Все же приятно читать сказку "Жар-птица" Толстой А. Н. даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Зачастую вызывают умиление диалоги героев, они полны незлобия, доброты, прямоты и с их помощью вырисовывается иная картина реальности. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Сталкиваясь со столь сильными, волевыми и добрыми качествами героя, невольно чувствуешь желание и самому преобразиться в лучшую сторону. Сказка "Жар-птица" Толстой А. Н. читать бесплатно онлайн однозначно стоит, в ней много добра, любви и целомудрия, что полезно для воспитания юной особи.
У царевны Марьяны была нянька Дарья.
Пошла Дарья на базар, купила кенареечную птичку и повесила на окно. Царевна Марьяна в кровати лежит и спрашивает:
Нянька, а как птицу зовут?
Кенареечная.
А почему?
Потому что конопляное семя ест.
А где её дом?
На солнышке.
А зачем она ко мне прилетела?
Чтобы тебе песни петь, чтобы ты не плакала.
А если заплачу?
Птичка хвостом тряхнёт и улетит.
Жалко стало царевне с птичкой расстаться, глаза Марьяна потёрла и заплакала.
А птичка хвостом тряхнула, открыла клетку, шмыг за окно и улетела.
Принялась Дарья царевне Марьяне глаза фартуком вытирать и говорит:
Не плачь, я сбегаю, великана Веньку позову, он птичку нам поймает.
Пришёл высокий великан Венька, о четырех глазах - два глаза видно, а два не видно.
Постоял Венька и говорит:
Я есть хочу.
Принесла ему Дарья горшок каши. Великан кашу съел и горшок съел, нашёл нянькины башмаки и башмаки съел - такой был голодный, - рот вытер и убежал.
Прибегает великан в Марьянин сад, а в саду на яблоне кенареечная птичка сидит и клюёт красные яблоки. Великан и думает: что ему сначала схватить - яблоко или птичку?
И пока думал, явился лютый медведь и говорит:
Ты зачем кенареечную птицу ловишь? Я тебя съем.
И стал медведь лапой землю скрести. Великан испугался, сел на дом и ноги поджал, а птичка шмыг в кусты и улетела за озеро.
Огорчился великан и принялся думать, как ему медведя перехитрить; придумал, - нарочно испугался и закричал:
Ой, рыжий бык бежит, ой, боюсь!
Медведь одного только рыжего быка и боялся на свете, сейчас же лёг на бок и морду в кусты засунул - спрятался.
А великан с крыши слез и к озеру побежал. Озеро было длинное - не перейти, а на той стороне на ветке птичка сидит.
Великан был догадливый, сейчас же лёг на берег и стал озеро пить.
Пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил и выпил всё озеро вместе с лягушками.
Встал на четвереньки и побежал за птичкой пе сухому дну.
По вечерам лягушки квакать привыкли, и принялись они в животе у великана громко квакать.
Великан испугался, стал аиста звать. Проснулся белый аист; стоял он на одной ноге на сухом пеньке; глаза протёр, подождал, пока луна взойдёт, чтобы виднее было, подлетел к великану и говорит:
Раскрой рот.
Великан раскрыл рот, аист туда голову сунул, поймал лягушонка и проглотил.
Тогда кричит из живота лягушиный царь:
Прогони белого аиста, я тебе сундучок подарю, без него птички не поймаешь.
Великан знал, что лягушиный царь - честный, рот закрыл и говорит:
Уходи, белый аист, чай, уж наелся.
А лягушиный царь вылез в великанов рот, лапой подал хрустальный сундучок и объяснил:
В сундуке туча, в туче с одного краю молния, с другого - дождик, сначала погрозись, потом открывай, птица сама поймается.
А птичка через тёмный овраг летит и через высокую гору, и великан через овраг лезет, и на гору бежит, пыхтит, до того устал - и язык высунул, и птичка язык высунула.
Великан и кричит птичке:
Царевна Марьяна приказала тебя поймать, остановись, а то сундучок открою…
Не послушалась птичка великана, только ногой по ветке топнула.
Тогда великан открыл сундучок. Вылетела из сундучка сизая туча, кинулась к птичке и заворчала.
