдельного курса обучения. Одновременное получение сертификатов по нескольким специальностям (даже близким, например «эндокринология» и «диабетология») действующими нормативными документами не предусмотрено.

Сертификат специалиста дает врачу право самостоятельной работы по специальности. Раз в пять лет все врачи должны проходить среднесрочные циклы тематического усовершенствования (длительностью не менее 144 учебных часов) и повторно сдавать экзамен на подтверждение сертификата специалиста в любом имеющем соответствующую лицензию государственном вузе на территории Российской Федерации.

Вопросы специализации и усовершенствования тесно связаны с сертификацией и аттестацией медицинского и фармацевтического персонала. Сертификация медицинского и фармацевтического персонала была предусмотрена ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и введена в отрасли приказом Минздравмедпрома России №286 от 19.12.94.

В связи с изданием постановления Минтруда Российской Федерации и Госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации №21/9 от 20.04.97 «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» Минздрав России совместно с Минтруда РФ решает вопросы совершенствования и развития системы сертификации медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» неотъемлемым правом медицинских и фармацевтических работников является «получение квалификационных категорий в соответствии с полученным уровнем теоретической и практической подготовки».

С этой целью в системе здравоохранения России многие годы успешно функционирует система аттестации специалистов на соответствующую квалификационную категорию.

Аттестация врачей и средних медицинских работников является важным этапом в совершенствовании профессионального уровня работников здравоохранения и направлена на повышение профессиональной ответственности за выполнение ими функциональных обязанностей.

Организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания медицинской помощи населению.

Аттестация проводится по желанию специалиста и является добровольной.

К аттестации на квалификационную категорию допускаются :

Лица, имеющие высшее и среднее медицинское и фармацевтическое образование и получившие право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях здравоохранения независимо от форм собственности;

Лица с высшим немедицинским образованием, допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности и занимающие врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохранения;

Эпидемиологи, биологи, зоологи, энтомологи, работающие в учреждениях здравоохранения на соответствующих должностях (при участии в работе комиссии специалистов этих профилей).

В соответствии с приказом МЗ Российской Федерации №314 от 9 августа 2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий» определен порядок получения специалистами квалификационных категорий, а также структура и основные функции аттестационных комиссий.

При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

Специалист может получить квалификационную категорию по специальностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должностям. Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении.

Специалисты, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подают в аттестационную комиссию заявление, заполненный аттестационный лист и отчет о работе за последние три года — для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год — для работников со средним профессиональным образованием, утвержденный руководителем организации, в которой работает специалист. За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист может подать в аттестационную комиссию заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой.

Специалист имеет право:

Получить квалификационную категорию в аттестационной комиссии.

Ознакомиться с представленными на него "в аттестационную комиссию документами.

Получить от руководителя разъяснения в письменном виде, в случае отказа руководителя подписать отчет о работе.

Пройти повышение квалификации по специальности.

Обратиться с заявлением в Центральную аттестационную комиссию или орган, при котором создана аттестационная комиссия, в случае несогласия с решением аттестационной комиссии.

В целях реализации права на получение квалификационной категории создаются аттестационные комиссии:

Центральная аттестационная комиссия — Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Аттестационные комиссии — органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Аттестационные комиссии в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях — Министерством здравоохранения Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами по подчиненности.

Аттестационная комиссия:

Определяет порядок, процедуры и методы работы комиссии.

Привлекает независимых специалистов для дачи заключений на отчеты о работе.

Рассматривает представленные документы в течение двух месяцев со дня их поступления (регистрации).

Принимает решения о присвоении, подтверждении или снятии квалификационных категорий.

Выдает удостоверение установленного образца и, при необходимости, выписку из приказа о получении квалификационной категории.

Ведет делопроизводство.

Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов от числа присутствующих членов.

Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории, который доводится до сведения специалиста и руководителя учреждения здравоохранения.

При присвоении квалификационной категории рекомендуется соблюдать последовательность присвоения категорий (вторая, первая, высшая).

В отдельных случаях специалисту с учетом его высокой теоретической и практической подготовки по избранной специальности, хороших показателей в работе может присваиваться более высокая квалификационная категория без установленных требований к стажу работы.

Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук и занятым на лечебно-профилактической работе в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских и учебных заведениях, заочно присваивается высшая квалификационная категория по соответствующей специальности на основании представления руководителя учреждения, в котором работает доктор наук.

Специалистам, которым по результатам аттестации (переаттестации) присвоена квалификационная категория, выдается удостоверение установленного образца.

Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые пять лет в обязательном порядке.

