Ильшат Байбурин: «Не может мёд быть брендом Башкирии, как круассан не может быть брендом Франции. Как студия дизайна из уфы завоевала российский рынок И поэтому выбирают вас

Ильшат Байбурин: «Не может мёд быть брендом Башкирии, как круассан не может быть брендом Франции. Как студия дизайна из уфы завоевала российский рынок И поэтому выбирают вас

18.01.2018 17:29:50

В ближайшее время, а именно к 30 марта, у Башкирии должен появиться свой собственный бренд, благодаря которому наша республика должна будет выделиться среди других регионов России и стать узнаваемой по всему миру. Разработкой бренда занимается уфимская брендинговая студия. На это из бюджета республики было выделено 2,7 миллиона рублей.

Так вышло, что . В то время как у ряда российских городов и регионов своя уникальная символика появилась. Пусть не все примеры брендирования территорий получились удачными, но попытки были, и это главное. Ведь с помощью брендов можно продвигать регионы, делать их более узнаваемыми, привлекать туристов. Соответственно, и зарабатывать на этом.

Арт-директор брендинговой компании Ильшат Байбурин считает, что самые удачные PR-компании по продвижению территорий были в свое время у Нью-Йорка и Амстердама. Знаменитые логотипы этих городов с надписями «I [сердечко] NY» и «I amsterdam» известны по всему миру. Было бы замечательно, если бы бренд Башкирии получился таким же привлекательным и запоминающимся.

Специалист отметил, что свои логотипы, как удачные, так и не очень, появились у Ярославля, Перми, Омска, Невинномысска, Изборска, Магнитогорска, Ростова-на-Дону, Тюмени, а также Калужской области, Ненецкого автономного округа, Сибири, Крыма, а совсем недавно и у Татарстана. В ноябре прошлого года путем голосования был выбран туристический бренд России. Теперь настала очередь Башкирии.

Так каким же будет туристический бренд республики? На кого он будет ориентирован? И когда мы сможем увидеть логотип будущего бренда? На все эти вопросы Ильшат Байбурин ответил в рамках встречи со студентами уфимских ссузов и вузов, обучающимися по специальностям «Туризм» и «Дизайн». Разработчик бренда попросил студентов заполнить специальные анкеты, которые в дальнейшем должны помочь ему определиться с концепцией будущего бренда.

Бренд должен содержать в себе какую-то историю, которая будет отражена в логотипе, - отмечает Ильшат Байбурин. - Глядя на логотип, люди должны понять, что мы хотим до них донести. У нас очень красивая природа. Это наша сильная сторона. И это в первую очередь должно быть отражено в бренде. Еще один вопрос, на который мы пока не можем дать однозначный ответ, заключается в том, какое название республики будет звучать в концепции бренда: Башкортостан или Башкирия. Чисто фонетически произносить «Башкирия» легче. Поэтому если речь идет о нашей целевой аудитории, то нужно оставить Башкирию. Но в этом случае нужно деликатно обойти все политические нюансы. Надеюсь, нам это удастся. Есть исторические факты, подтверждающие, что территорию, на которой находится республика, в разное время называли как Башкирией, так и Башкортостаном.

Разработчик отметил, что туристский бренд должен быть легким, позитивным, ярким, запоминающимся и легко произносимым, при этом уникальным.

Бренд, который мы создаем, должен заполнить тот вакуум, который есть сейчас, - добавил Ильшат Байбурин. - Пока о нас за пределами республики мало кто знает. Да и сами мы не можем определиться, кто мы такие. Поэтому одна из задач, связанная с разработкой бренда, - объединить людей, которые проживают на территории республики, и помочь им понять, кто они такие. Чтобы впоследствии они эту информацию доносили до остальных. И это тоже будет одним из элементов продвижения бренда и способом привлечения туристов в наш регион.

У будущего бренда республики уже появился свой сайт . На нем можно следить за тем, как ведется работа по разработке бренда, на каком этапе находится проект, кто примет участие в оценке конечного продукта.

Первый этап разработки бренда, связанный с проведением круглых столов, тематических встреч, опросов и исследований подошел к завершению. Встреча со студентами и активной молодежью стала заключительным событием этого этапа. Сейчас Ильшат Байбурин и его команда приступают непосредственно к разработке бренда. Они планируют создать несколько концепций и протестировать их. Каким получится финальный вариант бренда, мы увидим в конце марта. Ждать осталось недолго. К началу летнего туристического сезона у Башкирии уже должен появиться свой бренд. Посмотрим, как это скажется на туристическом потоке.

