В каком году появилась первая швейная машинка. Швейная машинка. С чего все начиналось

В каком году появилась первая швейная машинка. Швейная машинка. С чего все начиналось
В те времена, когда процессы изготовления нитей, прядение, и сплетения их в ткань (ткацкими станками пользовались уже древние египтяне) были механизированными, шитьё оставалось исключительно ручной работой. Попытки придумать агрегат, способный воспроизвести ручное шитьё, предпринимались уже в XIV веке. Свидетельства рассказывают о созданном в середине XIV века голландцами огромном колёсном механизме, который был способен делать длинные прямые строчки, стачивая большие полотна ткани. Агрегат применялся при изготовлении парусов. Однако до наших дней ни дошло ни имени изобретателя, ни даже чертежей - одна легенда, позволяющая предположить, что первая машина совсем не походила на то, чем мы пользуемся сейчас.
Следующей сохранённой историей попыткой создания машины для шитья были чертежи вездесущего Леонардо да Винчи (конец XV века). Согласно рисункам неутомимого изобретателя, агрегат напоминал скорее верстак с зажатыми в тиски линейками. Так или иначе, этой задумке не было суждено воплотиться в жизнь.

Изобретение Томаса Сента, машина для шитья сапог и ботинок, 1790 год
Фото: madeupinbritain.uk

Последовавшие за этим попытки механизировать труд портных тоже были не слишком успешными, однако каждая из них понемногу приближала изобретателей к открытию. Например, в 1755-м Карл Вейзенталь получил патент на иглу, которую можно было использовать в швейном механизме - сам механизм, правда, оказался «нежизнеспособным». В 1790 году Томас Сент придумал машину для тачания ботинок и сапог - она шила одной ниткой. Век спустя энтузиасты попытались воспроизвести агрегат, следуя чертежам Сента. Машину собрали, но шить её заставить не удалось. В 1814-м австрийский портной Йозеф Мадерспергер попытался сделать швейную машинку на основе конструкции ткацкого станка: этот опыт тоже был неудачным, зато история обрела иглу с ушком у острия, как у современных машин.


Машина Йозефа Мадерспергера
Фото: polytechnic.edu.na

«Двести стежков в минуту»!

В 1830-м французу Бартоломью Тимонье удалось, используя иглу, придуманную Мадерспегером, сделать швейную машину, которая действительно работала. Тут же агрегат был тиражирован количеством в 80 штук и употреблён на нужды армии для шитья обмундирования. Через два года «Берлинская иллюстрированная газета» писала: «Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть её собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Всё это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики!». Машина давала цепной шов, используя одну нитку - стоило в таком шве порваться одному стежку, и весь он распускался.


Машина Бартоломью Тимонье, 1830 год
Фото: science4fun.info

Челнок как революция

Революцию в процессе создания швейной машинки произвело употребление в её устройстве механизма, действовавшего наподобие челнока. Такой способ уводил изобретателей от попыток заставить машинку воспроизвести ручной шов в одну нитку, делал строчку прочнее и приближал агрегаты к виду и устройству современных швейных машин. Теперь инициативу европейских изобретателей перехватили американцы. Несколько не самых удачных попыток в 1830−40-х, и наконец - в 1846 году американец Элиас Хоу создаёт высокоскоростную (300 стежков в минуту!) машину, которая поступает в продажу. Журнал «Scientific American» называет изобретение экстраординарным, однако портные, привыкшие шить по‑старинке, покупать новинку не спешат. Не добившись предпринимательского успеха в Америке, Хоу отправляется с пропагандой своего изобретения в Англию, но и там не добивается особого успеха. Почти разорённый, Хоу возвращается на родину и обнаруживает, что его детище тут довольно успешно продаётся. Однако значится создателем и заправляет делами совсем другой человек!


Машина Элиаса Хоу
Фото: recollections.biz

Как Зингер стал изобретателем машины Хоу

Человеком, подарившим популярность идее Хоу и заставившим мир перейти на машинную строчку, стал Исаак Меррит Зингер. Справедливости ради надо сказать, что, прежде чем дать изобретению Хоу своё имя и запустить агрегат в широкую продажу, Зингер его значительно усовершенствовал. Выходец из семьи немецких переселенцев, Зингер с детства отличался смелостью и самостоятельностью. В 12 он бросил школу и сбежал из дому, работал подмастерьем у механика, затем сбежал и оттуда, сделавшись бродячим артистом. Как следует поездив по Америке и, очевидно, познав себя и людей, Зингер вновь решил осесть и заняться работой с механизмами. В 20 лет он устроился в мастерскую, в том числе занимавшуюся починкой машинок Хоу. Машинки эти требовали ремонта постоянно, и у молодого механика был шанс досконально изучить их устройство. Однажды в сердцах он заявил боссу, что сможет сделать более совершенную и прочную машину, чем Хоу. Одолжив у приятеля 40 долларов, всего за 10 дней Зингер серьёзно доработал машину Хоу. Челнок он расположил горизонтально - нитки при шитье перестали путаться, добавил столик-доску для ткани и «лапку», прижимавшую материал к поверхности. В отличие от предшественницы, новая машина могла делать сколь угодно длинный шов и не обязательно прямой.


