Характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа. Формирование имиджа Какие заболевания имидж медицина лечит лучше всего

Характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа. Формирование имиджа Какие заболевания имидж медицина лечит лучше всего

Тренинг по персональному имиджуведет

председатель творческого союза дизайнеров и имиджмейкеров,

проректор по науке Московского художественно-промышленного института,

Хороший имидж гибок и многолик, предполагает понимание того, к кому обращен создаваемый нашим поведением «текст», кому мы своим поведением и оформлением внешности «рассказываем» о себе (вспомним известную детскую фразу: «Я не для тебя плачу»). Необходимо знать, какие способы презентации, какой «алфавит» будет понятен партнеру/аудитории. С одной стороны, надо угадать, какими психологическими чертами хотел бы партнер, чтобы мы были наделены. С другой стороны, посредством каких способов поведения, какого внешнего оформления именно этому партнеру или этой аудитории мы можем сообщить то, что мы владеем этими чертами

В тренинге используются практические техники, которые помогли добиться успеха многим людям. Технологии создания имиджа, раскрываемые на тренинге, уникальны и могут быть использованы каждым участником для формирования личного бренда и индивидуального стиля в общении

Цели тренинга:

овладеть навыками формирования и управления личным имиджем

сформировать имиджевую стратегию, определить имиджевую аудиторию, имиджевые цели, имиджевые эффекты

научиться использовать собственный имидж как мощное средство влияния

Методы работы:

Групповые дискуссии, ролевые игры, психологические тесты, самомониторинг, упражнения, лекции, анализ практических случаев, обратная связь

Программа:

Закономерности влияния на человеческую психику через специально созданный образ

Психология восприятия имиджа человеком и аудиторией

Практика: Определение аудитории своего имиджа

Матрица стереотипных образов

Практика: Анализ типичных образов, включающих в себя соотношение психологического портрета, внешности, речи, языка тела, манеры одеваться, макияжа, психологической и социальной роли

Практика: Моделирующая игра «имиджмейкер»

Основные составляющие имиджа

Оригинальный и наведенный имидж

Элементы имиджа человека: средовой, габаритный, вербальный, кинетический, овеществленный

Влияние элементов имиджа на целостный образ носителя имиджа

Практика: Диагностика элементов имиджа участников

Тело, лицо, поведение человека как объект его имиджа

Закономерности зрительного восприятия лица и фигуры человека

Секреты оптических иллюзий. Приемы визуальной коррекции внешности с помощью одежды, прически и макияжа

Физиогномика, костюмология, пластическое (движение, жесты, мимика) и вербальное (голос, речь, текст) воплощение имиджа

Практика: Упражнения по фейсбилдингу, голосовой и телесно-ориентированный тренинг

Я-концепция и Я-образ

Взаимоотношения Я-реального, Я-идеального и Образа Я у других

Типология личности как основа для оценки имиджевой предрасположенности

Практика: Психодиагностика для оценки индивидуального портрета личности

Практика: Тест оценки коммуникативного имиджа

Практика: Сравнение влияния подсознательной и осознаваемой имиджформирующей информации на формирование имиджа участников

Психотехнологии формирования имиджа

Практика: Имитация подсознательной информации, формирующей имидж

Практика: Блокировки негативной имиджформирующей информации

Критерии оценки эффективности имиджа

Как научится использовать свой имидж в собственных целях

Практика: Разработка стратегии использования собственного имиджа как мощного средства влияния в соответствии с собственными целями

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

по дисциплине " Методы активного

социально-психологического обучения "

т ема " Тренинг и его в иды в психологии "

Выполнила Берова Татьяна,

студентка 2 курса

Введение

1.Требования к тренингу

2. Виды тренингов

2.1 Тренинги телесной ориентации

2.2 Тренинг самосовершенствования

2.3 Тренинги личностного роста

2.4 Коммуникативные тренинги

Заключение

Введение

В современном мире одной из главных проблем является проблема коммуникации. Бытует такое мнение, что общение - это улица с двусторонним движением, и в жизни удачлив более тот, кто гибок в общении. Общению можно научиться, не тратя на это много лет. Общение - это обязательное звено в формировании имиджа человека. Имидж - (image - «образ») - целостное представление об образе, которое остается в сознании людей, в их памяти. Точно слагаемые имиджа определил А. П. Чехов: нужно быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. Теоретики имиджа включают в него не только естественные свойства личности, но и специально выработанные. Навыки общения, необходимые в успешной профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни, можно выработать на специальных тренингах.

Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) - это комплекс методов, направленных на развитие навыков саморегуляции, самосовершенствования и коммуникации.

Цель работы - характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа. В моей работе рассматриваются основные виды тренингов, а также правила, которые должны использоваться при проведении групповых тренингов.

тренинг имидж телесный ориентация

1.Требования к тренингу

Очень популярными стали групповые формы психологических занятий. Групповой процесс подчинен определенным законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут быть свои особые правила, но определенные правила должны лежать в основе ее работы. Существует множество правил группового поведения. Перечислю самые важные из них.

Правило персонифицированных высказываний. (обращайся не ко всей группе, а конкретно к кому-то, по имени).

Правило доверительности (единая форма обращения «на ты» уравнивает всех), искренность - непременное требование.

-«Здесь и теперь»: говорите о том, что волнует именно теперь.

-«Обратная связь» каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Правило конфиденциальности. Все, что происходит во время занятий, не должно выноситься за пределы группы.

Правило недопустимости перехода «на личности»: следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

В случае если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их.

Тренинги, которые не предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеют необходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве, которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а также возможность давать простор своему воображению.

2. Виды тренингов

Формирование имиджа с помощью тренингов происходит как бы поэтапно, так как имидж, можно сказать, - это целостность, гармония тела и духа. Этими этапами являются тренинги, каждый из которых преследует свою цель, направленность. Замечу, что названия тренингов могут быть разными в трактовке различных авторов, но суть их одна. На первом этапе могут применяться тренинги телесной терапии, а также саморегуляции, затем - тренинги самосовершенствования, или «обретения себя», и на последнем этапе - тренинги «личностного роста», где используются различные методы самосовершенствования. Популярны также бизнес - тренинги, которые в большинстве случаев включают в себя элементы всех трех групп и проводятся с целью совершенствования навыков, необходимых для конкретной профессии или вида деятельности (тренинги продаж, тренинги переговорного процесса, тренинги для управляющего персонала и др.) Эти группы тренингов в основном предполагают групповую форму проведения. Исключением может быть только тренинг телесной терапии, здесь более подходит индивидуальная форма занятий.

Основным представителем группы тренингов саморегуляции является аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos - происхождение). Данный метод позволяет снять эмоциональное напряжение и достичь равновесия вегетативных механизмов регуляции функций организма, нарушенных в результате стрессового воздействия. Аутотренинг удобен тем, что освоив технику метода, человек может в дальнейшем применять его самостоятельно.

К группе тренингов самосовершенствования относятся тренинги, направленные на совершенствование отдельных качеств, сторон личности и частично поведенческие тренинги. Поведенческие тренинги помогают развить навыки преодоления критических жизненных ситуаций в случае их изначальной недостаточности. Граница между первыми и вторыми весьма условна. Другая часть поведенческих тренингов, проводимых, как правило, в групповом формате, а так же социально-психологические тренинги составляют группу коммуникативных тренингов. Их целью является развитие навыков общения и взаимодействия с людьми.

2.1 Тренинги телесной ориентации

Мы зачастую и не подозреваем о своих возможностях, о той силе, которую можно использовать во благо себе и другим. В этом убеждает тренинг телесной ориентации. Все гении, утверждает психолог Н. Энкельман, добились своих успехов только с помощью своего подсознания, силы которого определяют судьбу. «Жизнь, как чертово колесо - все зависит от того, где стоишь и как кружишься... Но оно может стать и колесом фортуны» На чертовом колесе главное - это достичь центра, и тогда ты уже не будешь сброшенным с него. Так для каждого человека важно достичь этого центра равновесия, т.е. обрести покой и внутреннюю уверенность. Кто сумеет найти такой центр, такую зону внутри себя, тот даже в «сильный шторм» будет излучать спокойствие и уверенность.

Существует немало людей, которые ищут путь к собственному «центру» методами расслабления (например, буддистская йога). Практика йогов убеждает в том, что власть сознания над телом безгранична и что мобилизовать свои духовные силы можно, владея своим телом и подчиняя его своей воле. Но в этом случае предполагается отрешенность от жизни. Но земная жизнь разворачивается здесь и теперь, потому здесь и теперь должна устраиваться. Эта жизнь - договор, который подлежит выполнению. Однако выполнить его можно только тогда, когда есть четкое представление о цели и когда ее достижения добиваются, несмотря ни на что. Поэтому снятие напряжения, релаксация тела и духа должны быть подчинены достижению большой личной цели.