Испугалась птичка, закричала жалобно и мотнулась в кусты.
И туча в кусты полезла. Птичка под корень, и туча под корень.
Взвилась птичка в небо, а туча ещё выше, да как раскатилась громом и ударила в птичку молнией - трах!
Перевернулась птичка, посыпались с неё кенареечные перья, и вдруг выросли у птицы шесть золотых крыльев и павлиний хвост.
Пошёл от птицы яркий свет по всему лесу. Зашумели деревья, проснулись птицы.
Ночные русалки с берега в воду попрыгали. И закричали звери на разные голоса:
Жар-птица, Жар-птица!!!
А туча напыжилась и облила Жар-птицу мокрым дождём.
Замочил дождик золотые крылья Жар-птице и павлиний хвост, сложила она мокрые крылья и упала в густую траву.
И стало темно, ничего не видно. Великан в траве пошарил, схватил Жар-птицу, сунул за пазуху и побежал к царевне Марьяне. Царевна Марьяна привередничала, губы надула сковородником, пальцы растопырила и хныкала:
Я, нянька, без кенареечной птички спать не хочу.
Вдруг прибежал великан и на окно посадил Жарптицу.
И в комнате светло, как днём. Жар-птица за пазухой у великана пообсохла, теперь крылья расправила и запела:
Я медведя не боюсь,
От лисы я схоронюсь,
Улечу и от орла,
Не догонит в два крыла,
А боюсь я только слёз,
Ночью дождика и рос,
И от них умчуся я
За леса и за моря.
Свету-Солнцу я сестрица,
И зовут меня Жар-птица.
Спела Жар-птица, потом сделала страшные глаза и говорит.
Русская народная сказка рассказывает о том, как Стрелец-молодец не послушал своего коня богатырского и подобрал золотое перышко Жар-птицы, да показал царю своему, тут то и закончилась спокойная жизнь у Стрельца-молодца, но в конце женился на Василисе-царевне и стали жить да царствовать.
«Жар-птица и Василиса-царевна» русская народная сказка
В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится! Говорит ему богатырский конь: «Не бери золотого пера; возьмешь — горе узнаешь!» И раздумался добрый молодец — поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?
Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар. «Спасибо! — говорит царь. — Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и самую птицу; а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!» Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню. «О чем плачешь, хозяин?» — «Царь приказал жар-птицу добыть». — «Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы было по всему чистому полю разбросано». Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей белоярой пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался. Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал; стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу веревками, сел на лошадь и поскакал во дворец. Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу: «Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна — ее-то мне и надобно. Достанешь — златом-серебром награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!»
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «О чем плачешь, хозяин?» — спрашивает конь. «Царь приказал добыть ему Василису-царевну». — «Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу». Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель; долго ли, коротко ли — приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается*. Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать; а сам разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке — угощается, Василисы-царевны дожидается.
А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, выступила из лодочки и любуется на палатку. «Здравствуй, Василиса-царевна! — говорит стрелец. — Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать». Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, опьянела и крепким сном заснула. Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.
Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином. Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем из лица переменилась; сколько царь ни уговаривал — все понапрасну. Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит: «Пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье — без того платья замуж не пойду!» Царь тотчас за стрельцом-молодцом: «Поезжай скорей на край света, где красное солнышко восходит; там на синем море лежит большой камень, а под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье и привези сюда; пришла пора свадьбу играть! Достанешь — больше прежнего награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!» Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «Вот когда, — думает, — не миновать смерти!» — «О чем плачешь, хозяин?» — спрашивает конь. «Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны». — «А что, говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня да поедем к синю морю».
Долго ли, коротко ли — приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытом. Возговорил морской рак: «Не дай мне смерти, а дай живота! Что тебе нужно, все сделаю». Отвечал ему конь: «Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!» Рак крикнул громким голосом на все сине море; тотчас море всколыхалося: сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые — тьма-тьмущая! Старшой рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.
Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье; а Василиса-царевна опять заупрямилась. «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца. «Вот беда, так беда! — думает он. — Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?» Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю: «Царь-государь! Позволь перед смертию пойти с конем попрощаться». — «Хорошо, ступай попрощайся!» Пришел стрелец к своему богатырскому коню и слезно плачет. «О чем плачешь, хозяин?» — «Царь велел в кипятке искупаться». — «Не бойся, не плачь, жив будешь!» — сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу. Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди и прямо в котел; он раз-другой окунулся, выскочил из котла — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился. Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.
Примечание:
*Попихается - гребет.
В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца молодца конь богатырский.
Жар-птица и Василиса-царевна
Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
— Не бери золотого пера; возьмешь - горе узнаешь!
И раздумался добрый молодец - поднять перо аль нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?
Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
— Спасибо! - говорит царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу; а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!
Жар-птица и Василиса-царевна
Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.
— О чем плачешь, хозяин?
— Царь приказал жар-птицу добыть.
— Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну, да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы было по всему чистому полю разбросано.
Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей белоярой пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воде гулять, а сам за дерево спрятался.
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу веревками, сел на лошадь и поскакал во дворец.
Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу.
Жар-птица и Василиса-царевна
— Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна - ее-то мне и надобно. Достанешь - златом-серебром награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!
Жар-птица и Василиса-царевна
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.
— Царь приказал добыть ему Василису-царевну.
— Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу.
Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.
Долго ли, коротко ли - приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается.
Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать; а сам разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василисы-царевны дожидается.
А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, выступила из лодочки и любуется на палатку.
— Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.
Жар-птица и Василиса-царевна
Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, опьянела и крепким сном заснула.
Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.
Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.
Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем из лица переменилась; сколько царь ни уговаривал - все понапрасну.
Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:
— Пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье - без того платья замуж не пойду!
Царь тотчас за стрельцом-молодцом:
— Поезжай скорей на край света, где красное солнышко восходит; там на синем море лежит большой камень, а под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье и привези сюда; пришла пора свадьбу играть! Достанешь - больше прежнего награжу, а не достанешь - то мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «Вот когда, - думает, - не миновать смерти!»
— О чем плачешь, хозяин? - спрашивает конь.
— Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны.
— А что, говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну, да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня, да поедем к синему морю.
Долго ли, коротко ли - приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытом. Возговорил морской рак:
— Не дай мне смерти, а дай живота! Что тебе нужно, все сделаю.
Отвечал ему конь:
— Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!
Жар-птица и Василиса-царевна
Рак крикнул громким голосом на все сине море; тотчас море всколыхалося: сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые - тьма-тьмущая! Старшoй рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.
Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье; а Василиса-царевна опять заупрямилась.
— Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться.
Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца.
«Вот беда, так беда! - думает он. - Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?»
Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:
— Царь-государь! Позволь перед смертию пойти с конем попрощаться.
— Хорошо, ступай попрощайся!
Пришел стрелец к своему богатырскому коню и слезно плачет.
— О чем плачешь, хозяин?
— Царь велел в кипятке искупаться.
— Не бойся, не плачь, жив будешь! - сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.
Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди - и прямо в котел; он раз-другой окунулся, выскочил из котла и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.
Жар-птица и Василиса-царевна
Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился.
Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.
В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь.
У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца-молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своём богатырском коне в лес поохотиться; едет он дорогою, едет широкою - и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
Не бери золотого пера; возьмёшь - горе узнаешь!
И задумался добрый молодец: поднять перо али нет? Коли поднять перо да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?
Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привёз и подносит царю в дар.
Спасибо! - говорит царь. - Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и самую жар-птицу; а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошёл к своему богатырскому коню.
О чём плачешь, хозяин?
Царь приказал жар-птицу достать.
Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься: это ещё не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к утру сто кулей отборной пшеницы по всему чистому полю было разбросано.
Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей отборной пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воле гулять, а сам за дерево спрятался.
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море - летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу.
Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на её крыло копытом и крепко к земле прижал; стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу верёвками, сел на лошадь и поскакал во дворец.
Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу:
Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна - её-то мне и надобно. Достанешь - златом-серебром награжу, а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошёл к своему богатырскому коню.
Царь приказал добыть ему Василису-царевну.
Не плачь, не тужи; это ещё не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков в дорогу.
Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.
Долго ли, коротко ли - приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывёт Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом помахивает.
Стрелец-молодец пустил своего коня в зелёных лугах гулять, свежую травку щипать, а сам разбил палатку с золотою маковкой, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке - угощается, Василису-царевну дожидается.
А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, вышла из лодочки и любуется на палатку.
Здравствуй, Василиса-царевна! - говорит стрелец. - Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.
Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина и крепким сном заснула.
Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотою маковкой, садится на богатырского коня, берёт с собой сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.
Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.
Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем лицом переменилась; сколько царь ни утешал - все понапрасну.
Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:
Пусть тот, кто меня сюда привёз, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано моё подвенечное платье - без того платья замуж не пойду!
Царь тотчас за стрельцом-молодцом: - Поезжай скорее на край света, где красное солнышко восходит; там посреди моря под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны. Достань это платье и привези сюда, пришла пора свадьбу играть! Достанешь - больше прежнего награжу, а не достанешь - мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошёл к своему коню. "Вот когда, - думает, - не миновать смерти!"
О чём плачешь, хозяин? - спрашивает конь.
Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны.
Не бойся: это ещё не беда, беда впереди! Садись на меня верхом, да поедем к синю морю.
Долго ли, коротко ли - приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползёт, и наступил ему на шейку своим тяжёлым копытом.
Говорит морской рак:
Не убивай меня, отпусти. Что тебе нужно, всё сделаю. Отвечал ему конь:
Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!
Рак крикнул громким голосом на всё сине море; тотчас море всколыхнулось, сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые - тьма-тьмущая! Старший рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.
Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье, а Василиса-царевна опять заупрямилась.
Не пойду, - говорит царю, - за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в кипящей воде искупаться.
Царь приказал налить чугунный котёл воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца и бросить. Уж всё готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца.
"Вот беда так беда! - думает он. - Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?"
Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:
Царь-государь! Позволь перед смертью пойти с конём попрощаться.
Хорошо, ступай попрощайся!
Пришёл стрелец к своему богатырскому коню и слёзно плачет.
О чём плачешь, хозяин?
Царь велел в кипятке искупаться.
Не бойся, не плачь, жив будешь! - сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.
Бояшева Карина
Цель работы «Образ Жар-птицы на страницах сказок» – выявить роль жар-птицы в русских народных сказках; провести наблюдения над этим образом в авторской сказке «Конек-горбунок» П. Ершова и показать актуальность образа этой волшебной птицы в наши дни.
Жар-птица – один из самых любимых персонажей детских сказок. Оперение диковинной птицы так ослепительно сверкает под лучами солнца, глаза жар-птицы похожи на драгоценные камни, а крылья – на большие языки пламени. Перья птицы светятся голубым светом. Одно перышко может запросто осветить большую комнату. Об ее оперение можно обжечься. Выпавшее перо еще долгое время светится и дает тепло. А когда оно потухает, то превращается в золото. Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, которые дают ей бессмертие и неземную красоту. Когда поет она свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение жар-птицы может излечить больного человека и возвратить зрение слепому.
В русских сказках храброму герою, обычно требуется помощь сильного существа, несущего добро и жизнь и освещающего все вокруг. Таким добровольным помощником очень часто становится жар-птица. Но не каждый смельчак удостаивается такой чести сразу – нередко ему приходится выдержать не одно тяжелое испытание. (Сказки «Царь – девица», «Иван меньшой-разум большой»).
В русской народной сказке «Жар-птица», она наделена не только ослепительной красотой, но и олицетворяет добро, справедливость и честность.
Однако же перо жар-птицы приносит несчастье, как, например, в сказке «Иван-царевич и серый волк». И сама птица порой является источником страданий для людей. Из-за своей жадности героям приходится преодолевать тяжелейшие испытания.
Образ жар-птицы продолжает жить и в авторских произведениях. Например, в произведении П. Ершова «Конек-горбунок». Для героя эти птицы – скорее каприз природы неизвестного предназначения. Автор сказки показывает юным читателям, что красота – это не самое главное в жизни.