Первая швейная машинка Зингера
Фото: thespruce.com

В 1851-м Зингер получил патент, в 1852-м - продал первую машинку, в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество Singer Company, а через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Кстати, Элиас Хоу, вернувшийся в Америку и обнаруживший такое положение дел, подал в суд: иск его был удовлетворён, и Зингеру пришлось делиться с «первооткрывателем» механизма прибылью.


Статья о машине Зингера в «Scientific American"
Фото: smithsonianmag.com

Прибыль, между тем, была неплохая. Несмотря на весьма высокую цену, машинки Зингера быстро обрели популярность в Америке. Во‑первых, из-за уникального для тех времён предложения купить их в рассрочку, а во-вторых, из-за миллиона долларов, потраченных предпринимателем на рекламу. К 1863 году Singer Company продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи Singer появились во многих странах мира. К их числу относится и открытый в 1902 году в Подольске первый в России завод. Правда, к тому времени сам Зингер уже отошёл от дел, продав свою долю бизнеса компаньону. Кстати, сегодня компания его имени производит, помимо швейных машинок, уйму всего, от мебели и бытовых электроприборов до сложной военной и космической техники.

Для тех, кто шьёт:

По стопам Зингера



Силуэты старинных швейных машин
Фото: etaji.info

Дальнейшее усовершенствование швейной машины двигалось с куда более высокой скоростью. Развивало и усложняло своё детище сама империя Singer, плюс - по всему миру появились компании, идущие по её стопам: Pfaff, Veritas, Kaizer, Husqvarna, Janome… Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая - предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году. К началу ХХ века на специальных машинах уже шили не только одежду, но и брезентовые палатки, паруса, обувь, ремни, шляпы, шланги и переплёты книг. Примерно в то же время появились вышивальные и даже штопательные аппараты.


Одна из швейных машин Pfaff прошлого века
Фото: jomottershead.com

С годами вместе с функциональными возможностями менялся силуэт и отделка корпуса машинки. Дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры начиная со второй половины XX века перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски.


Одна из первых бытовых швейных машин Bernina
Фото: bernina.com


С приходом в промышленность пластика он частично заменил дерево и металл в производстве корпусов машин. С изобретением компьютера появились электронные машинки. Современная швейная машина часто - агрегат настолько сложный и многофункциональный, что все её возможности не изучишь даже за несколько дней работы. Между тем, во многих семьях по‑прежнему живы - и даже работоспособны! - машинки, сделанные век назад на подольском заводе, основанном компанией Зингера.

«Эволюция» швейной машины на примере Janome



1921


1948


1954


1964


1976


1983


2001


2006


2010


2015
Фото: janome.co.jp

Л. БЕЛЮСЕВА.

За свою 130-летнюю историю Политехнический музей стал самым большим в нашей стране хранилищем разного рода раритетов - памятников науки и техники. Здесь, например, собрана крупнейшая в России коллекция швейных машин. Этим летом она впервые демонстрируется на выставке "ТЕХНИКА И МОДА".

Европейская одежда XIX-XX веков

Одна из первых швейных машин челночного стежка

Швейная машина "Оригиналь экспресс"

Фабрично-ремесленная швейная машина "Гоу"

Швейная машина челночного стежка фирмы "Науманн"

Швейная машина фирмы "Зингер" (США, 1900-1915), предназначенная для изготовления закрепок и укрепления петель, пришивания бантиков к обуви и платью.

Фабрично-ремесленная швейная машина фирмы "Дюркопп"

Эта американская швейная машина челночного стежка (1895-1905) была куплена известным московским купцом-булочником Филипповым для Насти Колесановой (сестры своей горничной) в московском Торговом доме Ж. Блока.

Сапожная швейная машина

Справа - детская швейная машина цепного стежка с деревянным основанием и литым фигурным корпусом, украшенным многоцветной росписью (Подольский механический завод, 1935-1940). Слева - детская швейная машина цепного стежка с литым художественным корпусом

Швейная машина челночного стежка для стачивания тканей

Наука и жизнь // Иллюстрации

Вверху - швейная машина двойной строчки с дуговой иглой фирмы

Швейная машина челночного стежка (Германия, 1900-1910). Продана Торговым домом Розенталь в Москве. Данный тип машин за конструкцию и художественное оформление получил медали на международных выставках 1885, 1892, 1896 и 1900 годов.

Компьютеризированная швейно-вышивальная машина

В экспозиции представлены более 50 из 200 швейных машин, которыми располагает музей. Их удачно дополняют старинные платья, шляпки, сумочки, кружевные воротники, перчатки, обувь, современные лоскутные и строчевышитые изделия из коллекций московских музеев, швейных и обувных фабрик, а также из частных собраний.

