«Сказка о царевиче, жар-птице и сером волке. Сказка об иване-царевиче, жар-птице и о сером волке Народные русские сказки жар птица и василиса

«Сказка о царевиче, жар-птице и сером волке. Сказка об иване-царевиче, жар-птице и о сером волке Народные русские сказки жар птица и василиса

Все же приятно читать сказку "Жар-птица" Толстой А. Н. даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Зачастую вызывают умиление диалоги героев, они полны незлобия, доброты, прямоты и с их помощью вырисовывается иная картина реальности. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. Сказка "Жар-птица" Толстой А. Н. читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.

У царевны Марьяны была нянька Дарья.

Пошла Дарья на базар, купила кенареечную птичку и повесила на окно. Царевна Марьяна в кровати лежит и спрашивает:

Нянька, а как птицу зовут?

Кенареечная.

А почему?

Потому что конопляное семя ест.

А где её дом?

На солнышке.

А зачем она ко мне прилетела?

Чтобы тебе песни петь, чтобы ты не плакала.

А если заплачу?

Птичка хвостом тряхнёт и улетит.

Жалко стало царевне с птичкой расстаться, глаза Марьяна потёрла и заплакала.

А птичка хвостом тряхнула, открыла клетку, шмыг за окно и улетела.

Принялась Дарья царевне Марьяне глаза фартуком вытирать и говорит:

Не плачь, я сбегаю, великана Веньку позову, он птичку нам поймает.

Пришёл высокий великан Венька, о четырех глазах - два глаза видно, а два не видно.

Постоял Венька и говорит:

Я есть хочу.

Принесла ему Дарья горшок каши. Великан кашу съел и горшок съел, нашёл нянькины башмаки и башмаки съел - такой был голодный, - рот вытер и убежал.

Прибегает великан в Марьянин сад, а в саду на яблоне кенареечная птичка сидит и клюёт красные яблоки. Великан и думает: что ему сначала схватить - яблоко или птичку?

И пока думал, явился лютый медведь и говорит:

Ты зачем кенареечную птицу ловишь? Я тебя съем.

И стал медведь лапой землю скрести. Великан испугался, сел на дом и ноги поджал, а птичка шмыг в кусты и улетела за озеро.

Огорчился великан и принялся думать, как ему медведя перехитрить; придумал, - нарочно испугался и закричал:

Ой, рыжий бык бежит, ой, боюсь!

Медведь одного только рыжего быка и боялся на свете, сейчас же лёг на бок и морду в кусты засунул - спрятался.

А великан с крыши слез и к озеру побежал. Озеро было длинное - не перейти, а на той стороне на ветке птичка сидит.

Великан был догадливый, сейчас же лёг на берег и стал озеро пить.

Пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил и выпил всё озеро вместе с лягушками.

Встал на четвереньки и побежал за птичкой пе сухому дну.

По вечерам лягушки квакать привыкли, и принялись они в животе у великана громко квакать.

Великан испугался, стал аиста звать. Проснулся белый аист; стоял он на одной ноге на сухом пеньке; глаза протёр, подождал, пока луна взойдёт, чтобы виднее было, подлетел к великану и говорит:

Раскрой рот.

Великан раскрыл рот, аист туда голову сунул, поймал лягушонка и проглотил.

Тогда кричит из живота лягушиный царь:

Прогони белого аиста, я тебе сундучок подарю, без него птички не поймаешь.

Великан знал, что лягушиный царь - честный, рот закрыл и говорит:

Уходи, белый аист, чай, уж наелся.

А лягушиный царь вылез в великанов рот, лапой подал хрустальный сундучок и объяснил:

В сундуке туча, в туче с одного краю молния, с другого - дождик, сначала погрозись, потом открывай, птица сама поймается.

А птичка через тёмный овраг летит и через высокую гору, и великан через овраг лезет, и на гору бежит, пыхтит, до того устал - и язык высунул, и птичка язык высунула.

Великан и кричит птичке:

Царевна Марьяна приказала тебя поймать, остановись, а то сундучок открою…

Не послушалась птичка великана, только ногой по ветке топнула.

