Экологические принципы в концепции устойчивого развития. Презентация: Концепция устойчивого развития новая социально-экономическая парадигма Презентации социальные аспекты устойчивого развития

Экологические принципы в концепции устойчивого развития. Презентация: Концепция устойчивого развития новая социально-экономическая парадигма Презентации социальные аспекты устойчивого развития

В 80-х гг. человечество договорилось о мерах по предотвращению загрязнения: возникла концепция «безотходного производства», одним из практических шагов общества по снижению загрязнения стало подписание ряда договоренностей (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Хельсинки, 1985 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозке особо опасных отходов и их удалением, 1987 г. и др.).


В 1987 г. Всемирная Комиссия по Окружающей Среде и Развитию, созданная за три года до этого по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН и возглавляемая премьер-министром Норвегии Гро Харлем Брундтланд, сделала устойчивое развитие темой своего доклада, озаглавленного «Наше будущее».




90-е гг. способствовали пониманию человечеством необходимости управления состоянием окружающей среды. Все более очевидным становится необходимость поиска новых путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным из таких путей сокращения техногенного воздействия в развитых странах мира стало развитие экологически эффективного бизнеса и экологического менеджмента.




Устойчивое развитие включает в два ключевых понятия Понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения) Понятие ограничений, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.


Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах. 1.Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер 2.Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны 3.Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь


4.согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами с экологическими возможностями планеты 5.Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах




Стратегия устойчивого эколого-экономического развития предполагает отказ от экстенсивного экономического роста, базировавшегося на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению по принципу «максимального эффекта с минимальными затратами».


Экономное, хозяйственное использование природных ресурсов включает: всемерную рационализацию производства; всемерную рационализацию производства; его комплексность; его комплексность; минимизацию отходов; минимизацию отходов; ликвидацию потерь; ликвидацию потерь; широкое применение вторичного сырья; широкое применение вторичного сырья;


Решение экологических проблем Основным из путей решения экологических проблем в промышленно развитых странах стало развитие экологического менеджмента Система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ Основными причинами составления экологических отчетов являются: давление со стороны потребителей и общественности; требования акционеров, инвестиционных Фондов, ведущих корпораций; новые отраслевые стандарты; демонстрация действий компании в выполнении принятых обязательств; фокусирование деятельности по охране окружающей среды внутри компании.

Слайд 2

В 80-х гг. человечество договорилось о мерах по предотвращению загрязнения: возникла концепция «безотходного производства», одним из практических шагов общества по снижению загрязнения стало подписание ряда договоренностей (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Хельсинки, 1985 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозке особо опасных отходов и их удалением, 1987 г. и др.).

Слайд 3

В 1987 г. Всемирная Комиссия по Окружающей Среде и Развитию, созданная за три года до этого по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН и возглавляемая премьер-министром Норвегии Гро Харлем Брундтланд, сделала устойчивое развитие темой своего доклада, озаглавленного «Наше будущее».

Слайд 4

В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития

Слайд 5

90-е гг. способствовали пониманию человечеством необходимости управления состоянием окружающей среды. Все более очевидным становится необходимость поиска новых путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным из таких путей сокращения техногенного воздействия в развитых странах мира стало развитие экологически эффективного бизнеса и экологического менеджмента.

Слайд 6

Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности

Слайд 7

Устойчивое развитие включает в два ключевых понятия

Понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения)

Понятие ограничений, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Слайд 8

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.

1.Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер

2.Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны

3.Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь

Слайд 9

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах

4.согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами с экологическими возможностями планеты

5.Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли

Слайд 10

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ?

Экологически устойчивое развитие – развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды

Слайд 11

Стратегия устойчивого эколого-экономического развития

предполагает отказ от экстенсивного экономического роста, базировавшегося на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению по принципу «максимального эффекта с минимальными затратами».