В случае отказа специалиста от очередной переаттестации, присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

В последние годы резко повысилась заинтересованность специалистов в получении квалификационной категории. С целью совершенствования системы аттестации на присвоение квалификационных категорий впервые разработаны и утверждены номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала и перечень соответствия специальностей должностям. Разработаны квалификационные характеристики и положения о специалистах в соответствии с номенклатурой (по 26 специальностям), что позволило упорядочить и унифицировать работу аттестационных комиссий, установить твердую регламентацию, способствующую рациональному использованию и расстановке кадров среднего звена.

Пересматриваются квалификационные характеристики и положения врачей-специалистов. В настоящее время номенклатура врачебных специальностей включает 70 специальностей. За последнее десятилетие введены новые специальности: диабетология, общая практика (семейная медицина), аллергология и иммунология, гериатрия, челюстно-лицевая хирургия, сурдология — оториноларингология, трансфузиология, клиническая фармакология и детская онкология.

Создаются новые учебные программы, разрабатываются квалификационные характеристики специалистов, соответствие которым должно явиться критерием для выдачи врачам соответствующих сертификатов. Для унификации процедуры аттестационного экзамена создан банк тестовых заданий по каждой специальности.

Особое внимание уделяется сертификационным (аттестационным) циклам для специалистов, имеющих стаж практической работы и врачебные категории. Эти циклы продолжительностью не менее 2 мес. организуются преимущественно в вузах на факультетах последипломного профессионального образования. Они могут проводиться в виде прерывистых очных и заочно очных циклов. Учебные планы должны составляться с учетом требований к каждой квалификационной категории. В процедуре аттестации активное участие должны принимать представители органов управления здравоохранением и врачебных ассоциаций.

Еще одной важной проблемой является ресертификация — аттестация специалистов, имеющих высшую аттестационную категорию. Для указанной группы врачей могут быть предложены критерии, подтверждающие их активную работу по повышению профессионального мастерства: участие в конгрессах и съездах, публикации, преподавательская и научно-исследовательская работа и др. Возможна также организация специальных трех-четырёхнедельных циклов усовершенствования.

Сегодня для занятия определенной должности и выполнение некоторых служебных обязанностей требуется в обязательном порядке проведение специальной аттестации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причем подобного рода процедура должна осуществляться в установленном законодательными нормами порядке. Как раз рассматриваемого типа должностью является именно медицинский работник.

Для осуществления работы в сфере здравоохранения требуется обязательно наличие определенных знаний, умений.

Именно наличие соответствующей подготовки позволяет проверить аттестация. Существуют специализированные нормативные документы, регламентирующие процедуру этого типа.

Что нужно знать

Аттестация медработников для получения квалификационной категории обязательна для ведения определенного вида деятельности.

Процедура данная имеет большое количество самых разных особенностей. Несколько различается в зависимости от категории персонала, который проходит такую аттестацию.

Потому готовящемуся к прохождению соответствующей аттестации необходимо будет обязательно ознакомиться с нормативными документами. Так можно будет избежать большого количества спорных моментов.

Сегодня наиболее существенными вопросами являются следующие:

  • необходимые понятия;
  • зачем это нужно?
  • действующие нормативы.

Аттестация врачей в 2020 году на категорию претерпела некоторые изменения. Потому стоит заранее со всеми нововведениями обязательно ознакомиться. Это позволит избежать большого количества различных затруднений.

Необходимые понятия

Аттестация медицинских сестер, а также различных иных работников должна осуществляться в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами.

Но для верного их толкования необходимо будет обязательно ознакомиться с полным перечнем различно рода терминов, понятий.

Только так можно будет избежать допущения ошибок при трактовке некоторых важных моментов. К самым часто используемым и важным терминам сегодня стоит отнести следующие:

  • «медицинский работник»;
  • «категория медицинского работника»;
  • «фармацевтические работники»;
  • «качество медицинской помощи»;
  • «аттестация»;
  • «аттестационная комиссия»;
  • «экспертная группа»;
  • «дистанционная аттестация».

Наиболее важным понятием является термин «медицинский работник». Под ним подразумевается целая группа различного рода профессий.

Основная работа должностных лиц, являющихся представителями данных профессий – диагностика/профилактика/лечение заболеваний различных типов.