Устроители выставки считают, что ни одно из технических изобретений человечества так не способствовало быстрому распространению моды в одежде, обуви, всевозможных аксессуарах, как швейная машина.

Переходя от экспоната к экспонату, знакомясь с первыми бытовыми, фабрично-ремесленными и промышленными машинами середины позапрошлого века и последними конструкторскими разработками известных фирм-производителей, легко заметить, как далеко ушел технический прогресс, а также проследить связь между развитием конструкции машины и изменениями технологии изготовления швейных изделий. Требования моды непременно вызывали появление специальных машин, что, в свою очередь, влияло на тенденции моды. Существенные перемены в одежде произошли с развитием не только производства швейных машин, но и транспорта. В начале прошлого столетия женщины перестали носить пышные и длинные платья сложных фасонов: в таких нарядах неудобно было ездить в трамваях. Покрой одежды стал одинаковым для всех слоев населения, только мода время от времени меняла ее отдельные детали. Огромным достижением реформы женской одежды был костюм. Перчатки считались в то время одним из признаков изысканности. Хороший тон требовал, чтобы они нигде не лоснились. Атрибутом высшей элегантности являлись белые перчатки из козлиной кожи. Элегантные чулки делали из пряжи фильдекос и фильдеперс.

За стеклами витрин шляпки: соломенные, фетровые, меховые - и машины, на которых они были сшиты.

Большая часть экспонатов выставки - заграничные образцы. Ведь производство техники для портных зарождалось на Западе и там же получило свое развитие. В анналах истории сохранились имена изобретателей механического стежка, о которых нельзя не рассказать.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века.

Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не получила распространения.

С 1755 до 1846 года пытливые умы продолжали настойчиво трудиться над созданием швейной машины. Так, в 1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машину для шитья башмаков и сапог, дававшую однониточный шов. Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести машину Сента по чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и оказалось, что она неработоспособна без значительных доработок. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка.

Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов. Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование. В 1832 году читателей "Берлинской иллюстрированной газеты" поразило следующее сообщение: "Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машине можно делать двести стежков в минуту. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики". Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.

Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.

Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием швейной машины трудился американец Элиас Гоу, работавший на фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип - закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, - до сих пор используется в швейных машинах), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии.

Ясно, что изобретение Гоу нуждалась в совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке. В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу. Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.

В 1852 году Зингер продал свою первую швейную машину за 100 долларов, а в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество "Singer Company". Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. Этому способствовало еще и то, что в 1856 году компания приняла уникальное по тем временам решение: продажа в рассрочку. К 1863 году "Singer Company" продавала 20 тысяч швейных машин в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи "Singer" появились во многих странах мира.

Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.

К 1900 году помимо машин для пошива одежды были созданы специальные машины для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и др.

На рубеже XIX-XX столетий женщины получили возможность не только шить, но и вышивать с помощью машины, и даже штопать чулки. На выставке, кстати, демонстрируется штопальный аппарат к машине "Зингер" начала прошлого века, а рядом с ним - образец заштопанного чулка. Ну, где еще такое можно увидеть!

Удивительно, как менялся вначале облик швейной машины: ее корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы. А одна из машин, показанных на выставке, просто запала в душу, поразив не столько формой своего корпуса (хотя она тоже необычная), сколько ножным приводом в виде двух следов от ступней.

С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. Так всегда бывает: вещи, поставленные на поток, - унифицируются. А жаль.

ПРОИЗВОДСТВО ШВЕЙНЫХ МАШИН В РОССИИ

За стеклами витрин - пожелтевшие от времени выкройки и журналы мод, портновские ножницы, резцы, пуговицы и другие раритеты различных периодов 150-летней истории швейной машины. На стендах - любопытные сведения из истории швейной техники в России.

Оказывается, первую фабрику отечественных швейных машин открыл Роберт Вильгельм Гец в 1866 году в Санкт-Петербурге. Здесь же позднее купец первой гильдии Леон Кастелейон наладил производство швейных машин различного назначения.

Долгое время лидерами в производстве швейных машин были фирмы США и Германии. В России с 60-х годов XIX и до начала XX века наибольшую известность приобрели машины фирм "Зингер", "Виллер и Вильсон", "Вилькокс и Гиббс", "Зайдель и Науманн".