Тогда великан открыл сундучок. Вылетела из сундучка сизая туча, кинулась к птичке и заворчала.

Испугалась птичка, закричала жалобно и мотнулась в кусты.

И туча в кусты полезла. Птичка под корень, и туча под корень.

Взвилась птичка в небо, а туча ещё выше, да как раскатилась громом и ударила в птичку молнией - трах!

Перевернулась птичка, посыпались с неё кенареечные перья, и вдруг выросли у птицы шесть золотых крыльев и павлиний хвост.

Пошёл от птицы яркий свет по всему лесу. Зашумели деревья, проснулись птицы.

Ночные русалки с берега в воду попрыгали. И закричали звери на разные голоса:

Жар-птица, Жар-птица!!!

А туча напыжилась и облила Жар-птицу мокрым дождём.

Замочил дождик золотые крылья Жар-птице и павлиний хвост, сложила она мокрые крылья и упала в густую траву.

И стало темно, ничего не видно. Великан в траве пошарил, схватил Жар-птицу, сунул за пазуху и побежал к царевне Марьяне. Царевна Марьяна привередничала, губы надула сковородником, пальцы растопырила и хныкала:

Я, нянька, без кенареечной птички спать не хочу.

Вдруг прибежал великан и на окно посадил Жарптицу.

И в комнате светло, как днём. Жар-птица за пазухой у великана пообсохла, теперь крылья расправила и запела:

Я медведя не боюсь,

От лисы я схоронюсь,

Улечу и от орла,

Не догонит в два крыла,

А боюсь я только слёз,

Ночью дождика и рос,

И от них умчуся я

За леса и за моря.

Свету-Солнцу я сестрица,

И зовут меня Жар-птица.

Спела Жар-птица, потом сделала страшные глаза и говорит.

Русская народная сказка рассказывает о том, как Стрелец-молодец не послушал своего коня богатырского и подобрал золотое перышко Жар-птицы, да показал царю своему, тут то и закончилась спокойная жизнь у Стрельца-молодца, но в конце женился на Василисе-царевне и стали жить да царствовать.

«Жар-птица и Василиса-царевна» русская народная сказка

В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится! Говорит ему богатырский конь: «Не бери золотого пера; возьмешь — горе узнаешь!» И раздумался добрый молодец — поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?

Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар. «Спасибо! — говорит царь. — Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и самую птицу; а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!» Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню. «О чем плачешь, хозяин?» — «Царь приказал жар-птицу добыть». — «Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы было по всему чистому полю разбросано». Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей белоярой пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался. Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал; стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу веревками, сел на лошадь и поскакал во дворец. Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу: «Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна — ее-то мне и надобно. Достанешь — златом-серебром награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!»

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «О чем плачешь, хозяин?» — спрашивает конь. «Царь приказал добыть ему Василису-царевну». — «Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу». Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель; долго ли, коротко ли — приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается*. Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать; а сам разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке — угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, выступила из лодочки и любуется на палатку. «Здравствуй, Василиса-царевна! — говорит стрелец. — Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать». Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, опьянела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.

Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином. Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем из лица переменилась; сколько царь ни уговаривал — все понапрасну. Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит: «Пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье — без того платья замуж не пойду!» Царь тотчас за стрельцом-молодцом: «Поезжай скорей на край света, где красное солнышко восходит; там на синем море лежит большой камень, а под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье и привези сюда; пришла пора свадьбу играть! Достанешь — больше прежнего награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!» Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «Вот когда, — думает, — не миновать смерти!» — «О чем плачешь, хозяин?» — спрашивает конь. «Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны». — «А что, говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня да поедем к синю морю».

Долго ли, коротко ли — приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытом. Возговорил морской рак: «Не дай мне смерти, а дай живота! Что тебе нужно, все сделаю». Отвечал ему конь: «Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!» Рак крикнул громким голосом на все сине море; тотчас море всколыхалося: сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые — тьма-тьмущая! Старшой рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.

Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье; а Василиса-царевна опять заупрямилась. «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца. «Вот беда, так беда! — думает он. — Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?» Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю: «Царь-государь! Позволь перед смертию пойти с конем попрощаться». — «Хорошо, ступай попрощайся!» Пришел стрелец к своему богатырскому коню и слезно плачет. «О чем плачешь, хозяин?» — «Царь велел в кипятке искупаться». — «Не бойся, не плачь, жив будешь!» — сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу. Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди и прямо в котел; он раз-другой окунулся, выскочил из котла — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился. Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.

Примечание:
*Попихается - гребет.

В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца молодца конь богатырский.

Жар-птица и Василиса-царевна

Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

— Не бери золотого пера; возьмешь - горе узнаешь!

И раздумался добрый молодец - поднять перо аль нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?

Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.

— Спасибо! - говорит царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу; а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Жар-птица и Василиса-царевна

Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.

— О чем плачешь, хозяин?

— Царь приказал жар-птицу добыть.

— Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну, да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы было по всему чистому полю разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей белоярой пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воде гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу веревками, сел на лошадь и поскакал во дворец.

Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу.

Жар-птица и Василиса-царевна

— Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златом-серебром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Жар-птица и Василиса-царевна

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.

— Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

— Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу.

Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли - приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать; а сам разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, выступила из лодочки и любуется на палатку.

— Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.

Жар-птица и Василиса-царевна

Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, опьянела и крепким сном заснула.

Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.

Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем из лица переменилась; сколько царь ни уговаривал - все понапрасну.

Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:

— Пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье - без того платья замуж не пойду!

Царь тотчас за стрельцом-молодцом:

— Поезжай скорей на край света, где красное солнышко восходит; там на синем море лежит большой камень, а под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье и привези сюда; пришла пора свадьбу играть! Достанешь - больше прежнего награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «Вот когда, - думает, - не миновать смерти!»

— О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.

— Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны.

— А что, говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну, да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня, да поедем к синему морю.

Долго ли, коротко ли - приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытом. Возговорил морской рак:

— Не дай мне смерти, а дай живота! Что тебе нужно, все сделаю.

Отвечал ему конь:

— Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!

Жар-птица и Василиса-царевна

Рак крикнул громким голосом на все сине море; тотчас море всколыхалося: сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые - тьма-тьмущая! Старшoй рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.

Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье; а Василиса-царевна опять заупрямилась.

— Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться.

Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца.

«Вот беда, так беда! - думает он. - Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?»

Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:

— Царь-государь! Позволь перед смертию пойти с конем попрощаться.

— Хорошо, ступай попрощайся!

Пришел стрелец к своему богатырскому коню и слезно плачет.

— О чем плачешь, хозяин?

— Царь велел в кипятке искупаться.

— Не бойся, не плачь, жив будешь! - сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.

Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди - и прямо в котел; он раз-другой окунулся, выскочил из котла и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.

Жар-птица и Василиса-царевна

Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился.

Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.

В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь.

У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своём богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!

Говорит ему богатырский конь:

Не бери золотого пера; возьмёшь - горе узнаешь!

И задумался добрый молодец: поднять перо али нет? Коли поднять перо да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?

Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привёз и подносит царю в дар.

Спасибо! - говорит царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и самую жар-птицу; а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Стрелец залился горькими слезами и пошёл к своему богатырскому коню.

О чём плачешь, хозяин?

Царь приказал жар-птицу достать.

Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это ещё не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к утру сто кулей отборной пшеницы по всему чистому полю было разбросано.

Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.

На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу.

Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на её крыло копытом и крепко к земле прижал; стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу верёвками, сел на лошадь и поскакал во дворец.

Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:

Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна - её-то мне и надобно. Достанешь - златом-серебром награжу, а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошёл к своему богатырскому коню.

Царь приказал добыть ему Василису-царевну.

Не плачь, не тужи; это ещё не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков в дорогу.

Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.

Долго ли, коротко ли - приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывёт Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом помахивает.

Стрелец-молодец пустил своего коня в зелёных лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкой, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василису-царевну дожидается.

А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.

Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.

Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина и крепким сном заснула.

Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотою маковкой, садится на богатырского коня, берёт с собой сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.

Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.

Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем лицом переменилась; сколько царь ни утешал - все понапрасну.

Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:

Пусть тот, кто меня сюда привёз, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано моё подвенечное платье - без того платья замуж не пойду!

Царь тотчас за стрельцом-молодцом: - Поезжай скорее на край света, где красное солнышко восходит; там посреди моря под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны. Достань это платье и привези сюда, пришла пора свадьбу играть! Достанешь - больше прежнего награжу, а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!

Залился стрелец горькими слезами, пошёл к своему коню. "Вот когда, - думает, - не миновать смерти!"

О чём плачешь, хозяин? - спрашивает конь.

Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны.

Не бойся: это ещё не беда, беда впереди! Садись на меня верхом, да поедем к синю морю.

Долго ли, коротко ли - приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползёт, и наступил ему на шейку своим тяжёлым копытом.

Говорит морской рак:

Не убивай меня, отпусти. Что тебе нужно, всё сделаю. Отвечал ему конь:

Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!


Рак крикнул громким голосом на всё сине море; тотчас море всколыхнулось, сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые - тьма-тьмущая! Старший рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.

Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье, а Василиса-царевна опять заупрямилась.

Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в кипящей воде искупаться.

Царь приказал налить чугунный котёл воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца и бросить. Уж всё готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца.

"Вот беда так беда! - думает он. - Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?"

Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:

Царь-государь! Позволь перед смертью пойти с конём попрощаться.

Хорошо, ступай попрощайся!

Пришёл стрелец к своему богатырскому коню и слёзно плачет.

О чём плачешь, хозяин?

Царь велел в кипятке искупаться.

Не бойся, не плачь, жив будешь! - сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.

Бояшева Карина

Цель работы «Образ Жар-птицы на страницах сказок» – выявить роль жар-птицы в русских народных сказках; провести наблюдения над этим образом в авторской сказке «Конек-горбунок» П. Ершова и показать актуальность образа этой волшебной птицы в наши дни.

Жар-птица – один из самых любимых персонажей детских сказок. Оперение диковинной птицы так ослепительно сверкает под лучами солнца, глаза жар-птицы похожи на драгоценные камни, а крылья – на большие языки пламени. Перья птицы светятся голубым светом. Одно перышко может запросто осветить большую комнату. Об ее оперение можно обжечься. Выпавшее перо еще долгое время светится и дает тепло. А когда оно потухает, то превращается в золото. Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, которые дают ей бессмертие и неземную красоту. Когда поет она свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение жар-птицы может излечить больного человека и возвратить зрение слепому.

В русских сказках храброму герою, обычно требуется помощь сильного существа, несущего добро и жизнь и освещающего все вокруг. Таким добровольным помощником очень часто становится жар-птица. Но не каждый смельчак удостаивается такой чести сразу – нередко ему приходится выдержать не одно тяжелое испытание. (Сказки «Царь – девица», «Иван меньшой-разум большой»).

В русской народной сказке «Жар-птица», она наделена не только ослепительной красотой, но и олицетворяет добро, справедливость и честность.

Однако же перо жар-птицы приносит несчастье, как, например, в сказке «Иван-царевич и серый волк». И сама птица порой является источником страданий для людей. Из-за своей жадности героям приходится преодолевать тяжелейшие испытания.

Образ жар-птицы продолжает жить и в авторских произведениях. Например, в произведении П. Ершова «Конек-горбунок». Для героя эти птицы – скорее каприз природы неизвестного предназначения. Автор сказки показывает юным читателям, что красота – это не самое главное в жизни.

В наши дни образ жар-птицы продолжает жить повсюду. Мы видим его на сцене и вновь приходим к выводу, что красота всегда была основным критерием для творцов в искусстве. Звезда мирового балета Андрис Лиепа создал спектакль «Возвращение жар-птицы». Образ жар-птицы использовала наша команда в 2008 году на олимпиаде в Пекине. Дизайнер Алена Ахмадуллина, вдохновившись легендами о жар-птице, создала коллекцию одежды. А на берегу Финского залива, в 40 километрах от Санкт – Петербурга, планируется создать город-сказку «Жар-птица».

Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Управление образования Волжского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №7»

Образ Жар-птицы на страницах сказок

Творческую работу

Выполнила:

Ученица 6 «Б» класса

Бояшева Карина

Руководитель:

Учитель русского языка

И литературы высшей

Краснова Надежда

Федоровна

Саратов-2010

Стр.

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. Образ жар-птицы в русских народных сказках………………

Заключение…………………………………………………………….…

Список использованной литературы……………………………………

Приложение………………………………………………………………

Введение

Нет на свете человека, который не знал и не любил бы сказочный, прекрасный образ жар-птицы. Почему же она является для нас одним из любимых персонажей? Я думаю потому, что под жар-птицей подразумевается что-то светлое, доброе, мечта, которая еще не всякому дается в руки, которую еще нужно заслужить, выстрадать. Ее можно сравнить со счастьем, потому что любое счастье, даже самое крошечное, не придет к тебе просто так. Его, как и жар-птицу, надо поймать за хвост, не обжечься, удержать. Иначе какое же оно счастье, если валится в руки по первому зову? Поэтому, наверное, в душе каждого человека живет надежда поймать счастье – жар - птицу в своей жизни. Этот сказочный персонаж служит олицетворением вечных сил. И хотелось бы, чтобы жар-птица стала еще и символом неумирающей детской литературы, той литературы, что питает человека вечной духовной силой.

Цель данной работы – выявить роль жар-птицы в русских народных сказках; провести наблюдения над этим образом в авторской сказке «Конек-горбунок» П. Ершова. Читая и анализируя сказки, я поняла, что жар-птица играет огромную роль в судьбе героев. Она не только несет на своих крыльях свет, красоту, доброту, но и олицетворяет собой сказочную силу и является добровольным помощником в тяжелых испытаниях.

Глава 1

Образ жар-птицы в русских народных сказках.

Никакая сказочная птица не может сравниться по красоте с героиней русских народных сказок жар-птицей. Согласно им живет жар-птица в тридесятом царстве.

Оперение диковинной птицы так ослепительно сверкает под лучами солнца, что человек не может долго смотреть на нее. Глаза жар-птицы похожи на драгоценные камни, а крылья – на большие языки пламени. Ее еще называют огненной птицей размером с павлина. Перья ее светятся голубым светом. Об ее оперение можно обжечься. Одно ее перышко может запросто осветить большую комнату. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения жар-птицы. Оно светится и дает тепло. А когда перо потухает, то оно превращается в золото.

Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, которые дают ей бессмертие и неземную красоту.

Когда поет она свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение жар-птицы может излечить больного человека и возвратить зрение слепому.

В русских сказках храброму герою, обычно требуется помощь сильного существа, несущего добро и жизнь и освещающего все вокруг. Таким добровольным помощником очень часто становится жар-птица. Однако не каждый смельчак удостаивается такой чести сразу – нередко ему приходится выдержать не одно тяжелое испытание.

В сказке «Царь – девица» главный герой Иван – купеческий сын. Мать его умерла, отец женился, а к сыну приставил дядьку, чтобы тот присматривал за ним. Однажды наш герой встретил царь – девицу и полюбил ее. Но следующая встреча их не состоялась, так как дядька, следуя указаниям мачехи Ивана, воткнул булавку в одежду и он крепко заснул. Когда Иван узнал дядькину измену, он отрубил ему голову и отправился на поиски возлюбленной. Встретив Бабу – Ягу и выпросив у нее трубу, наш герой вызывает себе на помощь жар-птицу. Прилетевшая огненная птица подхватывает Ивана царевича и уносит его прочь от злой ведьмы. Баба – Яга только и успевает, что выдернуть из хвоста жар-птицы несколько перьев. Помогла жар-птица Ивану, отнесла его к избушке, где жила старушка. Она то и помогла найти ему царь – девицу.