Обычно такого рода работников разделают на несколько основных «категорий». Традиционное деление имеет следующую градацию на категории:

  • высшее звено;
  • среднее звено;
  • младшее звено.
Под термином «фармацевтический работник» подразумевается Физическое лицо, имеющее соответствующее образование. Основная работа такого сотрудника – осуществление различных операций с лекарственными препаратами (торговля, хранение и иное)
«Качество медицинской помощи» Совокупность различных факторов (методы лечения и иное), позволяющее оценить результативность лечения
«Аттестация» Процедура проведения тестирования в установленном законодательными нормами порядке. Алгоритм данного действия установлен на законодательном уровне. Следует обязательно заранее ознакомиться с подобного рода процедурой
«Аттестационная комиссия» Группа лиц, отвечающая за присвоение определенного уровня квалификации проходящему аттестацию медицинскому работнику. «Экспертная группа» — группа лиц, отвечающих за рассмотрение документов
«Дистанционная аттестация» Подразумевает прохождение специального аттестационного экзамена удаленно, при помощи каких-либо средств телекоммуникации. При использовании данного метода сам алгоритм прохождения аттестации не претерпевает каких-либо изменений. Формируется стандартный набор требуемых документов. Но следует помнить о некоторых существенных отличиях такого типа аттестации от стандартной

Зачем это нужно

Сертификация средних медработников должна осуществляться в обязательном порядке. А также всех иных сотрудников медицинских учреждений, имеющих отношение к лечению и оказывающих соответствующие услуги.

Сегодня аттестация медицинских работников одновременно решает сразу несколько самых разных задач:

  • повышается качество непосредственно медицинских услуг;
  • осуществляется контроль качества лечения в медицинских учреждениях;
  • снижение вероятности назначения неправильного лечения, диагностики и профилактики в связи с некомпетентностью конкретного работника;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • снижение травматизма.

Благодаря проведению аттестационной работы в сфере медицинских услуг существенно снижается вероятность допущения врачебных ошибок.

Так как своевременная аттестация позволяет не только поддерживать уровень квалификации на должном уровне, но также повысить его.

Последнее обеспечивается постоянным реформированием перечня вопросов, на которые необходимо будет дать ответ при проведении аттестации.

Для успешной сдачи экзаменов необходимо постоянное обучение медицинского работника. Так как каждый день изобретаются новые способы лечения болезней, лекарства.

В сфере медицины открытия делаются практически каждый день. Сложность аттестации повышается с каждым разом все больше.

Именно поэтому медицинским работникам постоянно необходимо заниматься самообразованием. Тесты постоянно изменяются.

Действующие нормативы

Сегодня все вопросы, связанные тем или же иным образом с аттестацией медицинских работников, отражаются в специальных нормативно-правовых документах.

По возможности следует ознакомиться со следующими НПД всем лицам, имеющим непосредственное отношение к аттестации:

Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основные разделы:

Важно уделить достаточное внимание именно образцам соответствующих дополнительных документов – формируемых в процессе проведения аттестации.

Это позволит избежать большого количества самых разных проблем, сложностей. Так как порядок проведения аттестации, связанные с ней нюансы обязательно проверяются специальными контролирующими органами.

Следует достаточно внимательно относиться ко всем моментам, отраженным в нормативно-правовых документах. Так можно будет избежать большого количества самых разных проблем.

Нарушения порядка аттестации, несвоевременное её проведение может стать причиной наложения достаточно серьезного штрафа. Также возможны иные административные взыскания.

Порядок аттестации медицинских работников в 2020 году

Процесс аттестации медицинских работников должен обязательно выполняться в соответствии с действующими законодательными нормами.

Существует перечень моментов, рассмотреть которые нужно обязательно заранее. К таким наиболее важным нюансам стоит отнести:

  • действия аттестационной комиссии;
  • на соответствие занимаемой должности;
  • на высшую категорию;
  • отчет медработника в ДОУ;
  • нюансы для фармацевтических работников.

Действия аттестационной комиссии

При наличии необходимости проведения необходимо будет представить перечень обязательных документов (перечень всех необходимых отражается в законодательстве).

Данный перечень включает в себя следующее:

После предоставления всех необходимых документов аттестационная комиссия должна выполнить следующие действия:

На соответствие занимаемой должности

Сегодня одним из оснований для увольнения работника является непрохождение аттестации на право занятия определенной должности.

Данный момент регламентируется Трудовым кодексом РФ – .

Важно помнить, что следует разделить проведение аттестации в рассматриваемом случае на:

  • добровольную;
  • необходимую по причине инициативы работодателя.

Добровольная аттестация подразумевает возможность допуска к выполнению непосредственных обязанностей. Её прохождение в купе с наличие диплома о специальном образовании позволяет занимать определенную должность.

Видео: аттестация сотрудников

Но работодатель имеет право провести внутреннюю аттестацию на право занятия определенной должности. Сам процесс проведения аттестации на соответствие осуществляется стандартным образом.