Походка, характер движений, жесты отражают особенности нашей личности. С переменой наших чувств меняется отношение к собственному телу, а с изменением отношения к телу изменяется наша личность.

Без представления о работе нашего организма невозможно эффективно воздействовать на него. Известно также, что все, что нас окружает - есть энергия, которая пронизывает весь мир. И психическая энергия насыщает каждую точку нашего организма, подобно тому, как солнечная энергия насыщает околоземное пространство.

Существуют разные уровни энергетической организации человеческого организма, который существует в нескольких энергетических планах одновременно, это: физический план; астральный план; ментальный план.

В организме есть централизованная энергетическая система, координирующая всю нашу деятельность. Она состоит из семи энергетических центров, называемых чакрами. Наше тело представляет собой универсальный контейнер, в котором накапливаются подавленные и вытесненные эмоции, что оборачивается всевозможными «зажимами», блоками, преградами на пути нормальной циркуляции энергии.

Каждая клетка нашего организма реагирует на наши мысли и слова. И наше тело обычно ведет себя в соответствии с нашим образом мыслей. Но тело пытается говорить с нами, подсказывать нам, а мы этого не замечаем и продолжаем создавать и накапливать болезни. Поняв же язык тела, мы сможем обеспечить себе стабильное здоровье и долголетие. Задача человека - не позволить своему телу одержать верх над собой, и тогда появится возможность духовно возвыситься над материальным. Все это достигается с помощью соответствующих методов. К таким методам относятся терапия Райха, биоэнергетика, рольфинг, первичная терапия, метод Александера, структурная интеграция и другие методы.

Вильгельм Райх выявил, что защитная реакция организма выражается в напряжении мышц (создании «телесной брони», например, сутулость, стесненном дыхании).

Нарушения в двигательной системе диагностируются принятия напряженных поз, таких как арка Лоуэна. Упражнения по Лоуэну освобождают от примитивных эмоций и т.д.

Метод Александера - это исследование привычных поз осанки и изменение их путем соответствующих психических установок.

«Первичная терапия», созданная Артуром Яновом, направлена на освобождение от тех эмоций, которые были заблокированы в раннем детстве.

Вообще говоря, телесная терапия - это альтернатива чрезмерно рассудочным групповым методам.

Райх считается основателем того, что можно назвать ориентированной на тело психотерапией. Он утверждал, что во всех живых организмах присутствует особая жизненная энергия, и эта энергия составляет биологическую основу фрейдовского либидо, и что посредством восстановления нормального тока энергии организма можно лечить различные болезни. Его терапия состоит в разрушении «панцирей», возникающих при отсутствии свободного тока энергии в теле. При этом используются средства трех видов - глубокое дыхание, прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (защипывание, массаж), а также вербальный эмоциональный контакт (с органами тела). Таким образом, В. Райх проводил определенную связь между болезнями, мышечными зажимами и скрытыми эмоциями.

По мнению Райха, несчастные случаи с нами не случайны, они провоцируются нами же. Подсознательные импульсы, формирующие систему наших убеждений, буквально притягивают к нам несчастья. Действительно, с одними постоянно случает что-то, в то время как другие проживают жизнь без единой царапины. Несчастный случай- это всегда агрессия против самого себя.

Итак, причиной того, что происходит вокруг нас и внутри нас, всегда бывает наше Я.

Терапия по Райху снимает сковывающий панцирь, заблокированная энергия обретает свободу, что активизирует наши психологические ресурсы. Освобождение от панцирей делает личность «совершенным продуктом», что и определяет по сей день интерес к методам Райха.

В последнее время вновь усилился интерес к методу Александера как к части общей телесной терапии. Александер подчеркивал единство тела и психики, делая акцент на изучении привычных поз и осанки. Он утверждал, что человеческий организм есть единое целое, и деформация одного органа негативно влияет на все тело. Лечение одного недуга принесет лишь временное облегчение, так как многие наши беды обусловлены нашими плохими привычками. Привычка - это наш личный способ реагирования на все, что нас окружает, и привычные нам позы не обязательно безупречны.

Описанный метод направлен на торможение одних рефлексов и освобождение других, что изменяет позы и облегчает движение. Метод включает в себя коррекцию психических установок и физических привычек.

Наряду с описанными методами телесной терапии может использоваться рольфинг (по имени основателя метода - Иды Рольф). В отличие от биоэнергетических методов рольфинг предполагает скорее физические причины срывов и дисфункций в организме, чем психологические. Терапия здесь, в основном, - глубокий массаж, физическое вмешательство. Считается, что определенные части тела связаны с определенными видами эмоций. Поэтому эмоциональная разрядка обычно вызывается жестким массажем соответствующей части тела. Рольфинг должны проводить только опытные специалисты.

2.2 Тренинг самосовершенствования

Не позволяй душе лениться,

Чтоб в ступе воду не толочь.

Душа обязана трудиться

И день, и ночь... (Н.Заболоцкий)

Девиз этого тренинга: полюби себя, познай себя, измени себя!

Главное в этом тренинге не развитие отдельных психических качеств (памяти, внимания, воображения), а воспитание того внутреннего человека, который ими пользуется.

Тренинг дает возможность изменить себя и свою жизнь с помощью синтеза методов и техник на уровне сознания и подсознания, перестать быть жертвой обстоятельств и стать творцом собственной судьбы. Тренинг проходит в различных формах - психологические и ролевые игры, упражнения, дискуссии, мини-лекции, управляемые визуализации и групповая деятельность.

Зачем приходят на тренинг личностного роста? Затем, чтобы получить ответы на вопросы: как спастись от обыденности жизни? Как избавиться от скованности? Все есть, а счастья нет - почему? Почему болит душа?

Дело в том, что человек рано или поздно догадывается о своем назначении. Догадка о себе, предощущение своего истинного и есть, видимо, главное в нашей жизни. Оно проявляется в неосознанных желаниях, иногда очень сильно. Недаром фраза «Познай себя» была высечена над входом в святилище Апполона в Дельфах. Изотерические учения всегда пытались ответить на главный вопрос - кто мы, в чем наша сущность, наше предназначение. Методы, используемые на тренингах личностного роста, могут открыть каналы интуитивного восприятия.

Л. К. Аверченко приводит специальные упражнения, используемые на таких тренингах. Приведем некоторые из них. Например, упражнение «Мой герб». Суть его такова. В старину был обычай изображать на воротах замка. На щите рыцаря родовой герб и девиз - краткое изречение, которое выражает кредо или цель деятельности владельца. На занятиях, таким образом, предлагается нарисовать личный герб, отражающий его жизненное кредо, отношение к себе и миру. Дается на это 10 минут.

После этого все рисунки раскладываются в круг, и каждый пытается угадать, кто и какой герб нарисовал. Затем собираются и обмениваются мнениями. Желательно по ходу тренинга работать над совершенствованием гербов. Делая их более четкими и действительно отражающими главные жизненные установки каждого. Возможно, что в конце дня участники смогут создать герб своей группы, зафиксировав на нем принципы взаимоотношений в ней. Изображение герба заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Ценность этого упражнения в том, что поиск ответов на эти вопросы позволяет участникам более четко осознать цели своей жизни. Невербальный способ ответов на эти вопросы также способствует их осмыслению.

Упражнение «Оцени свои возможности».

Каждому участнику тренинга предлагается трезво оценить свои возможности, выделить главные цели на данном этапе его жизни. Все результаты этих самоанализов должны обсуждаться в группе.

2.3 Тренинги личностного роста

Живой человек - не здание, для которого должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы личностного роста можно начинать одновременно с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительного времени.

Формирующаяся личность начинает настоящую жизнь, по сравнению с которой предшествующая может показаться лишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутробным периодом развития.

Личностный рост требует применения множества методик психологического воздействия, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности и на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное объединение с ним.

Интересен метод Хозе Сильвы, который сказал следующее:«Не позволяйте ни первой неудаче погубить вас, ни первому успеху разорить вас».

Много веков люди задавали вопрос: почему некоторые работают гораздо успешнее остальных? Ответ на этот вопрос нашел Хозе Сильва штат Техас, потратив на исследования более двадцати лет. Он установил, что каждый человек обладает внутренней силой, позволяющей достигнуть всего, что он пожелает

Особенность метода Сильвы заключается в том, что он учит человека думать в расслабленном состоянии и в том же состоянии использовать технику самопрограммирования на достижение поставленных целей. Человек находится в полном сознании и полностью контролирует себя, остается ментально активным, не зависящим ни от какого внешнего воздействия.

Как же люди добиваются преуспеяния? Все дело в том, что они умеют мобилизовать как левое, «логическое», полушарие мозга, так и правое, «творческое и интуитивное», полушарие. Умеющие пользоваться обоими полушариями мозга начинает делать то, что раньше казалось чудом.

Для того чтобы «включить» полушария, необходимо мыслить на альфа-волнах, т.е. когда частота волн замедляется на половину по сравнению с бодрствованием. Альфа-ритмы в десять раз интенсивнее, чем бета-ритмы.