В рубрике «Как делают бизнес в Башкирии» - дизайн-студия Paradox Box, входящая в 10-ку лучших в России. О своей истории успеха и том, почему Уфа не стала столицей дизайна, рассказали Ильшат Байбурин и Елена Осадова.

Ильшат Байбурин

В начале апреля вам исполнилось 11 лет - можно сказать, что вы одни из долгожителей на этом рынке. Расскажите, как вы начинали.

Ильшат Байбурин : Всё получилось достаточно стихийно.

Елена Осадова : У нас ничего не было на момент открытия, в силу определенных обстоятельств, о которых мы сегодня не будем вспоминать. Поэтому кто стол принес, кто стул, на коробках сидели. Ильшат собирался покупать машину, но на эти деньги мы купили первоначальную партию профессиональной техники. Пошли заказы, и через год мы «вышли на проектную мощность».

Потом я побывал и главным дизайнером спирто-водочного комбината, и заведующим постановочной частью татарского театра «Нур».

А кто был вашим первым клиентом?

Е.О. : Одним из самых крупных клиентов на момент открытия студии была компания, для которой мы сделали календарный проект с акварелями. Его увидел инвестор, ему понравилось, и неожиданно нам предложили оформить крупнейший на тот момент фитнес-центр города. А тогда комплексных интерьерных работ у нас почти не было. Делали пару небольших точек ресторанов, а тут надо было оформить 1500-2000 квадратных метров. Но нам поверили. Это, конечно, очень помогло в начале.

Сейчас ваши клиенты, в основном, из Москвы?

Е.О .: Не только из Москвы. Сейчас, к счастью, нет барьеров для работы и география заказчиков — вся Россия, а иногда и зарубежье. Хотя, понятно, что московский рынок для нас самый привлекательный в плане стоимости проектов. Хороших профессиональных игроков немного, и уровень цен очень разный.


Paradox Box создал медали для Международного чемпионата по водным видам спорта (Казань 2015)

И.Б .: Вопрос ценообразования очень сложный, и рынок еще по большому счету не сформировался, он пока не прозрачный. Мы и заказчик понимаем, сколько может стоить определенная работа. Но официально всё закрыто, никто ничем особо не делится. Было несколько попыток у профессиональных сообществ выработать какой-то прейскурант, как это было в Советском Союзе. Чтобы заказчик понимал, на что ему рассчитывать. Но пока процесс двигается очень медленно.

Такое ощущение, что на рынке есть «корифеи», как вы, а молодых и новых талантов не видно…

Е.О .: Они есть. Но очень сложно начать, когда у тебя нет портфолио и нет списка имен крупных клиентов. «Большие деньги» не хотят рисковать.

И поэтому выбирают вас?

Е.О .: В этом офисе висит только часть наших дипломов (показывает на полностью увешанную рамками стену - ред.), остальное лежит в двух ящиках.

И.Б .: Когда большие компании выбирают подрядчика, они часто устраивают конкурсы, в которых участвуют несколько агентств. И когда инвестор спрашивает: «А почему именно они?», отдел маркетинга отвечает, что выбрали из Топ 10 лучших. И вопросы снимаются.


Е.О .: Сейчас мы впервые с 2003 года взяли паузу в отношении профессиональных конкурсов — до этого участвовали постоянно. А это отнимает очень много сил и энергии: у каждого фестиваля есть свои нюансы, своя специфика, свои требования.

И.Б .: Участие в конкурсах еще и позволяет понять, где ты находишься, кто впереди, кто сзади, кто как работает. По сути, на конкурсах тоже учишься. Мы образовываемся непосредственно в рабочем процессе.

Вы столько лет в гуще событий на дизайнерском рынке города. Он изменился за это время?

И.Б.: Рынок не меняется на столько, на сколько мог бы измениться. Здесь дело не только в дизайнерах, как в творческих людях, хотя и в них тоже, а еще и в менталитете. Ведь результат зависит и от того, каков культурный уровень у заказчика. Я вижу, что ситуация в массе плачевная. Года два назад меня пригласили в комиссию при администрации города, где вместе с главным архитектором города, представителями министерства культуры и рекламных агентств мы рассматриваем заявки на оформление фасадов, вывесок. Я вижу, какого уровня поступают проекты. А ведь это кто-то рисует, кто-то утверждает...

На тех комиссиях, которые я посещаю, отсеивается 98% заявок.