На высшую категорию

Процесс прохождения аттестации на высшую категорию осуществляется в соответствии с законодательными нормами.

Но при этом необходимо выполнение некоторых обязательных условий:

Для прохождения аттестации на высшую категорию будет осуществлена проверка на соответствие всем обозначенным выше требованиям.

Отчет медработника в ДОУ

Одной из непосредственных обязанностей такого сотрудника является составление специального отчета.

Данный документ обычно включает в себя следующие основные разделы:

  • организационные мероприятия;
  • лечебно-профилактические работы;
  • контроль физического воспитания детей;
  • противоэпидемиологическая работа;
  • санитарно-воспитательная работа;
  • повышение квалификации.

Нюансы для фармацевтических работников

Аттестация является одним из механизмов государственного кон­троля за качеством подготовки специалистов, которая является доброволь­ной процедурой и преследует цель стимулировать рост квалификации кад­ров.

В состав аттестационной комиссии включаются ведущие спе­циалисты лечебно-профилактических, научно-исследовательских уч­реждений, высших медицинских образовательных учреждений, главные специалисты органа управления здравоохранением, представители профес­сиональных медицинских ассоциаций.

Минздрав РФ своим Приказом от 09.08.2001 г. утвердил Положение, определяющее порядок получения квалификационных категорий специали­стами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с этим Положением при получении квалификационной катего­рии оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность специалиста выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

К аттестации допускаются специалисты, имеющие стаж работы по ат­тестуемой специальности:

для присвоения высшей категории - 10 лет, из них 3 года на одном месте

Для прохождения аттестации (переаттестации) на квалификационную категорию специалист представляет следующие документы:

1. Заявление

2. Аттестационный лист

3. Отчет о работе за последние три года, утвержденный руководите­лем медицинского учреждения

Процедура аттестации представляет собой сдачу специалистом ква­лификационного экзамена на присвоение квалификационной категории. Аттестационный экзамен может проходить как в форме тестирования, так и в виде собеседования и проводится экзаменационными комиссиями по спе­циальностям. Оценка практических навыков производится на основании представления с места основной работы отчета о работе за последние 3 года.

Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональ­ной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 от числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов, а при равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами комиссии, принимав­шими участие в заседании. Затем орган, при котором создана аттестацион­ная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квали­фикационной категории, который доводится до сведения специалиста и ру­ководителя учреждения здравоохранения.



Переаттестация на подтверждение имеющейся категории проводится каждые 5 лет. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

Сертификация - обязательная процедура для всех категорий ме­дицинских работников, т. к. для занятия профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельностью необходим сертификат специалиста.

Сертификат специалиста - это документ единого образца, под­тверждающий соответствие подготовки специалиста государственным обра­зовательным стандартам. Итогом получения сертификата специалиста явля­ется допуск специалиста к осуществлению профессиональной медицинской деятельности. Лица, не имеющие сертификата, могут работать лишь в каче­стве стажеров под руководством сертифицированного специалиста.

Сертификация персонала осуществляется квалификационными ко­миссиями, которые создаются при государственных вузах и НИИ медицин­ского профиля, а также при профессиональных медицинских ассоциациях.

Процедура сертификации представляет собой процесс сдачи ква­лификационного экзамена для получения сертификата специалиста. Квали­фикационный экзамен проводят экзаменационные комиссии по специально­стям, утвержденные МЗ РФ.

Для сдачи квалификационного экзамена медицинский работник предос­тавляет следующие документы:

1. Заявление

2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения

3. Копии документов государственного образца о прохождении раз­личных форм послевузовского или дополнительного профессио­нального образования



4. Копии ранее выданных сертификатов

5. Копия трудовой книжки

Экзамен включает в себя три части: тестовый контроль, определение практических навыков, заключительное собеседование.

К квалификационному экзамену на сертификат специалиста до­пускаются медицинские работники:

1. Из числа не имеющих стажа профессиональной деятельности - лица, закончившие интернатуру, ординатуру, аспирантуру по клиническим дисциплинам

2. Из числа имеющих стаж - специалисты, повысившие свою ква­лификацию на циклах усовершенствования по специальности в ли­цензированных учреждениях в течении последних 5 лет или закон­чившие докторантуру по клинической дисциплине.


Самое обсуждаемое
Презентация на тему Презентация на тему "строение и работа сердца" Скачать презентацию работа сердца
Как зарегистрировать ИП самостоятельно – пошаговая инструкция Как зарегистрировать ИП самостоятельно – пошаговая инструкция
Формирование финансовых результатов Формирование финансовых результатов


top