Альфа-ритмы и так самые интенсивные среди мозговых волн, но они еще и наиболее действенны при перепрограммировании глубинных уровней сознания.

Бодрствующий мозг производит от 14 до 21 энергетической пульсации в секунду. Исследователи называют это бета-уровнем. Большую часть дня мозг работает с частотой около 20 Герц. Когда человек засыпает, мозговые пульсации замедляются.

Оказывается, альфа-уровень идеален для мышления. Но обычный человек на этом уровне попросту засыпает. Вместе с тем человек сможет сознательно мыслить на альфа-уровне и мобилизовывать недостающую ему прежде мощь своего разума, если научится мыслить обоими полушариями мозга.

Мозг во многом похож на компьютер, который накапливает информацию, чтобы затем выдавать ее. И если мозг правильно запрограммировать, он может использовать всю информацию для решения любых задач.

Левое полушарие мозга, «ведающее» логически рациональным мышлением, должно понимать все и находить всему объяснение, правое полушарие «ведает» воображением, интуицией, оно видит узоры и форму, оно ценит искусство и музыку, видит лес, тогда как левое - лишь деревья.

Большинство людей пользуются левым, логическим полушарием, практически игнорируя ментальные ощущения. И наша задача - научиться использовать оба полушария.

Метод предполагает выдачу ментальных команд в расслабленном состоянии, когда мозговые импульсы переходят на альфа-уровень и мозг пульсирует несколько раз в секунду.

Сильва обнаружил, что только один человек из десяти мыслит на альфа-уровне, а действует на бета. Единственный способ достичь высших результатов - научиться думать на альфа-уровне, как это делает «один из десяти».

Релаксация - это первый шаг к тому, чтобы заставить свой разум «пересечь среднюю точку». Метод Сильва - это программа стимуляции мозга без каких-либо нежелательных эффектов.

Хозе Сильва предлагает выполнить следующие упражнения:

Удобно сядьте в кресло и закройте глаза. Любая позиция хороша, если она удобна.

Сделайте глубокий вдох, и, выдыхая, расслабьте тело.

Считайте в обратном порядке, медленно от 50 до 1.

Представьте себе какое-нибудь тихое местечко, какое вы знаете.

Скажите мысленно: «День за днем во всех отношениях мне становится лучше, лучше и лучше».

Напомните себе, что, когда вы откроете глаза на счете 5, вы почувствуете себя очень бодрым, лучше чем прежде. Когда достигнете счета 3, повторите это, и когда откроете глаза, подтвердите это еще раз («Я в полном сознании, я чувствую себя лучше, чем прежде»).

2.4 Коммуникативные тренинги

Широко используютсякоммуникативные тренинги.Коммуникативный тренинг- это процесс обучения, направленный на осознание, актуализацию, формирование и совершенствование личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерами. Это обучение умению строить процесс общения, учитывая состояние, интересы и цели клиента, коллеги, коллектива. На коммуникативном тренинге преследуются цели:

Дать представление об основах коммуникации.

Выявить, осознать, сформировать и практически отработать коммуникативные навыки.

Сформировать команду с целью повышения качества и эффективности ее последующего взаимодействия.

Осознание участниками закономерностей делового общения, определяющих его эффективность при сотрудничестве с партнерами.

Формирование и отработка навыков: установления контакта; активного слушания; аргументации; эмоциональной регуляции в процессеобщения.

Осознание каждым участником группы его сильных сторон и ресурсов в сфере делового общения.

Коммуникативный тренинг может проходить по такой схеме:

Знакомство (объединение группы), обсуждение целей тренинга и правил групповой работы.

Речевой блок: отработка вербального аспекта коммуникации с партнерами.

Блок работы на формирование необходимого доверия в процессе коммуникации.

Формирование моделей поведения, гибкости в процессе коммуникации для достижения конечного результата в различных ситуациях.

Невербальный блок: использование невербального аспекта коммуникации для повышения эффективности процесса общения.

Коммуникативный тренинг может проходить в форме мини-лекции, дискуссии, специализированные игровые упражнения, деловые и ролевые игры, краткое консультирование в ходе специальных упражнений, релаксационные и ментальные сессии, рефлексия для осознания, приобретения и развития необходимых практических навыков.

Практические результаты тренинга:

Результаты тренинга могут быть значительными для организации в целом, так как могут иметь весомое практическое значение:

Отработка моделей поведения в различных ситуациях взаимодействия с клиентами и внутри коллектива.

Формирование общего видения и сплочение коллектива.

Улучшение межличностных отношений в среде участников, отношений с партнерами.

Участники тренинга смогут получить следующие результаты:

Повышение успешности в профессиональных и личностных контактах.

Осознанное отношение к процессу и этапам контакта с партнерами.

Отработка навыков активного слушания и ведения разговора.

Психологи утверждают, что в деле самосовершенствования необходимым является условие позитивного мышления человека. Позитивность должна быть во всем: в наших мыслях, делах, манере общения. Позитивное утверждение - это утверждение о том, чего вы хотите, а не о том, чего вам не хотелось бы. Негативное мышление вызывает негативные эмоции как собственные, так и окружающих. Негативизм блокирует положительную энергию, приводит к неуспеху. Позитивный человек обязательно успешен. С такими людьми хочется иметь дело.

Заключение

В моей работе приведены основные правила, на которых базируется проведение тренингов, в первую очередь - групповых. Рассмотрены основные виды тренингов, их классификация проведена по их содержанию и цели.

Нет сомнения, что формирование личности, овладение искусством общения, выработка стратегии влияния и положительное мышление - полезны и важны для достижения успеха. Но все-таки они вторичны. Нельзя целиком положиться на технику, во-первых, в формировании имиджа многое зависит от базовых качеств личности, которые за время тренинга не выстроить. Без упорной, день за днем работы, нельзя приобрести глубокие познания в интересующей области, развить ум, стать первоклассным специалистом, и, таким образом, создать положительный имидж.

Многочисленная литература и специальные тренинги, предлагаемые сейчас, почти целиком посвящены созданию социального имиджа, механизму действия и способам быстрого восстановления - своего рода скорой медицинской помощи. Но всё же я думаю, что эти средства хороши в качестве пожарных мер. Особое внимание должно уделяться фундаментальным свойствам личности, которые традиционно считаются залогом успеха - честность, скромность, верность, умеренность, справедливость, терпение, трудолюбие, и то, что получило название «золотого правила нравственности»: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные требования к тренингам как групповым формам психологических занятий. Содержание, цели и направленность группы тренингов саморегуляции, личностного роста, самосовершенствования и коммуникативных тренингов. Практические результаты тренинга.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Общая характеристика основных видов и подходов к классификации социально-психологических тренингов. Особенности, принципы организации и успешной работы тренинговых групп. Сравнительный анализ социально–психологического и психотерапевтического тренингов.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Определение понятия и общая характеристика психологических тренингов. Изучение значения и особенностей применения активных групповых методов воздействия. Проведение систематизации видов психолого-терапевтических и социально-психологических тренингов.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    Основные виды стресса. Стрессоустойчивость, личность и ее характеристики. Принципы проведения тренингов. Правило наивысшей активности. Роль стресса в деятельности менеджера. Принцип персонификации высказывания, отсутствия критики и доброжелательности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2010

    Классификация социально-психологических тренингов как одной из областей применения активных групповых методов. Категории активных групповых методов. Группы трансактного анализа и бихевиористской терапии. Основные цели социально-психологического тренинга.

    реферат , добавлен 15.08.2010

    Цель психологических тренингов. Осознание и вербализация проблемы. Правила работы в группе. Построение занятий, предлагаемые упражнения по развитию адекватного представления о себе, обучению навыкам уверенного поведения, работе с "внутренним ребенком".

    методичка , добавлен 23.10.2009

    Понятие и сущностные признаки социально-психологических тренингов. Производственные (управленческие), учебные, исследовательские и диагностические (аттестационные) виды деловых игр. Психолого-дидактические принципы их применения в учебном процессе.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2015

    Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. Проблема тренингов общения с младшими школьниками как средства коррекции школьной дезадаптаци. Особенности проявления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Классификация эффектов социально-психологического тренинга и проблема изучения их долговременности. Этические проблемы применимости результатов вне тренингового пространства. Определение роли ведущего занятий и особенности отбора участников группы.

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Типология кризисов личности и их преодоление. Психологические особенности переломных моментов профессионального становления и факторы, влияющие на них. Краткий анализ интерпретации различных расстройств личности. Проведение психологических тренингов.

Введение

1.Требования к тренингу

2. Виды тренингов

2.2Тренинг самосовершенствования

2.4 Коммуникативные тренинги

Заключение

Список литературы

Введение

В современном мире одной из главных проблем является проблема коммуникации. Бытует такое мнение, что общение – это улица с двусторонним движением, и в жизни удачлив более тот, кто гибок в общении . Общению можно научиться, не тратя на это много лет. Общение – это обязательное звено в формировании имиджа человека.