В наши дни образ жар-птицы продолжает жить повсюду. Мы видим его на сцене и вновь приходим к выводу, что красота всегда была основным критерием для творцов в искусстве. Звезда мирового балета Андрис Лиепа создал спектакль «Возвращение жар-птицы». Образ жар-птицы использовала наша команда в 2008 году на олимпиаде в Пекине. Дизайнер Алена Ахмадуллина, вдохновившись легендами о жар-птице, создала коллекцию одежды. А на берегу Финского залива, в 40 километрах от Санкт – Петербурга, планируется создать город-сказку «Жар-птица».
Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Управление образования Волжского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №7»
Образ Жар-птицы на страницах сказок
Творческую работу
Выполнила:
Ученица 6 «Б» класса
Бояшева Карина
Руководитель:
Учитель русского языка
И литературы высшей
Краснова Надежда
Федоровна
Саратов-2010
Стр.
Введение………………………………………………………………….. | |
Глава 1. Образ жар-птицы в русских народных сказках……………… | |
Заключение…………………………………………………………….… | |
Список использованной литературы…………………………………… | |
Приложение……………………………………………………………… |
Введение
Нет на свете человека, который не знал и не любил бы сказочный, прекрасный образ жар-птицы. Почему же она является для нас одним из любимых персонажей? Я думаю потому, что под жар-птицей подразумевается что-то светлое, доброе, мечта, которая еще не всякому дается в руки, которую еще нужно заслужить, выстрадать. Ее можно сравнить со счастьем, потому что любое счастье, даже самое крошечное, не придет к тебе просто так. Его, как и жар-птицу, надо поймать за хвост, не обжечься, удержать. Иначе какое же оно счастье, если валится в руки по первому зову? Поэтому, наверное, в душе каждого человека живет надежда поймать счастье – жар - птицу в своей жизни. Этот сказочный персонаж служит олицетворением вечных сил. И хотелось бы, чтобы жар-птица стала еще и символом неумирающей детской литературы, той литературы, что питает человека вечной духовной силой.
Цель данной работы – выявить роль жар-птицы в русских народных сказках; провести наблюдения над этим образом в авторской сказке «Конек-горбунок» П. Ершова. Читая и анализируя сказки, я поняла, что жар-птица играет огромную роль в судьбе героев. Она не только несет на своих крыльях свет, красоту, доброту, но и олицетворяет собой сказочную силу и является добровольным помощником в тяжелых испытаниях.
Глава 1
Образ жар-птицы в русских народных сказках.
Никакая сказочная птица не может сравниться по красоте с героиней русских народных сказок жар-птицей. Согласно им живет жар-птица в тридесятом царстве.
Оперение диковинной птицы так ослепительно сверкает под лучами солнца, что человек не может долго смотреть на нее. Глаза жар-птицы похожи на драгоценные камни, а крылья – на большие языки пламени. Ее еще называют огненной птицей размером с павлина. Перья ее светятся голубым светом. Об ее оперение можно обжечься. Одно ее перышко может запросто осветить большую комнату. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения жар-птицы. Оно светится и дает тепло. А когда перо потухает, то оно превращается в золото.
Жар-птица ест золотые или молодильные яблоки, которые дают ей бессмертие и неземную красоту.
Когда поет она свои чудесные песни, из ее клюва падают на землю большие круглые жемчужины. Считается, что пение жар-птицы может излечить больного человека и возвратить зрение слепому.
В русских сказках храброму герою, обычно требуется помощь сильного существа, несущего добро и жизнь и освещающего все вокруг. Таким добровольным помощником очень часто становится жар-птица. Однако не каждый смельчак удостаивается такой чести сразу – нередко ему приходится выдержать не одно тяжелое испытание.
В сказке «Царь – девица» главный герой Иван – купеческий сын. Мать его умерла, отец женился, а к сыну приставил дядьку, чтобы тот присматривал за ним. Однажды наш герой встретил царь – девицу и полюбил ее. Но следующая встреча их не состоялась, так как дядька, следуя указаниям мачехи Ивана, воткнул булавку в одежду и он крепко заснул. Когда Иван узнал дядькину измену, он отрубил ему голову и отправился на поиски возлюбленной. Встретив Бабу – Ягу и выпросив у нее трубу, наш герой вызывает себе на помощь жар-птицу. Прилетевшая огненная птица подхватывает Ивана царевича и уносит его прочь от злой ведьмы. Баба – Яга только и успевает, что выдернуть из хвоста жар-птицы несколько перьев. Помогла жар-птица Ивану, отнесла его к избушке, где жила старушка. Она то и помогла найти ему царь – девицу.