Поначалу вся торговля швейными машинами "Зингер" была сосредоточена в руках Георга Нейдлингера, германского подданного, имевшего головной склад в Гамбурге и 65 отделений в России. Когда продукция фирмы прочно обосновалась на российском рынке, руководство компании решило всю торговлю швейными машинами взять в свои руки и в 1897 году основало акционерное общество "Мануфактурная компания Зингер". Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат. Это приводило к удорожанию продукции и, как следствие, к затруднениям в ее сбыте, особенно из-за обострения конкурентной борьбы с другими фирмами. Так возникла идея основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, который в ту пору был провинциальным городом с пятью тысячами жителей. В сентябре 1900 года компания "Зингер" приобрела здесь 30 десятин земли. К 1902 году строительство завода было завершено. Его директором назначили немца по происхождению Вальтера Франка Диксона, который оставался на этой должности до 1917 года. На немецком языке велась документация (вероятно, поэтому многие наши соотечественники и сейчас считают, что "Зингер" - немецкая компания). К 1913 году валовая прибыль завода возросла в семь с лишним раз, выпуск так называемых семейных (бытовых) машин достиг более 600 тысяч штук в год (около 2500 штук в день). Кроме того, завод производил специальные машины для швейной, обувной, галантерейной и других областей промышленности. Продавалась эта продукция в фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей Российской империи. Компания "Зингер" заслужила даже право быть "Поставщиком Двора Его Императорского Величества".

К 1914 году Россия занимала второе место в мире по сбыту швейных машин (после Северо-Американских Штатов), продавая их ежегодно в количестве 700 тысяч штук на сумму 63,5 млн рублей.

В 1918 году подольский завод АО "Компании Зингер" был национализирован большевиками и до 1923 года практически бездействовал. Когда выпуск машин возобновили, "Зингер" стали продавать сначала под маркой "Госшвеймашина", а с 1931 года - под маркой "ПМЗ" (Подольский механический завод).

В 1930-е годы производство швейных машин было организовано и в других городах страны.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

Бабушкины швейные машины "Зингер", выпущенные сто и более лет назад, благополучно дожили до наших дней. И удивительнее всего то, что они не коротают век где-нибудь в чулане, а продолжают исправно работать. Конечно, их функциональные возможности не идут ни в какое сравнение с современными швейными машинами. Кто хоть раз попробовал шить на чудо-технике наших дней, уже не захочет возврата к старому. Потому что это равносильно тому, как если бы человек после компьютерного набора текста вновь сел за пишущую машинку.

Сегодняшние модели швейных машин устаревают так же быстро, как и прочие бытовые приборы. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию и раз в несколько лет обязательно выпускают новые модели.

На нашем рынке, кроме американской "ЗИНГЕР", теперь можно купить немецкую машину "ПФАФФ" (история этой компании ведет отсчет с 1862 года, когда ее основатель Георг Михаэль Пфафф собрал свою первую швейную машину; ее конструкторы подарили миру вращающийся челнок и электронный педальный пускатель), шведскую "ХУСКВАРНА ВИКИНГ" (первые машины этой фирмы были созданы в 1872 году, кстати, до революции они уже продавались в России), швейцарскую "БЕРНИНА" (основатель этой компании Карл Фридрих Гегауф в 1893 году выпустил специализированную машину для вышивки монограмм) и др.

Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризированные. Есть еще подгруппа - компьютеризированные швейно-вышивальные машины. Все они легкие и компактные, так как на смену чугуну пришли современные пластики или облегченные металлы. Имеют светлый корпус и обтекаемую форму. Платформа из стандартной легко трансформируется в более узкую "рукавную", удобную при обработке брюк или манжет. Но главное - это количество швов и операций. Электромеханические машины могут выполнять в среднем от 10 до 40 швов.

Швы сегодня чаще называют "программами". Их обычно подразделяют на группы: рабочие, декоративные, оверлочные. На панели управления принято изображать программу в виде пиктограммы, которая буквально повторяет конфигурацию строчки.

Многие модели имеют программу для выполнения петель в автоматическом или полуавтоматическом режиме и функцию автозаправки нити, столь необходимую для людей с плохим зрением.

В отличие от электромеханических, компьютеризированные машины выполняют огромное количество операций (одних только видов строчек имеют до 250, а еще - множество значков-пиктограмм для украшения вещей инициалами или логотипами). В их память заложены оптимальные настройки для определенного вида ткани и последовательность действий, необходимых для выполнения тех или иных операций.

Компьютеризированные швейно-вышивальные машины имеют более 500 швейных программ (220 рабочих и декоративных строчек, 11 видов петель, 324 буквы, 4 алфавита). Их можно подключать к персональному компьютеру, позволяющему создавать узоры вышивки, манипулируя мышью. Машины с такими возможностями от шведской фирмы "ХУСКВАРНА ВИКИНГ" и немецкой фирмы "ПФАФФ" тоже были среди представленных на выставке экспонатов. Шитье на них действительно превращается в удовольствие. И вещи получаются изумительные! В этом убеждаешься, разглядывая белоснежный жилет, буквально усыпанный вышитыми мотивами, и образцы вышивок в вышивальных модулях машин.

28 сентября выставка закроется, и бабушкины "Зингеры", "Дюркоппы", "Науманны" вновь окажутся в запасниках. Если вы еще не успели на ней побывать, советуем поторопиться.

Фото В. Пирожкова.