Имидж – (image– «образ») – целостное представление об образе, которое остается в сознании людей, в их памяти. Точно слагаемые имиджа определил А. П. Чехов: нужно быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

Теоретики имиджа включают в него не только естественные свойства личности, но и специально выработанные. Навыки общения, необходимые в успешной профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни, можно выработать на специальных тренингах.

Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) – это комплекс методов, направленных на развитие навыков саморегуляции, самосовершенствования и коммуникации.

Цель работы – характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа. В работе рассматриваются основные виды тренингов, а также правила, которые должны использоваться при проведении групповых тренингов.

Сейчас проводится великое множество различных тренингов. С другой стороны, каждый тренинг, каждое издание по имиджу, сулит большие личные выгоды. Но так ли это? Думаю, что не стоит сильно обольщаться. Очень часто этика имиджа сводится к откровенному манипулированию, почти шарлатанству, и предлагает арсенал средств, с помощью которых можно добиться хорошего отношения к себе со стороны других людей. Но человеческий характер красноречивее всяких слов, как сказал Эмерсон: «Сущность твоя столь громко заявляет о себе, что я не слышу твоих речей».

1.Требования к тренингу

Очень популярными стали групповые формы психологических занятий. Групповой процесс подчинен определенным законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут быть свои особые правила, но определенные правила должны лежать в основе ее работы. Существует множество правил группового поведения. Перечислим самые важные из них.

Правило персонифицированных высказываний. (обращайся не ко всей группе, а конкретно к кому-то, по имени).

Правило доверительности.(единая форма обращения «на ты» уравнивает всех). искренность – непременное требование.

«Здесь и теперь»: говорите о том, что волнует именно теперь.

«Обратная связь» каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Правило конфиденциальности. Все, что происходит во время занятий, не должно выноситься за пределы группы.

Правило недопустимости перехода «на личности»: следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

В случае, если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их.

Тренинги, которые не предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеют необходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве, которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а также возможность давать простор своему воображению.

2. Виды тренингов

Формирование имиджа с помощью тренингов происходит как бы поэтапно, так как имидж, можно сказать, – это целостность, гармония тела и духа. Этими этапами являются тренинги, каждый из которых преследует свою цель, направленность. Заметим, что названия тренингов могут быть разными в трактовке различных авторов, но суть их одна. На первом этапе могут применяться тренинги телесной терапии, а также саморегуляции, затем – тренинги самосовершенствования, или «обретения себя», и на последнем этапе – тренинги «личностного роста», где используются различные методы самосовершенствования. Популярны также бизнес – тренинги, которые в большинстве случаев включают в себя элементы всех трех групп и проводятся с целью совершенствования навыков, необходимых для конкретной профессии или вида деятельности (тренинги продаж, тренинги переговорного процесса, тренинги для управляющего персонала и др.) Заметим, что эти группы тренингов в основном предполагают групповую форму проведения. Исключением может быть только тренинг телесной терапии, здесь более подходит индивидуальная форма занятий.

Основным представителем группы тренингов саморегуляции является аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos - происхождение). Данный метод позволяет снять эмоциональное напряжение и достичь равновесия вегетативных механизмов регуляции функций организма, нарушенных в результате стрессового воздействия. Аутотренинг удобен тем, что освоив технику метода, человек может в дальнейшем применять его самостоятельно.

К группе тренингов самосовершенствования относятся тренинги, направленные на совершенствование отдельных качеств, сторон личности и частично поведенческие тренинги. Поведенческие тренинги помогают развить навыки преодоления критических жизненных ситуаций в случае их изначальной недостаточности. Граница между первыми и вторыми весьма условна. Другая часть поведенческих тренингов, проводимых, как правило, в групповом формате, а так же социально-психологические тренинги составляют группу коммуникативных тренингов . Их целью является развитие навыков общения и взаимодействия с людьми.

2.1 Тренинги телесной ориентации

Мы зачастую и не подозреваем о своих возможностях, о той силе, которую можно использовать во благо себе и другим. В этом убеждает тренинг телесной ориентации. Все гении, утверждает психолог Н. Энкельман, добились своих успехов только с помощью своего подсознания, силы которого определяют судьбу. «Жизнь, как чертово колесо - все зависит от того, где стоишь и как кружишься... Но оно может стать и колесом фортуны» На чертовом колесе главное – это достичь центра, и тогда ты уже не будешь сброшенным с него. Так для каждого человека важно достичь этого центра равновесия, т.е. обрести покой и внутреннюю уверенность . Кто сумеет найти такой центр, такую зону внутри себя, тот даже в «сильный шторм» будет излучать спокойствие и уверенность.

Существует немало людей, которые ищут путь к собственному «центру» методами расслабления (например, буддистская йога). Практика йогов убеждает в том, что власть сознания над телом безгранична и что мобилизовать свои духовные силы можно, владея своим телом и подчиняя его своей воле. Но в этом случае предполагается отрешенность от жизни. Но земная жизнь разворачивается здесь и теперь, потому здесь и теперь должна устраиваться. Эта жизнь - договор, который подлежит выполнению. Однако выполнить его можно только тогда, когда есть четкое представление о цели и когда ее достижения добиваются, несмотря ни на что. Поэтому снятие напряжения, релаксация тела и духа должны быть подчинены достижению большой личной цели.

Походка, характер движений, жесты отражают особенности нашей личности. С переменой наших чувств меняется отношение к собственному телу, а с изменением отношения к телу изменяется наша личность.

Без представления о работе нашего организма невозможно эффективно воздействовать на него. Известно также, что все, что нас окружает - есть энергия, которая пронизывает весь мир И психическая энергия насыщает каждую точку нашего организма, подобно тому, как солнечная энергия насыщает околоземное пространство.

Существуют разные уровни энергетической организации человеческого организма, который существует в нескольких энергетических планах одновременно, это: физический план; астральный план; ментальный план.

В организме есть централизованная энергетическая система, координирующая всю нашу деятельность. Она состоит из семи энергетических центров, называемых чакрами. Наше тело представляет собой универсальный контейнер, в котором накапливаются подавленные и вытесненные эмоции, что оборачивается всевозможными «зажимами», блоками, преградами на пути нормальной циркуляции энергии.

Каждая клетка нашего организма реагирует на наши мысли и слова. И наше тело обычно ведет себя в соответствии с нашим образом мыслей. Но тело пытается говорить с нами, подсказывать нам, а мы этого не замечаем и продолжаем создавать и накапливать болезни. Поняв же язык тела, мы сможем обеспечить себе стабильное здоровье и долголетие. Задача человека – не позволить своему телу одержать верх над собой, и тогда появится возможность духовно возвыситься над материальным. Все это достигается с помощью соответствующих методов. К таким методам относятся терапия Райха, биоэнергетика, рольфинг, первичная терапия, метод Александера, структурная интеграция и другие методы.

Вильгельм Райх выявил, что защитная реакция организма выражается в напряжении мышц (создании «телесной брони», например, сутулость, стесненном дыхании.

Нарушения в двигательной системе диагностируются принятия напряженных поз, таких как арка Лоуэна. Упражнения по Лоуэну освобождают от примитивных эмоций и т.д.

Метод Александера - это исследование привычных поз осанки и изменение их путем соответствующих психических установок.

«Первичная терапия», созданная Артуром Яновом, напра на освобождение от тех эмоций, которые были заблокирован! в раннем детстве.

Вообще говоря, телесная терапия - это альтернатива чрезмерно рассудочным групповым методам.

Райх (1897-1957) считается основателем того, что можно назвать ориентированной на тело психотерапией. Он утверждал, что во всех живых организмах присутствует особая жизненная энергия, и эта энергия составляет биологическую основу фрейдовского либидо, и что посредством восстановления нормального тока энергии организма можно лечить различные болезни. Его терапия состоит в разрушении «панцирей», возникающих при отсутствии свободного тока энергии в теле. При этом используются средства трех видов - глубокое дыхание, прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (яавление, защипывание, массаж), а также вербальный эмоциональный контакт (с органами тела). Таким образом, В. Райх проводил определенную связь между болезнями, мышечными зажимами и скрытыми эмоциями.

По мнению Райха, несчастные случаи с нами не случайны, они провоцируются нами же. Подсознательные импульсы, формирующие систему наших убеждений, буквально притягивают к нам несчастья. Действительно, с одними постоянно случает что-то, в то время как другие проживают жизнь без единой царапины. Несчастный случай- это всегда агрессия против самого се

Итак, причиной того, что происходит вокруг нас и внутри нас, всегда бывает наше Я.

Терапия по Райху снимает сковывающий панцирь, заблокированная энергия обретает свободу, что активизирует наши психологические ресурсы. Освобождение от панцирей делает личность «совершенным продуктом», что и определяет по сей день интерес к методам Райха.

