Презентация на тему история открытия лишайников. Презентация по биологии "Лишайники. Многообразие и значение лишайников". В хороших условиях, с оптимальными влажностью

Презентация на тему история открытия лишайников. Презентация по биологии

«Голосеменные растения» - Где у голосеменных растений располагаются семена? В шишках на твердых чешуях располагаются семена. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою. Что такое хвоя? К голосеменным растениям относят хвойные растения. Биология. 7 класс. У зрелой коричневой шишки чешуи раскрываются. Из древесины сосны изготавливают искусственных шелк, а из ели – бумагу.

«Высшие споровые растения» - Характеристика высших растений. Плауновидные. Споровые растения. Общая характеристика подцарства высшие растения. Вегетативные органы. Цветок. Постэмбриональный. Эмбриональный. Вегетативные. Спорангий. Хвощевидные. Высшие и низшие растения. Плод. Папоротниковидные. Внутреннее строение. Тема урока. Корень.

«Семядоля» - Цветок. Семейство сложноцветных или астровых. Однодольные. Из пестиков цветка малины образуются сочные костянки - элементы плода - многокостянка. Плод - стручок или стручочек. Воронковидные. Плод – коробочка (табак, душистый табак, петуния, белена). Соцветие – кисть. Плод – ягода (паслён, томаты, картофель, перец).

«Строение цветковых растений» - Цветок – орган цветкового растения, состоящий из лепестков венчика, тычинок и пестика. Плод. Цветок. Корень – подземный орган растения. Вопросы к теме. Внешнее строение цветкового растения. Биология, 7 класс. Из какого органа растения образуется плод? Корень. Семя – орган размножения семенных растений.

«Признаки лилейных» - А, г, д, е б, в, д, е в в, г а, в б. Яблоко на яблоне. Кочан капусты. Познакомимся с растениями семейства Лилейные. Птицемлечник. Купены многоцветковая и лекарственная. Рябчик русский. Автор Рачко С.Н., учитель биологии высшей категории МОСШ №29 г. Нижневартовск. Строение цветка. Отгадайте растения.

«Класс Двудольные» - Многие астровые образуют подушковидные формы. Двудольные – самые многочисленные среди цветковых. Семейство Крестоцветные (Капустные). Презентация предназначена для уроков биологии в 6 и 7 классах. Семейства двудольных растений. Цветки часто собраны в соцветие – кисть. Левка. Листья образуются сложные.

Всего в теме 13 презентаций

Я хороший, Я всё знаю, Я буду стараться, У меня всё получится.


ЭПИГРАФ: «ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА»

ЧАРЛЗ ДАРВИН


Проблемный вопрос.

Существуют ли в природе

организмы, состоящие из

самостоятельных организмов?

В чём особенность этих

организмов?



ТЕМА УРОКА «ЛИШАЙНИКИ»

Цель урока: изучить особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов.

Внимание! Основные понятия:

слоевище

симбиоз

накипные, листоватые, кустистые.


Алгоритм.

1.Многообразие и распространение. Типы.

2.Строение.

3.Питание.

4.Размножение.

5.Распросранение.

6.Значение.


ЛИШАЙНИКИ

кустистые

накипные

листоватые

Калоплака

Омфалина

Кладония



Я смотрел кору на ветке,

Сквозь стекло точеное:

Там в ячейках белой сетки

Рыбки спят зеленые.


ПИТАНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

органические вещества

воду и минеральные вещества

водоросль

гриб


Сговорились Клим с Пахомом

Жить совместно, общим домом:

Клим готовит соль, водицу,

А Пахом зерно, мучицу.


РАЗМНОЖЕНИЕ

Чаще всего путём отделения кусочков

слоевища с последующим разрастанием.

Особыми группами клеток гриба и

водоросли.

Растут лишайники очень медленно, прирост

их составляет от 1 до 8 мм в год (ягель

вырастает за год на 1-3 мм).

Средний возраст лишайников от 30 до 80 лет.

Продолжительность жизни -50-100 лет.


ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Безжизненная Антарктида

Пески Сахары

Полярная тундра

Леса

Тундра

Горы

Голая почва

Стволы деревьев

Раскаляемы солнцем скалы

Заборы

Стекло

Чистая бумага


ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

ПИОНЕРЫ ПРИРОДЫ

ОБРАЗУЮТ ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ

НАКАПЛИВАЮТ

БИОИНДИКАТОРЫ


ПОДУМАЙТЕ

В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по

пустыне, по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были

съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на

раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок,

неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку,

подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра

поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна!

С неба падает манна!» Все, кто еще мог, бросились собирать эту

«манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и

пекли лепешки.

Чем была эта «манна» на самом деле?


Особенности лишайников:

Своеобразие формы, обмена

веществ, особенностей роста и

размножения, мест обитания

несмотря на их двойственную

природу, самостоятельными

организмами.


ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

1.Лишайники – представители царства растений.

2.Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.

3.Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.

4.Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.

5.Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.

6.Кладонии представители накипных лишайников.

7.Лишайники быстро растут.

8.Человек не использует лишайники в своей жизни.


Правильные утверждения:


-Домашнее задание.

Всем – стр. 102-106.

Задание на выбор:1. составить кроссворд по теме «Лишайники» (оценка – «4»)

2. « Представить отчёт в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.)

(оценка «5»)

Пояснительная записка

  • Данный урок является единственным при изучении темы лишайники, в соответствии с программой Н.И. Сонина. Данная тема входит в раздел « Бактерии. Грибы. Лишайники». Тип урока – интегрированный биология с экологией (изучение нового материала). В презентации «Лишайники» представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – это фотографии натуральных объектов, схемы классификации лишайников, информация о видах занесенных в Красную книгу, краткая информация о строении и жизнедеятельности данных организмов, кроссворд на закрепление материала. При знакомстве с многообразием лишайников не предусмотрено экскурсий в природу. Также удобно использовать данную презентацию из-за недостатка учебного времени на уроке.

Проект урока

Тема. Лишайники

Программа: В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. Биология(Многообразие живых организмов) 7 класс

Тип урока Изучение нового материала (интегрированный биология с экологией)

Форма организации: фронтальная работа

Цель урока:

создать условия для формирования представления о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах.

Результат урока

формирование представления о систематическом положении, особенностях строения, питания, размножения, значения и экологии лишайников как симбиотических организмах.


Этапы урока

Деятельность учителя

Актуализация знаний

Деятельность ученика

Примерные вопросы

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

  • Строение лишайников (с. 2)
  • Размножение и питание (3)
  • Классификация(4,5,6,7)
  • Местообитания (8)
  • Краснокнижные виды и значение (9)

Ответы на поставленные вопросы, аргументация ответов

Запись темы в тетрадь

  • В чем принципиальное отличие грибов от представителей других царств
  • Дайте определение понятия водоросли
  • К какому классу относится данный организм (опора на печатный рисунок)

4. Формулирования темы и цели урока (слайд 1)

Просмотр слайдов и с соответствующей записью в тетрадь

Работа с тестом (10,11)

Домашнее задание

Самостоятельно выполняют тест, а затем проверяют

Задает домашнее задание (12)

Выполнение творческого задания и кроссворда


Цель урока : изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов.

Внимание! Основные понятия : симбиоз, слоевище (таллом), кустистые, листоватые, накипные лишайники, лихенология, лихенолог.


Лишайники – это симбиотические представители царства грибов.

Наука о лишайниках – лихенология, лихенолог – человек., занимающийся изучением лишайников.

Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом

представлен

переплетающимися грибными

нитями и одноклеточными

зелеными или сине-зелеными

водорослями. На грибных

нитях иногда образуются присоски,

которые проникают внутрь

водорослей.


Питание лишайников: нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества.

Лишайники впитывают влагу дождей и туманов всей поверхность тела. В жаркие дни они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но стоит пройти дождю, и они снова оживают.

Размножение лишайников. Р азмножаются лишайники в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри таллома и разрывают его, выходя наружу.


Классификация лишайников по строению слоевища:

Лишайники

кустистые

накипные

листоватые

Калоплака

Омфалина

Кладония


Накипные лишайники

имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т.д.).

Калоплака

Леканора


Листоватые лишайники

имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате.

Лобария


Кустистые лишайники

имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков,

реже неразветвленных прямостоячих выростов.