Отдельно нужно сказать про перья чудесной птицы. Перо жар-птицы приносит несчастье. В сказке «Иван-царевич и серый волк» главный герой выдергивает перо из хвоста жар-птицы, которая прилетает ночью в сад его отца клевать золотые яблоки. Увидев перо, царь больше ни о чем больше не может думать кроме жар-птицы, и в результате отправляет всех своих сыновей раздобыть чудо-птицу. Примерно такое же действие оказывает огненное перо на царя из сказки «Жар-птица Василиса-царевна». И для стрельца, преподнесшего в дар царю перо, этот подарок оборачивается чередой почти невыполненных заданий. Но как и в большинстве сказок, положительный герой проходит через все испытания и обретает счастье.

В русской народной сказке «Иван меньшой - разум большой» образ жар-птицы представлен нам, читателям, как образ птицы, не только охраняющей границы государства, но своим громким голосом собирающей рать. В этой сказке обычные люди старик со старухой, не имеющие детей, увидели прекрасную чудо-птицу и даже нашли ее гнездо, в котором лежало тридцать три яйца. Старик забрал яйца, из них вылупились тридцать три добрых молодца. Последним тридцать третьим был Иван меньшой - разум большой. Получается, что образ жар-птицы здесь представлен нам еще в образе матери прекрасных молодцев. Много испытаний приходится на их долю. И здесь им на помощь всегда приходит жар-птица. Жар-птица дает сигнал своим сыновьям, чтобы враги не застали врасплох.

  • Кликни-ка сюда на подмогу, чудо-птица, своих сыновей богатырей.

Встрепенулась жар-птица так, что сияние от нее озарило все кругом, подняла вверх голову и закричала тонким голосом. Только смолк ее крик, глядь – мчатся из ближних лесов на вражью рать тридцать два молодых богатыря. Впереди сам царь Иван меньшой. И дрогнула вражья рать. «Крепки границы! А если кто и пожалует - наша матушка, жар-птица, вмиг нам сигнал даст, - сказал Иван меньшой.

В русской народной сказке «Жар-птица», она наделена не только ослепительной красотой, но и олицетворяет добро, справедливость и честность. Попав в руки нечестным братьям Ивана-царевича, жар-птица превращается в ворону, показывая, что жар-птица не дается в руки злым и непорядочным людям. Только после того, как Иван-царевич вернулся домой и царю открылась правда, жар-птица приняла свой красивый облик.

Все сказки, в которых живет жар-птица, являются особенными – волшебными. Потому что жар-птица – это не только красивое великолепное существо, но порой она является источником страданий для людей. Из-за своей жадности героям приходится преодолевать тяжелейшие испытания. Я думаю, что во все времена многих из нас всегда будет поражать огненный свет, сыплющийся с крыльев жар-птицы, и мы будем восхищаться этой чудом

Глава 2

(по произведению П.Ершова «Конек-горбунок»)

Образ жар-птицы продолжает жить и в авторских произведениях. Например, в произведении П. Ершова «Конек-горбунок». Первое знакомство главного героя происходит с жар-птицей не сразу. Вначале он находит ее перо:

…огонек горит светлее,

Горбунок бежит скорее.

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем;

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится.

Диву дался тут Иван.

«Что, - сказал он, - за шайтан!»

Шапок с пять найдется свету,

А тепла и дыму нету;

Эко чудо – огонек!»

Умный конек –горбунок предупредил Ивана: «Много, много непокою принесет оно с собою». Не послушался Иван. А предостережения горбунка сбылись. Помимо тяжелых испытаний, которые пришлось пройти нашему герою, царь приказал ему достать жар-птицу:

  • Не достанешь мне жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

То клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной!»

Отправился Иван с горбунком за чудо птицей.

Когда он увидел стаю жар-птиц, от которых свет разлился над горой, то прошептал:

«Тьфу ты, дьявольская сила!

Эк их, дряни, привалило!

Чай, их тут десятков с пять.

Кабы всех переимать-

То-то было бы поживы!

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех,

А хвосты-то - сущий смех!

Чай, таких у куриц нету.

А уж сколько, парень, свету –

Словно батюшкина печь!»

О чем нам рассказывает его реакция на диковинных птиц и те сравнения, которые он употребляет, описывая их?