Почему так происходит - заказчики боятся выделиться?

И.Б .: Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа. С одной стороны, и легко и неправильно валить всё только на заказчиков, хотя иногда клиенты ментально «не тянут» стильные проекты . Но и дизайнеры должны делать хорошо. С другой стороны, у художника почти нет рычагов влияния на клиента, который платит. Поэтому должны появляться, своего рода, независимые худсоветы.


Проект жилого комплекса «Яркий». Paradox Box придумали название, логотип, стиль, концепцию. Рассказывает Ильшат Байбурин: «Застройщики пришли с масштабным проектом, с уже готовой архитектурной концепцией. Было название - Кустаревский, нужны были логотипы, фирменный стиль. Мы посмотрели и решили, что название не пойдет. Предложили назвать проект «Яркий». Слово простое и понятное для всех. При этом можно креативно наполнить. Мы сделали очень яркие фасады. Предложили поделить микрорайоны на маленькие зоны. Назвать Яркий Лондон, Яркий Рим. И, например, в районе Яркого Берлина сосредоточить автосервисы и пивные. Яркий Лондон - учебные заведения. Это такая игра».

Вы видите свою задачу, как творческих людей, в том, чтобы поднимать уровень культуры, воспитывать клиента?

Е.О .: Мы 5 лет назад впервые сделали свою выставку. И это была первая выставка графического дизайна в городе. Составили лекционную программу, Ильшат неделю читал лекции без остановок. Увидели положительную реакцию, публика очень хорошо отнеслась к проекту. Задумали 1 апреля, наш День рождения, и ближайшие даты сделать «Днями дизайна» в Уфе. В последующие годы мы привозили выставку лучших мировых образцов типографики в дизайне, выставку лучших проектов по версии АКАР «Топ 10». Привозили российских дизайнеров с лекциями. Но делать это всё только самим или с друзьями и партнерами, которые посильно помогают, и тяжело, и неправильно.

Мы обращались в администрацию города. Но реальной поддержки, по сути, никакой.

И.Б .: А ведь можно было бы придумать много интересных проектов для города. Если творчески и стратегически правильно подойти, то можно устраивать здесь «крутые» дизайнерские, художественные мероприятия. Можно Уфу сделать дизайнерским таким городом. Как Пермь в свое время. Почему нет?

И для этого не нужно приглашать Марата Гельмана...

И.Б .: Это не стоит огромных денег, ведь творческие люди, когда ты даешь им свободу, идешь навстречу, многие вещи делают бесплатно. У нас было несколько попыток работать с администрацией. Например, предлагали провести брендинг города, еще в 2005 году, до Перми. Просто я увидел, что такая тенденция идет по всему миру. Она ещё не была популярна у нас в стране, и, если бы вдруг Уфа тогда сделала этот проект, наш город стал бы первым в России. Пробовали и потом несколько раз поднимать эту тему, но результат вы и сами видите.

Много у вас человек в команде?

И.Б .: Сейчас 9 человек. Это оптимальное количество.

Е.О . У нас очень устойчивый коллектив.


Студия Parabox Box в полном составе. Ильшат Байбурин и Елена Осадова - в центре. Фотография была сделана для коллекционного журнала «Уфа.Собака.ru» (ноябрь 2015 г.)

И в чем секрет?

Е.О .: У нас очень комфортная обстановка — домашняя, семейная. Мы — маленькая семья.

Как вы оцениваете свою эффективность? Оперируете такими понятиями, как рентабельность, окупаемость?

Е.О .: Нет. У нас совсем другие категории.

И.Б .: Слава Богу живем, развиваемся. Люди работают, получают зарплату, мы двигаемся вперед. Мне кажется, это основной показатель.

А как цели ставите? Делаете бизнес-планы?

И.Б .: У нас практически невозможно оцифровать цели. То есть мы в этом году должны, к примеру, сделать три гениальные работы, или должны прийти 15 заказчиков с определенными бюджетами? Это просто непредсказуемо.

Есть ли какая-то статистика вашего роста из года в год? Вы можете посчитать по количеству заказчиков, либо по объему выручки?

Е.О .: У нас как такового прайса нет. Работа может стоить очень по-разному. В особых случаях мы можем существенно уступать по цене, какие-то вещи делать практически бесплатно. Я недавно делала для себя аналитику. И мы за 13 лет выросли в сотни раз.

Это выручка так выросла?

Е.О .: Стоимость заказа. И при этом мы без работы не сидим.