Кладония



Асахинея Шоландера

Кладония грациозновидная

Лептогиум Бурнета

Лобария легочная


Выберите правильные утверждения:

  • Лишайники – представители царства растений.
  • Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
  • Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.
  • Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.
  • Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.
  • Кладонии представители накипных лишайников.
  • Лишайники быстро растут.
  • Человек не использует лишайники в своей жизни.
  • Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры.
  • Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

Результаты:

9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали.

8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее.

Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.


Кладония

шариконосная

Графис письменная

Порпидия


Подумайте и ответьте, почему лишайники называют “ пионерами растительного покрова ” ? Отчет представьте в интересной форме (в виде рисунков, стихов и т.д.).

Дополнительное задание: решите кроссворд, подбирая названия известных Вам лишайников.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

учитель биологии Деларова Е.В. Лишайники

«Растение-сфинкс»

Лишайники – это симбиотические представители царства грибов. Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.

Питание лишайников водоросль гриб Воду и минеральные вещества органические вещества

формы лишайников

Классификация лишайников по строению слоевища: Лишайники накипные листоватые кустистые Калоплака Омфалина Кладония

Накипная форма Накипные выглядят как тонкая мелкозернистая корочка, плотно покрывающая камни или древесную кору. Считается, что это наиболее примитивный тип этих организмов.

Листоватая форма Более развитые лишайники уже не лепятся к субстрату всем своим слоевищем. Они имеют вид более или менее оформленного листа, часто с многочисленными лопастями и бахромками и обычно прикрепляются с помощью короткой и толстой «подошвы». При этом их края относительно свободны, и слоевище довольно легко отделяется. Лишайники такого типа называют листоватыми.

Кустистая форма Самые сложные по своему строению - кустистые лишайники. Они не стелятся по субстрату, а создают вертикально поднимающиеся или, наоборот, свисающие вниз образования, которые называются подециями. Подеции могут выглядеть как рога, бокальчики или даже целые бороды, состоящие из тонких длинных нитей

1 слайд

Цель урока: изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов. Внимание! Основные понятия: симбиоз, слоевище (таллом), кустистые, листоватые, накипные лишайники, лихенология, лихенолог.

2 слайд

Лишайники – это симбиотические представители царства грибов. Наука о лишайниках – лихенология, лихенолог – человек., занимающийся изучением лишайников. Внутреннее строение лишайников: лишайники это симбиотические организмы, их тело состоит из водоросли и гриба. Тело или таллом представлен переплетающимися грибными нитями и одноклеточными зелеными или сине-зелеными водорослями. На грибных нитях иногда образуются присоски, которые проникают внутрь водорослей.

3 слайд

Питание лишайников: нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Зеленые клетки водорослей на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Лишайники впитывают влагу дождей и туманов всей поверхность тела. В жаркие дни они настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными, но стоит пройти дождю, и они снова оживают. Размножение лишайников. Размножаются лишайники в основном кусочками слоевища, а также специализированными клетками, которые образуются внутри таллома и разрывают его, выходя наружу.

4 слайд

Классификация лишайников по строению слоевища: Лишайники накипные листоватые кустистые Калоплака Омфалина Кладония

5 слайд

Накипные лишайники имеют вид корочки, плотно сросшейся с субстратом (камень, дерево и т.д.). Леканора Калоплака

6 слайд

Листоватые лишайники имеют вид листовидной пластинки, горизонтально распростертой на субстрате. Лобария Колемма

7 слайд

Кустистые лишайники имеют вид прямостоячих или повисающих кустиков, реже неразветвленных прямостоячих выростов. Кладония Уснея

8 слайд

Лишайники встречаются в лесу, горах, парках, скверах, на лугах, болотах, то есть практически повсеместно.

9 слайд

10 слайд

Выберите правильные утверждения: Лишайники – представители царства растений. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. Кладонии представители накипных лишайников. Лишайники быстро растут. Человек не использует лишайники в своей жизни. Результаты: 9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали. 8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее. Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.


Самое обсуждаемое
Презентация на тему Презентация на тему "строение и работа сердца" Скачать презентацию работа сердца
Как зарегистрировать ИП самостоятельно – пошаговая инструкция Как зарегистрировать ИП самостоятельно – пошаговая инструкция
Формирование финансовых результатов Формирование финансовых результатов


top