Выставка "Техника и мода" проходит в Мраморном зале Политехнического музея по адресу: Москва, Новая площадь, 3/4, подъезд №3; телефоны для справок: 923-42-87, 925-72-57 .

Описание некоторых терминов, связанных со швейными машинами - чтобы было проще читать инструкции по эксплуатации. :-) А также - типы швейных машин, что такое электронная машина, а что такое - швейно-вышивальная машина...

Существуют определенные классы швейных машин: бытовые и промышленные швейные машины . В свою очередь, бытовые имеют свои классы швейных машин : электромеханические машины (машины с механическим выбором швов), компьютеризированные (имеют встроенную компьютерную плату) и компьютерные швейно-вышивальные машины.


Промышленная швейная машина.

Промышленная швейная машина.

Промышленные швейные машины имеют одно большое преимущество – при высокой скорости работы гарантирована максимальная надежность. В минуту число вращений электродвигателя промышленной швейной машины достигает 5000, двигатель очень мощный за счет чего работа будет комфортабельной, точной и с быстрого старта. Промышленные швейные машины отличаются улучшенной балансировкой, благодаря чему на высоких скоростях исключена вибрация, а при изменении направления шитья обеспечена хорошая управляемость.

Электрический привод - это электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом. Машины без электропривода называются механическими (ручными или ножными) швейными машинами .

Электро-механическая машина - швейная машина с электрическим приводом и механическим управлением. Все управление (выбор типа строчки, длины и ширины стежка, регулировка натяжения нити и т.п.) осуществляется с помощью механических переключателей, вынесенных на корпус машины.

Электронная швейная машина швейная машина с электронным управлением. Микропроцессор управляет перемещением иглы относительно ткани. Такой принцип управления снимает ограничения на сложность и количество выполняемых строчек. Все швейные операции хранятся в памяти машины, выбор и настройка нужной швейной операции осуществляется с помощью электронной панели, а справочная информация и подсказки отображаются на дисплее. Некоторые параметры шитья электроника настраивает автоматически, а все швы обычно запрограммированы на оптимальные параметры (которые, правда, вы всегда можете легко изменить).

К классам швейных машин также причисляют машины компьютеризированного типа . Этот класс швейных машин более функциональный, чем электромеханический тип .

Дисплеем оснащено большинство электронных швейных машин. Это может быть маленький дисплей-индикатор, отображающий номер выбранной операции и минимум параметров шитья (например, выбранную длину и ширину стежка). Либо это жидкокристаллический дисплей, на котором отображаются еще и подсказки, справочная информация и рекомендации по шитью. Вариант, реализованный лишь в самых элитных моделях - цветной сенсорный жидкокристаллический дисплей, с помощью которого осуществляется все управление швейной машиной. От размеров и параметров дисплея существенно зависит стоимость электронной швейной машины.

Швейно-вышивальная машина - машина, оснащенная вышивальным блоком. Вышивальный блок - устройство с пяльцами, которое крепится на корпус швейной машины (правда, оно может быть и интегрированным, и тогда для вышивки необходимо закрепить только пяльцы). В ходе вышивания пяльцы двигаются в различных направлениях, и машина автоматически создает тот или иной узор. Вам надо лишь менять цвет нити по требованию машины. Вышивальные машины могут создавать узоры в различных техниках (ришелье, гладь, крестик, мережка и т.п.) Новейшие швейно-вышивальные машины имеют массу возможностей, например, подключаться напрямую к компьютеру. Библиотеки узоров можно пополнять, покупая специальные дискеты, создавая узоры на компьютере с помощью специальных программ или скачивая их из интернета.

Компьютерные швейно-вышивальные машины – это высокий класс швейных машин, в которых встроен вышивальный блок. Наряду с профессиональным шитьем, здесь есть возможность на пяльцах автоматически выполнять вышивку. Эти швейные машинки способны автоматически вышивать крестом, гладью, делать квилтинг, ришелье, мережки. Подобных швейных машин в мире очень мало, они обладают почти неограниченными возможностями: более 10 видов петель, 500 декоративных и рабочих операций, несколько видов цифр и алфавитов и многое другое.

Оверлок - незаменимое дополнение к швейной машине, которое позволяет работать с эластичными полотнами, стрейчевыми тканями, трикотажем. Слои ткани одновременно сшиваются прочным и эластичным швом, а край обрабатывается и обрезается. В отличие от швейной машины, выполняющей неэластичную челночную строчку, строчка оверлока вывязывается с помощью петлителей, и в итоге получается такой же эластичной, как и само полотно. Бытовые оверлоки обычно 2-х, 3-х, 4-х или 5-ниточные. Выбирая оверлок, обратите внимание на наличие рукавной платформы, дифференциальной подачи и на типы выполняемых швов.

История создания швейной машинки.

История начинается в тот самый момент, когда древняя женщина впервые взяла в руки костяную иглу. Позднее был изобретен крючок для продевания нити через пробитые в ткани дырки. А после этого уже игла с ушком для нити.