Иван – крестьянский парень и на все смотрит с точки зрения пользы:

«Кабы всех переимать – то-то было бы поживы!» И сравнения его для описания чудесных птиц совсем будничные, взятые из домашнего быта: куры и «батюшкина печь». В его оценке и восхищение: » Неча молвить, страх красивы!» и ирония, потому что хвосты у жар-птиц «сущий смех». Для него эти птицы – скорее каприз природы неизвестного предназначения. Поэтому ему даже хочется напоследок «пугнуть» их:

  • Смотри-ка,

Вишь, надселися от крика!

И, схвативши свой мешок,

Хлещет вдоль и поперек.

Ярким пламенем сверкая,

Встрепенулася вся стая,

Кругом огненным свилась

И за тучи понеслась.

Царь, увидев жар-птицу, испугался, он подумал, что это пожар.

Это свет от птицы-жар, - ответил Иванушка.

Все произошедшее с Иваном, послужило для него хорошим уроком.

Автор сказки показывает юным читателям, что красота – это не самое главное в жизни. Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные сказочные образы обладают земной красотой.

Жар-птица – это ветер, облако, жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.

Заключение .

В наши дни образ жар-птицы продолжает жить повсюду. Мы видим его на сцене и вновь приходим к выводу, что красота всегда была основным критерием для творцов в искусстве. Возродить духовность и красоту задумали наши современники - звезда мирового балета Андрис Лиепа. Он создал спектакль в красивых костюмах, назвав его «Возвращение жар-птицы» Премьера спектакля состоялась в наши дни в Мариинском театре, а затем на сцене Большого театра. В парижском театре «Шатле» спектакль имел такой успех, что под гром аплодисментов занавес поднимали пятнадцать раз.

Образ жар-птицы существовал в далеком прошлом. Наши предки считали, что жар-птица оказывает помощь в поиске кладов. И над сокрытым в земле кладом вовсе не огненный цветок распускает свой бутон, а сама сказочная птица садится на легендарное растение и ждет счастливчика, который ее найдет. Такие легенды приходят к нам из глубины веков.

Образ жар-птицы использовала наша команда в 2008 году на олимпиаде в Пекине. Главным элементом формы наших спортсменов была жар-птица. Мало того, что жар-птица – волшебный образ русских сказок, воплощающий мечту об удаче и благополучии, стремлению к победе, так она еще и на птицу Феникс похожа, которая в Китае считается птицей императора и символом счастья. Очень символично, что жар-птица в виде восьмерки: для китайцев это приемлемо и успешно, для нас – победоносно, просто и красиво.

Образ жар-птицы используют в наши дни и дизайнеры. Одна из них Алена Ахмадуллина представила свою коллекцию, которая похожа на сказку. Алену вдохновили легенды о жар-птице. Коллекция одежды настолько выглядела ярко и блестяще, что все модели могли бы легко сойти за жар-птиц.

Образ жар-птиц вдохновляет и архитекторов. На берегу Финского залива, в 40 километрах от Санкт – Петербурга, планируется создать город-сказку «Жар-птица». На площади почти в 300 гектаров появится огромный развлекательный комплекс. Здесь расположатся гостиницы, стадионы, океанариум. Город – сказка будет основан на известных русских сказочных образах. А самый главный образ – образ жар-птицы, заключен в названии этого чудо – города.

Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.

Список использованной литературы

  1. С.В. Кривушина «Загадочные существа». Издательство «Вече», 2001
  2. С.А. Токарев «Мифы народов мира». Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1997
  3. Н. С. Будур «Сказочная энциклопедия» Москва «Олма-Пресс» 2005
  4. Русские народные сказки «Перо жар-птицы» Москва «Кристина и Ольга» 1994
  5. П.П. Ершов «Конек-горбунок» РИО «Самовар» 1990

Приложение


Самое обсуждаемое
Рассказ о профессии родителей окружающий мир 2 Рассказ о профессии родителей окружающий мир 2
Презентация Презентация "Фосфор" презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Самые известные фотографы мира Самые известные фотографы мира


top