В последнее время вновь усилился интерес к методу Александера как к части общей телесной терапии. Александер подчеркивал единство тела и психики, делая акцент на изучении привычных поз и осанки.Он утверждал, что человеческий организм есть единое целое, и деформация одного органа негативно влияет на все тело. Лечение одного недуга принесет лишь временное облегчение, так как многие наши беды обусловлены нашими плохими привычками. Привычка - это наш личный способ реагирования на все, что нас окружает, и привычные нам позы не обязательно безупречны.

Описанный метод направлен на торможение одних рефлексов и освобождение других, что изменяет позы и облегчает движение. Метод включает в себя коррекцию психических установок и физических привычек.

Наряду с описанными методами телесной терапии может использоваться рольфинг (по имени основателя метода – Иды Рольф). В отличие от биоэнергетических методов рольфинг предполагает скорее физические причины срывов и дисфункций в организме, чем психологические. Терапия здесь, в основном, - глубокий массаж, физическое вмешательство. Считается, что определенные части тела связаны с определенными видами эмоций. Поэтому эмоциональная разрядка обычно вызывается жестким массажем соответствующей части тела. Рольфинг должны проводить только опытные специалисты.

2.2 Тренинг самосовершенствования

Кто делает утром зарядку, тот поддерживает свое тело в форме. Кто идет в поликлинику, тот хочет полечить свое тело. Кто ночью спит, тот дает ему отдых. А кто идет на тренинг личностного роста, тот стремится поддерживать в форме свою душу, наслаждаться игрой и богатством душевных движений в прямом согласии с заветом поэта:

Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь. Душа обязана трудиться И день, и ночь... (Н.Заболоцкий)

Девиз этого тренинга: полюби себя, познай себя, измени себя!

Главное в этом тренинге не развитие отдельных психических качеств (памяти, внимания, воображения), а воспитание того внутреннего человека, который ими пользуется.

Тренинг дает возможность изменить себя и свою жизнь с помощью синтеза методов и техник на уровне сознания и подсознания, перестать быть жертвой обстоятельств и стать творцом собственной судьбы. Тренинг проходит в различных формах – психологические и ролевые игры, упражнения, дискуссии, мини-лекции, управляемые визуализации и групповая деятельность.

Зачем приходят на тренинг личностного роста? Затем, чтобы получить ответы на вопросы: как спастись от обыденности жизни? Как избавиться от скованности? Все есть, а счастья нет - почему? Почему болит душа?

Дело в том, что человек рано или поздно догадывается о своем назначении. Догадка о себе, предощущение своего истинного и есть, видимо, главное в нашей жизни. Оно проявляется в неосознанных желаниях, иногда очень сильно. Недаром фраза «Познай себя» была высечена над входом в святилище Апполона в Дельфах. Изотерические учения всегда пытались ответить на главный вопрос – кто мы, в чем наша сущность, наше предназначение. Методы, используемые на тренингах личностного роста, могут открыть каналы интуитивного восприятия.

Л. К. Аверченко приводит специальные упражнения, используемые на таких тренингах. Приведем некоторые из них. Например, упражнение «Мой герб» . Суть его такова. В старину был обычай изображать на воротах замка. На щите рыцаря родовой герб и девиз – краткое изречение, которое выражает кредо или цель деятельности владельца. На занятиях, таким образом, предлагается нарисовать личный герб, отражающий его жизненное кредо, отношение к себе и миру. Дается на это 10 минут.

После этого все рисунки раскладываются в круг, и каждый пытается угадать, кто и какой герб нарисовал. Затем собираются и обмениваются мнениями. Желательно по ходу тренинга работать над совершенствованием гербов. Делая их более четкими и действительно отражающими главные жизненные установки каждого. Возможно, что в конце дня участники смогут создать герб своей группы, зафиксировав на нем принципы взаимоотношений в ней. Изображение герба заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Ценность этого упражнения в том, что поиск ответов на эти вопросы позволяет участникам более четко осознать цели своей жизни. Невербальный способ ответов на эти вопросы также способствует их осмыслению.

Упражнение «Оцени свои возможности».

Каждому участнику тренинга предлагается трезво оценить свои возможности, выделить главные цели на данном этапе его жизни. Все результаты этих самоанализов должны обсуждаться в группе.

2.3 Тренинги личностного роста

Живой человек - не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы личностного роста можно начинать одновременно с разных сторон, а разные методы и действия можно, в зависимости от обстоятельств и внутреннего состояния, чередовать в течение более или менее продолжительного времени.

Формирующаяся личность начинает настоящую жизнь, по сравнению с которой предшествующая может показаться лишь подготовкой к жизни, едва ли не внутриутробным периодом развития.

Личностный рост требует применения множества методик психологического воздействия, нацеленных на развитие и самосовершенствование личности и на гармонизацию ее отношений с Я и все более полное объединение с ним.

Интересен метод Хозе Сильвы, который сказал следующее:«Не позволяйте ни первой неудаче погубить вас, ни первому успеху разорить вас».

Много веков люди задавали вопрос: почему некоторые работают гораздо успешнее остальных? Ответ на этот вопрос нашел Хозе Сильва из Ларедо в штате Техас, потратив на исследования более двадцати лет. Он установил, что каждый человек обладает внутренней силой, позволяющей достигнуть всего, что он пожелает

Особенность метода Сильвы заключается в том, что он учит человека думать в расслабленном состоянии и в том же состоянии использовать технику самопрограммирования на достижение поставленных целей. Человек находится в полном сознании и полностью контролирует себя, остается ментально активным, не зависящим ни от какого внешнего воздействия.

Как же люди добиваются преуспеяния? Все дело в том, что они умеют мобилизовать как левое, «логическое», полушарие мозга, так и правое, «творческое и интуитивное», полушарие. Умеющие пользоваться обоими полушариями мозга начинает делать то, что раньше казалось чудом.

Для того чтобы «включить» полушария, необходимо мыслить на альфа-волнах, т.е. когда частота волн замедляется на половину по сравнению с бодрствованием. Альфа-ритмы в десять раз интенсивнее, чем бета-ритмы.

Альфа-ритмы и так самые интенсивные среди мозговых волн, но они еще и наиболее действенны при перепрограммировании глубинных уровней сознания.

Бодрствующий мозг производит от 14 до 21 энергетической пульсации в секунду. Исследователи называют это бета-уровнем. Большую часть дня мозг работает с частотой около 20 Герц. Когда человек засыпает, мозговые пульсации замедляются.

Оказывается, альфа-уровень идеален для мышления. Но обычный человек на этом уровне попросту засыпает. Вместе с тем человек сможет сознательно мыслить на альфа-уровне и мобилизовывать недостающую ему прежде мощь своего разума, если научится мыслить обоими полушариями мозга.

Мозг во многом похож на компьютер, который накапливает информацию, чтобы затем выдавать ее. И если мозг правильно запрограммировать, он может использовать всю информацию для решения любых задач.

Левое полушарие мозга, «ведающее» логически рациональным мышлением, должно понимать все и находить всему объяснение, правое полушарие «ведает» воображением, интуицией, оно видит узоры и форму, оно ценит искусство и музыку, видит лес, тогда как левое - лишь деревья.

Большинство людей пользуются левым, логическим полушарием, практически игнорируя ментальные ощущения. И наша задача - научиться использовать оба полушария.

Метод предполагает выдачу ментальных команд в расслабленном состоянии, когда мозговые импульсы переходят на альфа-уровень и мозг пульсирует несколько раз в секунду.

Сильва обнаружил, что только один человек из десяти мыслит на альфа-уровне, а действует на бета. Единственный способ достичь высших результатов – научиться думать на альфа-уровне, как это делает «один из десяти».

Релаксация - это первый шаг к тому, чтобы заставить свой разум «пересечь среднюю точку». Метод Сильва - это программа стимуляции мозга без каких-либо нежелательных эффектов.

Хозе Сильва предлагает выполнить следующие упражнения:

Удобно сядьте в кресло и закройте глаза. Любая позиция хороша, если она удобна.

Сделайте глубокий вдох, и, выдыхая, расслабьте тело.

Считайте в обратном порядке, медленно от 50 до 1.

Представьте себе какое-нибудь тихое местечко, какое вы знаете.

Скажите мысленно: «День за днем во всех отношениях мне становится лучше, лучше и лучше».

Напомните себе, что, когда вы откроете глаза на счете 5, вы почувствуете себя очень бодрым, лучше чем прежде. Когда достигнете счета 3, повторите это, и когда откроете глаза, подтвердите это еще раз («Я в полном сознании, я чувствую себя лучше, чем прежде»).

2.4 Коммуникативные тренинги

Широко используются коммуникативные тренинги. Коммуникативный тренинг - это процесс обучения, направленный на осознание, актуализацию, формирование и совершенствование личностных качеств, необходимых в ситуациях взаимодействия с партнерами. Это обучение умению строить процесс общения, учитывая состояние, интересы и цели клиента, коллеги, коллектива. На коммуникативном тренинге преследуются цели:

Дать представление об основах коммуникации.