Некое подобие швейной машинки возникло в 14 веке в Голландии.

Первый проект швейной машинки предложил Леонардо да Винчи в 15 веке. Однако идея великого ученого так и не была воплощена. И только в 1755 году Карл Вейзенталь смог получить патент на изобретение швейной машинки, которая копировала стежки, сделанные вручную. А в 1790 году англичанин Томас Сент создал машинку, предназначенную для шитья сапог. Машина имела ручной привод, заготовки сапог перемещались относительно иглы рукой. Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Бартелеми Тимонье. Однако все эти механизмы не получили широкого практического применения. И только в начале 1845 года американский механик Эллиас Хоу сконструировал первую практически годную машину, дававшую двойную строчку и делавшую 300 стежков в минуту.

Первая швейная машинка, более-менее похожая на современную, появилась в 18 веке. Все упомянутые выше изобретения лишь воссоздавали ручное шитье и могли шить лишь в одну нить. При этом ткань обязательно должна была находиться в вертикально положении, а сам шов довольно легко распускался.

Настоящая история создания швейной машины начинается с Зингера.

Исаак Зингер, инженер-самоучка, работал в небольшой мастерской по ремонту швейных машин. Однажды, во время ремонта очередной машинки он решил, что может придумать более совершенный аппарат. Зингер занял у знакомого 40 долларов, потратил на работу 11 дней и построил новую швейную машинку. Это устройство позволяло делать не только прямые швы, а любые. Ткань прижималась к столешнице специальной «лапкой», а сам механизм приводился в действие удобной ножной педалью, что освобождало руки портнихи, и позволяло придерживать и направлять ткань. Однако Зингер на этом не остановился, продолжая совершенствовать свое изобретение. Также Зингер стал первым изготовителем швейных машинок, который решил продавать отдельно от агрегатов запчасти к ним.

Первые швейные машинки этой фирмы стояли очень дорого – 125 долларов. Тогда Зингер принял решение продавать машины в рассрочку. Этот шаг увеличил продажи до 1000 экземпляров в год. И к 1875 году оборот его компании вырос аж в 200 раз. Такой скачок помог снизить стоимость машинки с 200 долларов до 10.

В конце 19 и на протяжении всего 20 века швейные машинки становятся невероятно популярными. Их покупают и продают огромными партиями. Появляются все новые и новые фирмы по производству этих агрегатов, хотя компания «Зингер» остается мировым лидером по числу продаж машинок.

В России в Санкт-Петербурге в 1866 году была открыта первая фабрика по производству швейных машин. Ее основателем был Роберт Гец, позднее фабрику расширил Леон Кастелейон, наладив производство различных видов машинок. В 1902 году в Подольске была основана фабрика по производству машинок «Зингер». Поначалу предприятие насчитывало несколько маленьких мастерских, где собирались машины. Однако позднее фабрика разрослась так, что имела 65 представительств в различных областях страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье раскравается этапы создания и развития системы профессионально-технического образования в России....

История создания и модернизации пишущих машинок

В презентации описывается хронология создания первых пишущих машинок. Слайды оформлены фотографиями и графическими изображениями эти устройств....

Презентация-конспект "История создания музыкального произведения" - Л.Бетховен, Ф.Шиллер Ода "К радости"

Презентация была подготовлена к открытому уроку в Детской школе искусств по теме "Формы работы и виды деятельности на уроке вокального ансамбля". Использовалось как наглядное пособие для раскрытия пун...

История изобретения швейной машины

Есть несколько вещей, заметно облегчивших «женскую долю», но швейную машинку справедливо называют самой главной. Именно про нее известный индийский философ и общественный деятель Махатма Ганди сказал, что это «одна из редких полезных вещей, изобретенных человечеством».
За свой многолетнюю историю швейная машинка прошла огромный путь. И сейчас, глядя на современные машинки-компьютеры, выполняющие самые невероятные операции, как-то трудно представить себе, что были времена, когда просто ровная машинная строчка считалась чем-то уникальным.
На протяжении всей своей истории человечество мастерило себе одежду, наверное поэтому, в эпоху механизации неоднократно совершались попытки механизировать и этот, такой нужный, но очень тяжелый процесс.
По одной из версий, история механизированного шитья началась в Европе в середине XIV века с шитья парусов. Голландии, этой средневековой морской сверхдержаве, требовалось большое количество парусов. Но чтобы сшить парус, требовалось очень прочно скрепить между собой большие куски толстой материи, на что уходило много времени и сил. И вот кто-то создал механизм (огромный колесный агрегат), который стачивал огромные куски ткани.
Но время тогда было суровое, о патентах никто и не задумывался, так что владельцы чудо-машины больше беспокоились о сохранении тайны ее устройства, чем о продвижении прогресса всего человечества. И так хорошо преуспели в своем начинании, что не оставили потомкам ничего, кроме легенды о гигантском предке швейных машинок.
Хотя, возможно, это всего лишь легенда, выдуманная парусными мастерами для объяснения того, как их голландские конкуренты так быстро и качественно шили паруса.
В пользу этого говорит и то, что в конце XV века Леонардо да Винчи пробовал восстановить утерянный швейный агрегат, но дальше эскизов не продвинулся.