Отдельно нужно сказать про перья чудесной птицы. Перо жар-птицы приносит несчастье. В сказке «Иван-царевич и серый волк» главный герой выдергивает перо из хвоста жар-птицы, которая прилетает ночью в сад его отца клевать золотые яблоки. Увидев перо, царь больше ни о чем больше не может думать кроме жар-птицы, и в результате отправляет всех своих сыновей раздобыть чудо-птицу. Примерно такое же действие оказывает огненное перо на царя из сказки «Жар-птица Василиса-царевна». И для стрельца, преподнесшего в дар царю перо, этот подарок оборачивается чередой почти невыполненных заданий. Но как и в большинстве сказок, положительный герой проходит через все испытания и обретает счастье.
В русской народной сказке «Иван меньшой - разум большой» образ жар-птицы представлен нам, читателям, как образ птицы, не только охраняющей границы государства, но своим громким голосом собирающей рать. В этой сказке обычные люди старик со старухой, не имеющие детей, увидели прекрасную чудо-птицу и даже нашли ее гнездо, в котором лежало тридцать три яйца. Старик забрал яйца, из них вылупились тридцать три добрых молодца. Последним тридцать третьим был Иван меньшой - разум большой. Получается, что образ жар-птицы здесь представлен нам еще в образе матери прекрасных молодцев. Много испытаний приходится на их долю. И здесь им на помощь всегда приходит жар-птица. Жар-птица дает сигнал своим сыновьям, чтобы враги не застали врасплох.
- Кликни-ка сюда на подмогу, чудо-птица, своих сыновей богатырей.
Встрепенулась жар-птица так, что сияние от нее озарило все кругом, подняла вверх голову и закричала тонким голосом. Только смолк ее крик, глядь – мчатся из ближних лесов на вражью рать тридцать два молодых богатыря. Впереди сам царь Иван меньшой. И дрогнула вражья рать. «Крепки границы! А если кто и пожалует - наша матушка, жар-птица, вмиг нам сигнал даст, - сказал Иван меньшой.
В русской народной сказке «Жар-птица», она наделена не только ослепительной красотой, но и олицетворяет добро, справедливость и честность. Попав в руки нечестным братьям Ивана-царевича, жар-птица превращается в ворону, показывая, что жар-птица не дается в руки злым и непорядочным людям. Только после того, как Иван-царевич вернулся домой и царю открылась правда, жар-птица приняла свой красивый облик.
Все сказки, в которых живет жар-птица, являются особенными – волшебными. Потому что жар-птица – это не только красивое великолепное существо, но порой она является источником страданий для людей. Из-за своей жадности героям приходится преодолевать тяжелейшие испытания. Я думаю, что во все времена многих из нас всегда будет поражать огненный свет, сыплющийся с крыльев жар-птицы, и мы будем восхищаться этой чудом
Глава 2
(по произведению П.Ершова «Конек-горбунок»)
Образ жар-птицы продолжает жить и в авторских произведениях. Например, в произведении П. Ершова «Конек-горбунок». Первое знакомство главного героя происходит с жар-птицей не сразу. Вначале он находит ее перо:
…огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван.
«Что, - сказал он, - за шайтан!»
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету;
Эко чудо – огонек!»
Умный конек –горбунок предупредил Ивана: «Много, много непокою принесет оно с собою». Не послушался Иван. А предостережения горбунка сбылись. Помимо тяжелых испытаний, которые пришлось пройти нашему герою, царь приказал ему достать жар-птицу:
- Не достанешь мне жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То клянуся бородой,
Ты поплатишься со мной!»
Отправился Иван с горбунком за чудо птицей.
Когда он увидел стаю жар-птиц, от которых свет разлился над горой, то прошептал:
«Тьфу ты, дьявольская сила!