Выявить, осознать, сформировать и практически отработать коммуникативные навыки.

Сформировать команду с целью повышения качества и эффективности ее последующего взаимодействия.

Осознание участниками закономерностей делового общения, определяющих его эффективность при сотрудничестве с партнерами.

Формирование и отработка навыков: установления контакта; активного слушания; аргументации; эмоциональной регуляции в процессе общения.

Осознание каждым участником группы его сильных сторон и ресурсов в сфере делового общения.

Коммуникативный тренинг может проходить по такой схеме:

Знакомство (объединение группы), обсуждение целей тренинга и правил групповой работы.

Речевой блок: отработка вербального аспекта коммуникации с партнерами.

Блок работы на формирование необходимого доверия в процессе коммуникации.

Формирование моделей поведения, гибкости в процессе коммуникации для достижения конечного результата в различных ситуациях.

Невербальный блок: использование невербального аспекта коммуникации для повышения эффективности процесса общения.

Коммуникативный тренинг может проходить в формемини-лекции, дискуссии, специализированные игровые упражнения, деловые и ролевые игры, краткое консультирование в ходе специальных упражнений, релаксационные и ментальные сессии, рефлексия для осознания, приобретения и развития необходимых практических навыков.

Практические результаты тренинга:

Результаты тренинга могут быть значительными для организации в целом, так как могут иметь весомое практическое значение:

Отработка моделей поведения в различных ситуациях взаимодействия с клиентами и внутри коллектива.

Формирование общего видения и сплочение коллектива.

Улучшение межличностных отношений в среде участников, отношений с партнерами.

Участники тренинга смогут получить следующие результаты:

Повышение успешности в профессиональных и личностных контактах.

Осознанное отношение к процессу и этапам контакта с партнерами.

Отработка навыков активного слушания и ведения разговора.

Психологи утверждают, что в деле самосовершенствования необходимым является условие позитивного мышления человека. Позитивность должна быть во всем: в наших мыслях, делах, манере общения. Позитивное утверждение – это утверждение о том, чего вы хотите, а не о том, чего вам не хотелось бы. Негативное мышление вызывает негативные эмоции как собственные, так и окружающих. Негативизм блокирует положительную энергию, приводит к неуспеху. Позитивный человек обязательно успешен. С такими людьми хочется иметь дело.

Заключение

В работе приведены основные правила, на которых базируется проведение тренингов, в первую очередь – групповых. Рассмотрены основные виды тренингов, их классификация проведена по их содержанию и цели.

Как уже было отмечено, спектр различных тренингов, предлагаемых сейчас, чрезвычайно широк. Рынок образовательных услуг предлагает различные курсы, тренинги, издана колоссальная литература по теории и практике формирования имиджа. И каждое из предложений – это Ваш путь к успеху!

Нет сомнения, что отдельные элементы этики имиджа – формирование личности, овладение искусством общения, выработка стратегии влияния и положительное мышление – полезны и важны для достижения успеха. Но все-таки они вторичны. Нельзя целиком положиться на технику, во-первых, в формировании имиджа многое зависит от базовых качеств личности, которые за время тренинга не выстроить. Без упорной, день за днем работы, нельзя приобрести глубокие познания в интересующей области, развить ум, стать первоклассным специалистом, и, таким образом, создать положительный имидж.

Многочисленная литература и специальные тренинги, предлагаемые сейчас, почти целиком посвящены созданию социального имиджа, механизму действия и способам быстрого восстановления – своего рода скорой медицинской помощи. Эти средства хороши в качестве пожарных мер, для временного решения проблемы: причина конфликта не устраняется, а только загоняется вглубь, готовая в любую минуту напомнить о себе. Таким образом, можно поспорить о долгосрочной эффективности тренингов.

Особое внимание должно уделяться фундаментальным свойствам личности, которые традиционно считаются залогом успеха – честность, скромность, верность, умеренность, справедливость, терпение, трудолюбие, и то, что получило название «золотого правила нравственности»: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».

Список литературы

1. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.- 147 с.

2. Займитесь собой: Пособие по саморегуляции и самосовершенствованию. М.: «Издательский Дом МСП», 1996. – 534 с.

3. Ковальчук А. С. основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-н/Дону: Издательство «Феникс», 2004. – 256 с.

4. Коммуникативный тренинг http://www.efcom.ru/modules

5. Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена. – М.: «Ось-89», 1996 – 304 с.

6. Свергун О. Психология успеха. Ростов-н/Дону: Издательство «Феникс», 2001. – 324 с.


Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена. – М.: «Ось-89», 1996. С. 12.

Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.С.32.

Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 54.

Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 97.

Коммуникативный тренинг/ http://www.efcom.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=6

Внешнее отражает внутреннее.

Имидж

Первое, на что мы обращаем внимание при встрече с человеком, и что формирует самое стойкое впечатление о нем - это его внешние проявления, или имидж.

Современный словарь иностранных слов определяет имидж так: Image (англ.) - имидж, отражение (в зеркале), подобие, копия, образ, изображение (внешности предмета)< лат. Imago, род.п. imagines - изображение, портрет; образ, подобие; отражение; мысленный образ, того же корня, что imitari - подражать; изображать и aemulus - подражающий, воспроизводящий».

То есть имидж - это, прежде всего, образ, отражение, подобие. И вовсе не случайно это явление занимает в жизни современного человека достаточно заметное место. Все с чем мы сталкиваемся в реальной действительности, все, что нас окружает в нашей повседневной жизни, что мы воспринимаем нашими пятью органами чувств, откладывается в нашем сознании в виде образов. Эти образы автоматически встраиваются в нашу систему мировосприятия, обеспечивая возможность нашего взаимодействия с окружающим миром.

Другими словами, все, что существует реально, включая нас самих, имеет символический эквивалент в нашем сознании, моделирующем окружающий мир для информационного обеспечения процесса принятия решений о способах взаимодействия с ним. По мнению имиджмейкера Алины Глуховой: «Имидж - это единство: внутреннего и внешнего, сознательного и стихийного, духовного и телесного. Это средство самопознания, символическое выражение «Я».

Таким образом, имидж человека: стиль одежды, который он выбирает, фасон и силуэт, фактура и качество тканей, обувь, аксессуары и даже цветовая гамма, рассказывает нам о человеке и его способах взаимодействия с миром. О том, как он на самом деле относится к себе: своей жизни и своему здоровью, к миру в целом. Мы можем узнать по имиджу человека о том, что творится в его Душе, о его настроении и внутреннем состоянии. Причем независимо от того, какую роль человек пытается играть.

В качестве примера возьмем знаменитое «маленькое черное платье» Коко Шанель, считающееся символом чувственной элегантности и истинной женственности. Знаменитая Габриель Бонер Шанель была, возможно, одной из самых важных фигур в истории моды XX столетия. Ее влияние на высокую моду было настолько сильным, что ее единственную из мира моды журнал «Times» внес в список ста самых влиятельных людей ХХ века. Но давайте посмотрим на «творение» великого модельера внимательнее. Издревле, практически во всех индоевропейских культурах использования черного цвета в одежде избегали. Черный всегда был цветом похорон, символом смерти и вдовства, и трактовался как плохой, злой, порченый, приносящий несчастье. Современная наука о психологии цвета считает, что черный - угнетает, символизирует смерть, траур, депрессию. Единственные, кто на протяжении столетий применяют его в своей одежде - священники и монахи, которые, согласно христианской доктрине, «умирают» для мира.

Итак, что же создала «великая» Шанель? Фасон платья для коктейля, по идее, демонстрирует мужчине, что перед ним не просто женщина, но потенциальная возлюбленная. Стиль такого платья призван вдохновлять мужчину на установление близких отношений, но при этом, платье имеет черный цвет, символизирующий смерть и траур. Перед нами яркий пример, так называемой социальной шизофрении, благодаря которому, вместо возлюбленной мы получаем образ «Черной вдовы». Стоит ли удивляться женщинам, дефилирующим в подобных нарядах, и демонстрирующим свои «смертельные наклонности», что все их попытки наладить серьезные отношения с мужчинами либо не удаются, либо оканчиваются трагично. Принимая во внимание судьбу модельера - все логично. Как известно, у Шанель так и не сложилась личная жизнь. Несмотря на множество романов, она не вышла замуж и не стала матерью.

Так как же происходит выбор того или иного образа, который мы предъявляем миру? На чем он основывается? Ответ - в древней мудрости, которая гласит - «Внешнее отражает внутреннее». Имидж мужчин и женщин, провоцирующий мир на определенное к ним отношение, строится не на моде (она лишь симптом конкретного времени), но на их собственном внутреннем мире, бессознательных желаниях и доминирующем архетипе, закодированном в имени.