Пустя почти 100 лет, в конце XVI века, англичанин Уильям Ли, внимательно наблюдая за движением вязальных спиц в руках жены, придумал машинное вязание, по своему принципу напоминающее образование цепных стежков.
Надо сказать, что все изобретатели того периода грешили одним: они пытались в своих агрегатах скопировать работу швеи, и даже использовали для этого иглы, имеющие отверстие для нитки на утолщенном конце.
В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина все также копировала принцип ручного образования стежков.
1790 году англичанин Томас Сент получил патент на швейную машину, которая могла быть использована на практике для пошива изделий из кожи, в частности, сапог.
Конструкции этой машины было еще далеко до современной, но машина имела иглу с двумя остриями и ушком в средней части, прерывистую подачу материала. У нее уже были регулятор длины стежка, горизонтальная игольная пластинка и игловодитель, совершающий возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости.
Машина не получила распространения. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка, а некоторые принципиальные технические решения, заложенные в ней, используются до сих пор. Так в специальных машинах для шитья перчаток применяется игла, заостренная с двух сторон и имеющая ушко посередине.
Еще два изобретения были запатентованы в 1804 году: одно во Франции Томасом Стоуном и Джеймсом Хендерсоном – машина, которая пыталась подражать ручному шитью, другое Скоттом Джоном Дунканом машина для вышивки, использовавшая множество игл. К сожалению, ничего не известно о судьбах этих изобретений.
В 1808 году появляется машина англичанина Д. Пири, но в основе ее лежал тот же принцип получения стежков. И поскольку эти стежки были однониточными и легко распускаемыми, то машина также не прижилась в швейном деле. Зато по такому же принципу сделаны современные детские швейные машинки.
История переносится в Германию, где около 1810 года, изобретатель Бальтазар Кремс разработал машину для шитья кепок. Никакой точной даты нельзя указать, так как Кремс свои изобретения не запатентовал.
Йозеф Мандерспергер из Вены с 1807 года занимался усовершенствованием швейной машины, в которую вкладывал все свои сбережения и тратил все своё свободное время. В 1814 году представил свою первую швейную машину, которая имитировала движение человеческой руки при шитье, а также предложил иглу с ушком возле острого конца. Но и он не добился успеха. После нескольких неудачных вариантов, в 1839 предложил машину, которая имитировала процесс ткачества и выполняла цепной стежок. Не имея собственных средств, чтобы организовать производство, уступил модель Политехническому институту.
Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Бартелеми Тимонье. В 1829 году он изобрел швейную машину и в 1830 году подписал контракт с горным инженером Огюстом Ферраном, который сделал необходимые чертежи и представили заявку на патент.
Первая швейная машина была деревянной. Колесо машины вращалось с помощью педали. Машина Тимонье использовала только одну нить и иглу с крючком, которая выполняла тамбурный шов, и делала до 200 стежков в минуту, в то время как обычный портной – всего 30.
Патент на его машину был выпущен 17 июля 1830 года на имя обоих мужчин, при поддержке французского правительства. В том же году он открыл (вместе с партнерами) первую автоматизированную швейную мануфактуру в мире. Он должен был производить военную форму. 20 января 1831 года рабочие, в результате этого изобретения опасавшиеся безработицы, сожгли фабрику Тимонье и чуть не убили его самого.
Препятствие было в игле. И только в 1834 году американец Уолтер Хант понял это и изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, для образования которого требовались две нити: верхняя и нижняя, совсем как в привычных нам швейных машинах. Недостатком машины являлось отсутствие регулировки натяжения нижней нитки, и что она шила только прямо и небольшой отрезок ткани.
В 1842 году американец Джон Гриноуг, изобрел рабочую машину, в которой игла полностью проходила через ткань. Несмотря на то, что машина была сконструирована и работала, она не получила широкого применения.
Изобретателем швейной машины челночного стежка считают американца Элиаса Хоу. Созданная им в 1845 году, машина имела целый ряд недостатков, но все же была более пригодна для шитья, чем машины предыдущих изобретателей. Материалы в ней устанавливали вертикально, накалывали на шпильки транспортирующего рычага и перемещали в прямом направлении. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок, похожий на челнок ткацкого станка совершал возвратно-поступательное движение. Машина получила практическое применение, но ее появление вызвало смятение среди портных.
В апреле 1845 года Элиас Хоу создает первую рабочую версию своей швейной машины, 10 сентября 1846 года получает патент США #4750 на разработку машины, использующую стежок типа «локстич» (закрытый, челночный стежок). Элиас Хоу был не первым, кто придумал и создал швейную машину, до него в этой области работали такие инженеры, как Бартелеми Тимонье и Уолтер Хант, но именно Хоу стал обладателем патента на ключевую технологию.