И.Б. : Если 10 лет назад для того, чтобы заработать какую-то сумму денег, необходимо было сделать 10 заказов, то сейчас лучше взять одну работу, которая по сумме их покрывает. И сделать ее спокойно, с чувством, с толком, с расстановкой. Сделать красивый проект. У нас с самого начала в голове такое желание и понимание было, в эту сторону мы двигались и продолжаем двигаться.

То есть вы счастливые творческие финансово-успешные люди?

Е.О .: Нам повезло. Мало людей, которые могут позволить себе заниматься любимым делом, творческим, и при этом брать за это деньги.

Презентация туристического бренда республики «Terra Bashkiria» наделала много шума в Интернете. Современная графика без «обязательных» курая и мёда на логотипе многим показалась непривычной. Другим «обёртка» понравилась, теперь требуют «конфетку» - наладить инфраструктуру. Справедливое желание, но вряд ли вопрос с наличием туалетов на стоянках и разбитыми дорогами должен решать дизайнер. Однако в социальных сетях третьи сутки ломаются копья. Арт-директор брендинговой студии Paradox Box Ильшат Байбурин благоразумно бережёт нервы, не вступая в споры на Facebook. Однако смог выделить время для интервью.

Мы встречаемся в кафе, его телефон постоянно разрывается от звонков. Но, несмотря на небольшую усталость, наш собеседник выглядит довольным прошедшей презентацией и реакцией людей. «Я доволен, как всё прошло. Ко мне подходили и выражали свою благодарность. Причём это мнение людей, которых я очень уважаю, это дорогого стоит», - говорит Ильшат.

Одновременно - негативные бурления в Интернете. Как получилось, что в Facebook все постят одну и ту же картинку и по ней делают выводы в духе «не читал, но осуждаю»?

Не очень понятно, почему так вышло. Презентацию показывали на огромном экране, и снимки на телефон в зале получались нечёткими. В итоге люди судят о бренде по единственной картинке, выдернутой из контекста. Через несколько дней мы выложим информацию в сеть, после просмотра официального видеокейса бренда многое станет понятнее.

- Почему сделан разворот в сторону фонетического упрощения - Башкирия вместо Башкортостан?

Хочется сразу сказать: в этом нет никакой политики. Мы не переименовываем республику, мы берём более удобное для произношения название. Потом, это возрождение - название «Башкирия», по разным историческим версиям, упоминается либо с 14, либо с 16 века, а «Башкортостан» как название появился только в 1990 году. То есть, в плане брендинга, маркетинга и истории «Башкирия» - самое подходящее название именно для бренда.

Начальника могут звать Александр Сергеевич, а для друзей он просто Саша. Так и здесь - туристическая тема всегда должна быть мягче, человечнее.

В презентации есть видео, где один из экспертов не может правильно произнести «Башкортостан», мы специально не стали вырезать, это очень показательно.

- Откуда взялось слово «terra»?

Мы провели исследование, хотя могли обойтись и без него, и так всё понятно. О нас, к сожалению, очень мало знают. За 20 лет информационного вакуума о нас просто забыли. Хотя БАССР в Советском Союзе знали, к нам приезжали туристы.

Но этот информационный вакуум можно заполнить положительными историями и образами. Таким образом, мы превращаем недостаток в достоинство, выстраивая образ загадочной территории, которая хранит первобытные тайны среди первозданной природы. Земли, в которую хочется приехать - и открывать, и познавать её. Открывать самобытную культуру, пещеру Шульган-Таш, горы Урала. Таинственную Terra Bashkiria!


Сейчас с Уралом прочно ассоциируется Екатеринбург - это и «Уралмаш», и уральские пельмени. Пусть Екатеринбург остаётся деловым центром Урала, Челябинск и Магнитогорск оспаривают между собой титул промышленного центра Урала, а Башкирия будет другим Уралом. Его душой.

Урал, как сварной шов, протянулся между двумя литосферными плитами, и мы находимся в сердце Евразии. В мире есть всего три места, где сохранились наскальные рисунки эпохи палеолита - это две пещеры (во Франции и Испании) и Шульган-Таш. Означает ли это, что на территории Башкирии происходило зарождение цивилизации?

Это сложный многогранный вопрос, но создавать легенду бренда на такой почве необходимо! Мы можем предполагать, что на территории Башкирии и Южного Урала шло зарождение евразийской культуры. Поэтому слоган «Душа Урала, сердце Евразии» оправдан.