Эк их, дряни, привалило!
Чай, их тут десятков с пять.
Кабы всех переимать-
То-то было бы поживы!
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то - сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету –
Словно батюшкина печь!»
О чем нам рассказывает его реакция на диковинных птиц и те сравнения, которые он употребляет, описывая их?
Иван – крестьянский парень и на все смотрит с точки зрения пользы:
«Кабы всех переимать – то-то было бы поживы!» И сравнения его для описания чудесных птиц совсем будничные, взятые из домашнего быта: куры и «батюшкина печь». В его оценке и восхищение: » Неча молвить, страх красивы!» и ирония, потому что хвосты у жар-птиц «сущий смех». Для него эти птицы – скорее каприз природы неизвестного предназначения. Поэтому ему даже хочется напоследок «пугнуть» их:
- Смотри-ка,
Вишь, надселися от крика!
И, схвативши свой мешок,
Хлещет вдоль и поперек.
Ярким пламенем сверкая,
Встрепенулася вся стая,
Кругом огненным свилась
И за тучи понеслась.
Царь, увидев жар-птицу, испугался, он подумал, что это пожар.
Это свет от птицы-жар, - ответил Иванушка.
Все произошедшее с Иваном, послужило для него хорошим уроком.
Автор сказки показывает юным читателям, что красота – это не самое главное в жизни. Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные сказочные образы обладают земной красотой.
Жар-птица – это ветер, облако, жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.
Заключение .
В наши дни образ жар-птицы продолжает жить повсюду. Мы видим его на сцене и вновь приходим к выводу, что красота всегда была основным критерием для творцов в искусстве. Возродить духовность и красоту задумали наши современники - звезда мирового балета Андрис Лиепа. Он создал спектакль в красивых костюмах, назвав его «Возвращение жар-птицы» Премьера спектакля состоялась в наши дни в Мариинском театре, а затем на сцене Большого театра. В парижском театре «Шатле» спектакль имел такой успех, что под гром аплодисментов занавес поднимали пятнадцать раз.
Образ жар-птицы существовал в далеком прошлом. Наши предки считали, что жар-птица оказывает помощь в поиске кладов. И над сокрытым в земле кладом вовсе не огненный цветок распускает свой бутон, а сама сказочная птица садится на легендарное растение и ждет счастливчика, который ее найдет. Такие легенды приходят к нам из глубины веков.
Образ жар-птицы использовала наша команда в 2008 году на олимпиаде в Пекине. Главным элементом формы наших спортсменов была жар-птица. Мало того, что жар-птица – волшебный образ русских сказок, воплощающий мечту об удаче и благополучии, стремлению к победе, так она еще и на птицу Феникс похожа, которая в Китае считается птицей императора и символом счастья. Очень символично, что жар-птица в виде восьмерки: для китайцев это приемлемо и успешно, для нас – победоносно, просто и красиво.
Образ жар-птицы используют в наши дни и дизайнеры. Одна из них Алена Ахмадуллина представила свою коллекцию, которая похожа на сказку. Алену вдохновили легенды о жар-птице. Коллекция одежды настолько выглядела ярко и блестяще, что все модели могли бы легко сойти за жар-птиц.
Образ жар-птиц вдохновляет и архитекторов. На берегу Финского залива, в 40 километрах от Санкт – Петербурга, планируется создать город-сказку «Жар-птица». На площади почти в 300 гектаров появится огромный развлекательный комплекс. Здесь расположатся гостиницы, стадионы, океанариум. Город – сказка будет основан на известных русских сказочных образах. А самый главный образ – образ жар-птицы, заключен в названии этого чудо – города.
Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.
Список использованной литературы
- С.В. Кривушина «Загадочные существа». Издательство «Вече», 2001
- С.А. Токарев «Мифы народов мира». Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 1997
- Н. С. Будур «Сказочная энциклопедия» Москва «Олма-Пресс» 2005
- Русские народные сказки «Перо жар-птицы» Москва «Кристина и Ольга» 1994
- П.П. Ершов «Конек-горбунок» РИО «Самовар» 1990
Приложение