Имя - это универсальный код для самопознания. В нем зашифровано знание о принципах создания успешного или неуспешного образа своего носителя. Имя человека формирует его судьбу и внутреннее содержание, диктует все его внешние имиджевые проявления и дает ключи к пониманию того, как сделать жизнь человека более здоровой и счастливой.

Более того, в именах сокрыты образы мужской и женской природы.

Имя и гендер

В мужских именах заключена изначальная природная сила мужественности, направленная вовне, в социум. Она дает возможность совершать изменения в окружающем мире, действовать активно, конструктивно, созидательно, но иногда - при неправильном ее использовании - и разрушительно. У силы мужественности есть некоторый частотный диапазон. Сегодня, благодаря древним сказочным сюжетам, которые собрали и обобщили в Санкт-Петербургском Институте Сказкотерапии, нам известны такие силовые векторы или архетипы мужественности как Воин, Монарх, Купец, Крестьянин, Философ, Монах, Раб и Шут.

В женских именах заключена изначальная природная сила женственности. Ритм этой силы можно воспринять только чувствами. Архетип женственности несет в себе принцип изменчивости и особую вибрацию - вибрацию любви. Эта сила, или энергия направляется внутрь, и оказывает влияние на мысли и чувства, качество отношений, мироощущение. Также энергия женственности направляется и на внешние объекты. Это предметы, люди, растения, животные, и различные сферы деятельности. Благодаря такому влиянию вокруг внешних объектов формируется особая среда умиротворенности и любви. У силы женственности есть три вектора, или три ипостаси, через которые она себя проявляет: архетип Матери, архетип Возлюбленной, архетип Хранительницы. В каждом имени они реализуются по своему. Мать-Ольга и Мать-Татьяна, Возлюбленная-Ольга и Возлюбленная-Татьяна, Хранительница-Ольга и Хранительница-Татьяна - будут проявлять особенности этих архетипов по-разному, исходя из своих имен.

Имя является хранителем природных судьбоносных архетипов человека, его образа, который он демонстрирует миру.

С определенной долей условности можно сказать, что природная сила имени, его архетипика, организует психическую структуру человека, формирует его пол, внешность, манеру одеваться и т.п. Наши исследования показали: если в имени человека доминируют архетипы противоположного пола, то они, как правило, негативно влияют на его судьбу. Доминирование женских архетипов в имени мужчины гасит его мужскую природу, перенастраивая носителя имени на свой лад. То же относится и к именам женщин: присутствие и доминирование мужских архетипов блокирует их изначальную природу, превращая женщин в мужеподобные существа. Это связано с тем, что природная сила извлекается только из архетипа своего пола. Мужские архетипы - носители мужской силы, женские архетипы - женской.

Имидж-терапия

Итак, выбор имиджа, основывается на доминирующих архетипах, которые представлены в имени. Известно, что внешнее и внутреннее в человеке - неразделимо, и если он решил изменить что-то в себе, во взглядах на жизнь, то это обязательно отразится и на его внешности. Верно и обратное. Желание измениться говорит о каком-то внутреннем кризисе, разрушении старого уклада жизни, не обязательно кардинальном, но, так или иначе, направленном на развитие личности.

Значит ли это, что нет особого различия, с чего начинать новый этап в своей жизни - с обновления гардероба или психологических тренингов и самоанализа?

На первый взгляд да, но все зависит от того, чего мы ждем от своих действий и насколько серьезны причины, побудившие нас к изменениям.

Если женщина, у которой не складывается личная жизнь, решила радикально сменить содержимое своего платяного шкафа, и надеется после этого сразу же встретить мужчину своей мечты, то результат ее, скорее всего, серьезно разочарует. Многим знакома ситуация, когда купленная юбка через пару дней уже не нравится, и, кажется, не подходит ни к одной вещи в гардеробе, а ее цвет кажется кричащим до неприличия. В результате складывается впечатление, что проблема неразрешима.

А объясняется все просто: изменения были предприняты исходя из старого состояния, без осознания того, что именно мешает жить, и требует коррекции.

Действительно, если внешнее есть отражение внутреннего, то вполне справедливо предположить, что, внося определенные изменения во внешнее, мы можем скорректировать и внутренний мир, то есть добиться терапевтического эффекта. Но для начала необходимо увидеть, что конкретно мы хотим изменить в себе, и что собираемся получить в результате. Сделать это возможно, с помощью изучения имиджа через призму имени человека. Этим и занимается именная имидж-терапия.

Мы уже говорили, что имидж транслирует истинные природные желания человека, которые содержатся в имени. Таким образом, понять и повлиять на них возможно, только если человек слышит и знает себя, если он раскрыл свои именные судьбоносные коды. Например, мужчина с именем Х желает достичь успеха в бизнесе, проявить архетип воина, завоевать пальму первенства в борьбе с конкурентами. Но, анализ его имени выявляет следующее: архетипы Воина и Купца, так необходимые деловому человеку, вообще не представлены, есть архетип Крестьянина, Раба и женские архетипы. Сквозь эти коды имени и преломляются желания мужчины, которые просто недостижимы при таком раскладе. И как бы он ни старался выглядеть и действовать как настоящий бизнесмен, дела его не пойдут в гору, пока не будет создан новый успешный имидж, исходя из ресурса, сокрытого в кодах его имени.

Здесь важно понимать, что именная имидж-терапия не изменяет человека (для этого необходимо сменить имя), а, понимая связь между внешними атрибутами имиджа и именными архетипами, корректирует их проявления, или меняет полярность, исходя из задач, которое несет имя. Так мужчина может желать встретить истинную женщину, создать семью, воспитать много детей, но при этом его имя позволяет ему проявляться в мире, только как Воину, для которого женщина - всего лишь трофей. Естественно, что, пока опираясь на его имя, не будут найдены и активизированы образы Крестьянина и Монарха, «та самая» женщина в его жизни не появится.

Другой пример. Женщина с именем Y мечтает стать хорошей матерью, но в кодах ее имени доминируют мужские архетипы, определяющие ее имиджевые предпочтения: брючные костюмы, короткую стрижку и т.п. Получается, что декларируемое ею желание не выражается в образе, который она предъявляет миру, а напротив «глушится» им. И, значит, мечта останется только мечтой, так как имидж мужчины, в котором она пребывает, не способен в ней пробудить силу архетипа Матери.

Более того, имя женщины может быть представлено преимущественно женскими архетипами, но это не означает, что оно сбалансировано. Как правило, какой-то из архетипов берет верх и начинает занимать доминирующее положение. Например, архетип Матери. Он может быть представлен в имени так сильно, что женщина станет проявлять себя только в соответствии с ним, и если она захочет реализовать себя как Возлюбленную, то ей это не удастся. Вместо мужчины-возлюбленного, она обязательно притянет к себе мужчину-сына, которому нужна, прежде всего, мать, а не женщина.

Задача имиджа, с точки зрения именной имидж-терапии, в том и состоит, чтобы пробуждать энергию природного архетипа, присутствующего в имени, в соответствии с необходимостью.

Именные коллекции

Актуальность появления именной имидж-терапии, и особенно такого ее инструмента как создания именных коллекций особенно понятна, если, например, присмотреться к тому, как современные родители одевают детей.

Судя по всему, при выборе нарядов для своих чад, они опираются вовсе не на природные архетипы. Сегодня стиль жизни, особенно в отношении одежды, диктуют телевидение и популярные издания. Кинозвезды, фотомодели и другие знаменитости стали образцами для подражания. Решающим фактором выбора становятся «престижные», а не полезные для психического и физического здоровья вещи. Такая искусственность нарушает все законы природы и воспитания здоровой и гармоничной личности. Ребенок, вместо того, чтобы напитываться здоровыми проявленными природными образами, копирует искусственные и искаженные образцы, которые ослабляют его природную силу жизни, или, иначе говоря, - разрушают его Я.

Это действительно серьезная проблема, принимая во внимание, что для ребенка внешний мир, представленный через одежду - это также инструмент полового воспитания. Необходимо с самого детства успеть грамотно «застроить» будущее своего ребенка, особенно в возрасте 3, 5, 7 и 12 лет. Это базовые точки формирования психической структуры ребенка и его пола, это точки перехода. Здесь важно помочь ребенку сделать правильный выбор в пользу своего пола, своего жизненного пути. Поэтому не стоит рядить трехлетнего мальчика в девочку, это неминуемо отразится на его половой идентификации. Чем больше имидж ребенка соответствует плюсовым аспектам архетипов, которые представлены в его имени, тем больше жизненной силы он получает на пути своего развития, реализации возможностей и природного таланта. Но верно и обратное. Например, если в имени девочки начинают доминировать мужские образы, мешающие ее становлению как женщины, это неминуемо отразиться и на ее образе восприятия мира и самой себя. В таком случае, справедливо будет влиять на эту «отрицательную» мужскую составляющую ее имени, корректируя имидж девочки с помощью одежды, подобранной или сшитой с учетом ее имени. Речь может идти не просто об отдельных предметах гардероба, но и работе по подбору цвета, кроя, фактуры, словом создании «Именной коллекции» для раскрытия женственности. Или мужественности, если речь идет о мальчике.