Есть ещё один смысл слогана, сердце - это область тела. В Башкирии много санаториев, отвечающих за поддержку телесного здоровья, сердца. Кроме санаториев, есть горнолыжка, наша кухня, радующая тело. Есть то, что радует душу - культура, природа, красоты Урала.

Очень много смыслов, которые переплетаются в бренде. Говорить о них я могу долго. Полная презентация длится 1,5 часа. Поэтому странно, когда люди делают поспешные выводы по одному фото из Интернета. Подождите, скоро всё сами увидите.

Давайте будем честны. Люди, принимающие решения в республике, часто мыслят шаблонно. У них не возникало вопросов, почему нет курая, Салавата Юлаева, зелёного цвета, как на флаге? Как удалось их переубедить?

Оставим государственную символику в стороне. Посмотрите на башкирские национальные костюмы - это яркие цвета, много красного и чёрного. Татарская же национальная одежда чаще выполнялась в пастельных тонах. А башкирские ковры? Ну и где там зелёный цвет?

Мёд, курай - это всё банальности. Не может мёд быть брендом Башкирии, как круассан не может быть брендом Франции, а хамон - отвечать за всю Испанию. Это лишь пазлы, из которых собирается большая история.

У созданного бренда абстрактный логотип, который подходит под разные направления туризма. В брендбуке всё это отражено, меняются только цвета.

Как вы думаете, что будет после того, как вы передадите брендбук заказчику? Будут ли его использовать так, как вы подготовили, или напортачат?

В любых крупных компаниях есть бренд-менеджер. Он отслеживает работу бренда. Мы живём в российских реалиях, но люди, думаю, проникнутся и будут использовать корректно. Кстати, флешмоб на Facebook, где стали шуточно обыгрывать наш логотип, мне очень понравился.





На презентации «Terra Bashkiria» был глава Рустэм Хамитов. Он произнёс длинную речь, поблагодарил нас за работу. И отдельно ещё раз акцентировал, что мы не переименовываем республику, речь идёт только о туристическом бренде, политики нет.

Рустэм Хамитов указал, чтобы спортивные организации уже подключались к использованию бренда. Сегодня второй день после презентации, и у меня разрывается телефон - ФК «Уфа» едет в Казань играть в начале мая и уже хочет выйти на поле с футболками «Terra Bashkiria».

- Как шла работа над проектом?

Хочу сказать спасибо заказчику. Когда мы принимались за проект, я думал: «Ну всё, сейчас начнутся постоянные переделки и согласования, это же чиновники». Но они просто не вмешивались в работу! Госкомитет по предпринимательству и туризму в лице Вячеслава Гилязетдинова просто доверился нам. Единственное, в некоторых моментах нас попросили быть публичными. И мы приглашали экспертов, 19 человек, больших профессионалов. Потом делали три круглых стола, собирали журналистов, блогеров, студентов, будущих специалистов в области туризма, дизайнеров. Собирали информацию. Всё, что мы слышали на этих круглых столах, мы использовали в работе. Весь проект был на виду, организационная работа съела очень много времени за три с половиной месяца.

- Во время подготовки туристического бренда вы открыли в республике что-то новое?

К стыду своему я не ездил по Башкирии особенно. А в отпуск по возможности отправлялись с семьёй за границу. И ведь это очень показательно - я родился и всю жизнь прожил в Башкирии, а почти нигде не был. Как много людей, которые не знают о родном крае фактически ничего! Я понял, что я много куда хочу поехать, пусть даже там пока нет инфраструктуры.

- Почему именно вашей команде отдали проект?

Мы выиграли конкурс, размещённый на сайте госзакупок. Но я рад, что проектом занималась именно уфимская компания, мы здесь живём. Сторонний исполнитель не смог бы всё это так прочувствовать. Одновременно нам приходилось смотреть на себя со стороны постоянно, чтобы это не стало местечковой историей.

- Чем этот проект стал для команды Paradox Box?

Я не спрашивал, но, думаю, мы все понимали, что это самый масштабный проект из всех. Потому что он останется надолго, будет распространяться, жить своей жизнью. Разработка такого проекта не идёт ни в какое сравнение с коммерческими проектами, даже самыми крутыми.


Самое обсуждаемое
Презентация на тему Презентация на тему "строение и работа сердца" Скачать презентацию работа сердца
Как зарегистрировать ИП самостоятельно – пошаговая инструкция Как зарегистрировать ИП самостоятельно – пошаговая инструкция
Формирование финансовых результатов Формирование финансовых результатов


top