Швейная машина Хоу могла делать прямые швы со скоростью до 300 стежков в минуту. Челнок двигался вдоль машины, игловодитель – квадратного сечения, регулировка натяжения нити была самой примитивной. Как правило, в челноке нить проходила через отверстия, и чем больше, тем сильнее натяжение. К недостаткам можно отнести низкую скорость стачивания и плохую регулировку натяжения нити.
Хоу не смог организовать производство и продажу машин у себя на родине и в 1846 году отправляется в Англию, где продает права на использование своей машины на территории Великобритании Уильяму Томасу, производителю корсетов, обуви и зонтов. После возвращения в США Хоу обнаруживает, что швейные машины похожей конструкции уже продаются. В частности, машина Айзека Зингера выглядела усовершенствованной версией машины Хоу.
Элиас подает в суд и после 5 лет разбирательств, в 1854 году, суд признаёт приоритет Хоу, остальные производители вынуждены платить ему роялти.
Хоу и Зингер временно объединяют свои активы и получают по 5 долларов со всех проданных швейных машин, но их сотрудничество длится недолго.
Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году, когда изобретатели Ален Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и И.М. Зингер запатентовали новые конструкции.
В изобретении Хоу ткань надо было держать вертикально, а это было не очень удобно и Джеймс Гиббс догадался перевернуть это устройство. А в 1856 г. Д. Гиббс изобрел швейное оборудование с прямой иглой, которая используется до сих пор.
Следующий изобретатель Джон Бачелдер к изобретению Хоу добавил лапку для придерживания ткани, и оно стало напоминать современные механические машинки.
В швейном аппарате А. Вильсона, а позже в 1851 году и в машинах Зингера и Гиббса игла двигалась вертикально, а материалы, прижатые специальной лапкой, располагались на горизонтальной платформе. Прерывистое перемещение материалов осуществлялось зубчатым колесом, а затем зубчатой пластиной (рейкой). Здесь швейная машина была практически доведена до совершенного вида.
Наиболее удачливым из них был А́йзек или Исаа́к Ме́ррит Зи́нгер, оборотистый коммерсант и неплохой инженер. Сделав в машине Хоу несколько довольно ценных усовершенствований, он сумел развернуть ее производство не только в Америке, но и в Европе, разрекламировав швейную машинку как собственное изобретение.
В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу.
Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы швейной машины значительно возросла.
Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым «качающимся челноком». Суть изобретения: челнок стал ходить не вдоль машины, как раньше, а совершал дугообразное движение поперек станины машины. Одновременно с этим изменился вид челнока, на более удобную для прохождения через него нити, а так же более совершенную регулировку натяжения нити. Нить челнока регулировалась пружиной, а верхняя нить регулировалась чашечками нитенатяжителя.
Кроме того, Зингер расположил челнок горизонтально (благодаря этому нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машину ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками).
Эти нововведения стали базовой схемой швейной машины на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов. Первый экземпляр «Зингера» был продан за сто долларов. Это был едва ли не первый случай в истории, когда первый образец изделия не только окупил все затраты на предварительные разработки, но и принес прибыль.
В 1854 году в Нью-Йорке Исааком Зингером совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество «И.М. Зингер и Ко», а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин. Предприятие росло и развивалось. Секрет успеха заключался не только в популярности самой продукции, но и в ряде новаторских рыночных стратегий.
Уникальная по тем временам система продаж в рассрочку позволила компании к 1863 году завоевать мировую известность и лидерство. В конце 19-го века был настоящий бум по производству и покупке швейных машин. Многие известные фирмы появились именно в это время. В Германии это «Pfaff», «Veritas», «Husqvarna» «Kaizer» и несколько теперь неизвестных фирм.
Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В.Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.
Сейчас, швейная машинка – это высокотехнологичное изделие, умеющее не только шить, но и вышивать. Очень часто эти устройства управляются не швеей, а компьютером. Но в них все еще можно узнать тот первый агрегат, который Исаак Меррит Зингер продал за 100 долларов – огромные деньги в далеком 1851 году.
Материал собран из интернет-источников, структурирован по хронологическим событиям


Самое обсуждаемое
Аттестация руководителя управляющей компании ЖКХ: образец должностной инструкции начальника ПТО и лидера участка, обязанности председателя или главы, где обучаются на управляющего жилищно Аттестация руководителя управляющей компании ЖКХ: образец должностной инструкции начальника ПТО и лидера участка, обязанности председателя или главы, где обучаются на управляющего жилищно
Шаблоны резюме, чтобы устроиться на работу Шаблоны резюме, чтобы устроиться на работу
Презентация к уроку обществознания Презентация к уроку обществознания "свобода в деятельности человека"


top