тренинги для женщин, театр трансформаций, арт-терапия, имидж-терапия, сказкотерапия для женщин, как стать любимой и счастливой, пробуждение женственности, женская идентичность, как полюбить себя, исполнение желаний, как стать уверенной в себе, исцеление внутреннего ребенка, отношения мать и дочь, решение конфликтных ситуаций, преодоление страха и одиночества

МЕТОДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ, ИМИДЖ-ТЕРАПИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Волшебные сказки говорят о каких-либо необычных созидательных способностях. Волшебство связано с созиданием. Волшебник - СОЗИДАТЕЛЬ . Есть люди, которые в любой трудной жизненной ситуации удивительным образом разрешают все трудности. Они не поддаются панике и суете, верят в созидательную силу природы человека. Рядом с ними легко и светло, у них все получается. Это и есть ВОЛШЕБСТВО .

Каковы источники этого волшебного состояния души? Это внутренняя гармония и любовь, истинно женское состояние. К этому состоянию души мы все стремимся. Женщина, умеющая создавать такое внутреннее мироощущение и сохранять его, учит этому своих любимых мужчин и детей, притягивая этим своих близких. Такая женщина становится ВОЛШЕБНИЦЕЙ .

Как много дел, забот, проблем нам приходится решить, чтобы прикоснуться к этому состоянию. Но кто пережил его однажды, всю жизнь «подпитывается» этой энергией.

Проявление созидательной творческой преобразующей силы человека - преобразование окружающего пространства, способность влиять на события. Одним из инструментов влияния на реальность является метафора. Она подразумевает движение.

Сочиняя сказки о своем прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Такие сказки очень часто сбываются. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, но и программирует себя. Поэтому важно, чтобы сказка имела хороший конец. Именно хороший конец помогает авторам описать развернутую программу действий по достижению успеха. Умение видеть окончательный результат связан с аспектом волшебства.

Важно записывать свою авторскую сказку. Тогда происходит более глубокое и целостное видение ситуации. В процессе написания сказки становится явным то, что раньше было скрыто, на что не обращали внимания, о чем не задумывались. Все эти подводные камни влияют на результат происходящего. Можно пофантазировать о возможных средствах решения проблемы, нам доступно все, ведь мы же в сказке. Так и складываются истории, которые со временем сбываются, потому что мысль начинает как магнит притягивать возможности, плести кружево событий. Мысль материальна. Заменяя символами и образами свои конкретные желания и цели, вы оставляете Вселенной свободу выбирать, как вам подарить желаемое.

В жизни каждый из нас играет множество ролей. Мы можем быть одновременно женой, матерью, дочерью, подругой, начальницей и подчиненной… Но бываети так, что мы настолько привыкаем к какой-то одной роли, одному образу, что становимся его рабом, не имеющим право выбора. Негибкое состояние лишает человека спонтанности, естественности, жизненности.

И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданном амплуа. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ - смысл сказочной имидж-терапии. Только реальное переодевание, а не воображаемое изменение образа способно помочь найти альтернативные ипостаси самого себя.

Коснувшись красоты сказочного мира, в человеке ликует Внутренний Ребенок, исцеляет раны прошлого, питает себя заботой и любовью.

Для многих людей глубинные позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, накопивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реализовать, облачаясь в специально подбираемый сказочный костюм, материализует скрытые личностные тенденции и способности. Часто для нового самоощущения старый костюм не годится - процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку человека, каждую струну его Души, внешность.

С новым имиджем человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он приобретает дополнительную силу, новые возможности. Как мы бессознательно опираемся на свой Род, так же мы можем найти новую опору и в прожитой нами жизни сказочного существа.

В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Например, вечно заботливая, гиперответственная, безотказная женщина может превратиться на время в Королеву и обогатить себя ощущением особого женского достоинства, самоуважения, с правом требовать, контролировать, говорить «нет» окружающим без чувства вины.

Часто новый образ подчеркивает «естество» человека, то, что тщательно скрывается, ибо это и есть самое трепетное и ранимое.

Находясь в образе сказочного персонажа можно с одной стороны отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны проиграть и усилить необходимые ему модели поведения. Например, отыгрывая сложное внутренне состояние, не проецируя дискомфорт на окружающих, можно превратиться в Бабу Ягу, Пиратку, Кикимору, не боясь быть обвиненной. Если вы ощущаете в себе избыток сил, желание отдавать, дарить доброе, Вечное - можно преобразиться в Волшебницу, Фею.

C казкотерапия - особый стиль передачи жизненно важной информации, имеющий тайный шифр. Язык живой, неформальный, не директивный, образный.

Сказка - посредник, помогающий нам говорить на тонкие темы, созвучные нашей душе.

Жизненно важная информация поступает в наше подсознание и складывается там, потом начинает активно участвовать в нашей жизни. Через жизненные уроки человек постепенно преодолевает собственный эгоизм, и в его отношениях становится больше любви и заботы. Мы учимся через сказку проходить урок выбора, урок прощения, урок жертвенности или жизнестойкости, урок принятия собственной сути и предназначения, урок постижения Высших Ценностей.

Событийный поток, мелкие и крупные ситуации, происходят с нами в повседневности, все это слагаемые сюжета нашей жизни. Если приглядеться, можно увидеть мотивы известных с детства сказочных историй. Нравится нам это или нет, мы в своей жизни реально проживаем многие сказочные сюжеты. Каждый в своей неповторимой комбинации.

Тайна психологии пола скрыты в сказках, мифах, легендах. Надо только уметь расшифровывать женские и мужские архетипические сюжеты. Тогда откроются закономерности отношений, жизненных ситуаций и перипетий.

Существует некий набор испытаний, которые женщине необходимо пройти, чтобы прочувствовать и принять разнообразные грани архетипа Женственности (Девочка - Девушка - Женщина - Старуха), чтобы прожить много оттенков Любви.

Каждый сказочный сюжет имеет свои ловушки, подсказки, необходимые ресурсы, основные задачи, пути более эффективного прохождения.

Существуют основные сюжеты, которые чаще всего встречаются в жизни женщины, переплетаясь в ее судьбе причудливым способом:

1. «Мачеха и падчерица » (отношения с матерью, со свекровью). Отделение от матери, посвящение, первая женская инициация. Благословение на счастливую личную жизнь. Осознание собственной автономности, уникальности, природной силы.

2. «Спасительница ». Прохождение этапов женского развития, необходимых жизненных испытаний перед встречей со своим Избранником. Появление соперницы. Раскрытие любви в своем сердце.

3. «Красавица и хищник ». Встреча с мужчиной - хищником. Мужчина Хищник - тот, кто не любит женщину, лишь демонстрирует влюбленность. Для него важно подчинить себе женщину, заставить ее служить своим прихотям и порокам. Инициация, испытание на жизнестойкость при встрече со злом. Борьба и победа. Освобождение от иллюзий. Ложная любовь и подлинная любовь.

4. «Женское коварство ». Главная героиня оказывается в центре женской интриги, в результате которой она теряет свое женское счастье. В жизни многих женщин встречаются матери, свекрови, сестры, близкие подруги, активно «желающие ей добра». Они делают все возможное, чтобы посеять семена раздора между женщиной и ее возлюбленным.

5. «Ожидание пробуждения и спасения ». Героиня попадает в ситуацию, с которой не может справиться самостоятельно, ей требуется помощь прекрасного юноши. Она требуют спасения. Пассивное ожидание принца. Выбор достойнейшего благодаря своей пассивности.

6. «Разборчивая невеста ». Героиня проявляет изобретательность и активность, устраивая потенциальным женихам всевозможные испытания.

7. «Отшельница ». Это женщина Жрица. Она недоступна и величественна, мудра и сильна. Она хранительница многих Тайн, готова помочь тем героям, действия которых не будут иметь разрушительных последствий в долгосрочной перспективе.

Женские сказки - удивительные послания нашей душе, бережно зашифрованные и украшенные яркими образами. Через сказки в нас проникает многогранная Женская Тайна. А исследуя свой жизненный сюжет, мы обнаруживаем хитросплетение архетипических женских сюжетов. Мы увидим, что проблемы - испытания предсказуемы, о ловушках нас неоднократно предупреждали, а ресурсов более чем достаточно. (c) LILA Психологический центр-студия | | Москва ЮВАО+ЦАО |


Самое обсуждаемое
Экономическая оценка эффективности деятельности предприятия и пути её повышения (на примере ООО Экономическая оценка эффективности деятельности предприятия и пути её повышения (на примере ООО "Фрост и к")
Санитарно - гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) Санитарно - гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления)
Презентация на тему Презентация на тему "строение и работа сердца" Скачать презентацию работа сердца


top