Слайд 12

Экономное, хозяйственное использование природных ресурсов включает:

  • всемерную рационализацию производства;
  • его комплексность;
  • минимизацию отходов;
  • ликвидацию потерь;
  • широкое применение вторичного сырья;
  • Слайд 13

    Решение экологических проблем

    Основным из путей решения экологических проблем в промышленно развитых странах стало развитие экологического менеджмента

    Система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики

  • Слайд 14

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

    Основными причинами составления экологических отчетов являются:

    • давление со стороны потребителей и общественности;
    • требования акционеров, инвестиционных Фондов, ведущих корпораций;
    • новые отраслевые стандарты;
    • демонстрация действий компании в выполнении принятых обязательств;
    • фокусирование деятельности по охране окружающей среды внутри компании.
  • Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    В 80-х гг. человечество договорилось о мерах по предотвращению загрязнения: возникла концепция «безотходного производства», одним из практических шагов общества по снижению загрязнения стало подписание ряда договоренностей (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Хельсинки, 1985 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозке особо опасных отходов и их удалением, 1987 г. и др.).

    Cлайд 3

    В 1987 г. Всемирная Комиссия по Окружающей Среде и Развитию, созданная за три года до этого по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН и возглавляемая премьер-министром Норвегии Гро Харлем Брундтланд, сделала устойчивое развитие темой своего доклада, озаглавленного «Наше будущее».

    Cлайд 4

    В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития

    Cлайд 5

    90-е гг. способствовали пониманию человечеством необходимости управления состоянием окружающей среды. Все более очевидным становится необходимость поиска новых путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным из таких путей сокращения техногенного воздействия в развитых странах мира стало развитие экологически эффективного бизнеса и экологического менеджмента.

    Cлайд 6

    Устойчивое развитие удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности

    Cлайд 7

    Устойчивое развитие включает в два ключевых понятия Понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения) Понятие ограничений, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

    Cлайд 8

    Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах. 1.Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер 2.Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны 3.Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь

    Cлайд 9

    4.согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами с экологическими возможностями планеты 5.Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах

    Cлайд 10

    ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ? Экологически устойчивое развитие – развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды

    Cлайд 11

    Стратегия устойчивого эколого-экономического развития предполагает отказ от экстенсивного экономического роста, базировавшегося на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению по принципу «максимального эффекта с минимальными затратами». Начать

    Сегодня стало понятным, как отмечает
    А.Д. Урсул, что модель образования XXI века
    должна претерпеть кардинальные трансформации и ориентироваться в своей основе
    не на прошлое (консерватизм), а на будущее
    (футуризм).
    Однако будущее в принципе неопределенно
    и альтернативно.
    Как Вы понимаете последнее положение?

    Развитие концепции в будущем

    И все же в футурологическом подходе можно существенно
    уменьшить неопределенность грядущего, когда из различных
    альтернатив и поисковых прогнозов удается вычленить спектр
    наиболее желаемых и одновременно наиболее реальных
    тенденций, которые поддаются управлению.
    Так произошло и с концепцией устойчивого развития –
    новой моделью желаемого общецивилизационного развития. С
    этой точки зрения модель образовательной системы XXI века как
    прогностического образования должна ориентироваться на
    модель устойчивого развития цивилизации. Опережающее
    образование нацелено на созидание желаемого будущего, в
    котором неопределенно долго будет развиваться человечество в
    коэволюции с сохраняющейся биосферой. При этом процесс
    футуризации образования и иных сфер социоприродной
    деятельности приведет к становлению информационноэкологического общества.

    В 1987 г. Международная Комиссия ООН по окружающей
    среде и развитию (председатель – Г. Х. Брундтланд) в своем
    отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре
    экономического развития, безопасного для окружающей
    среды». Комиссия отметила, что «человечество способно
    сделать
    развитие
    устойчивым

    обеспечить
    удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску
    способность будущих поколений удовлетворять свои
    потребности».

    Позиция ООН по вопросам окружающей среды

    Таким образом,
    необходим переход к устойчивым
    формам
    развития,
    которые
    требуют
    разумных
    взаимоотношений с окружающей средой. Перспективу на этом
    пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI
    век», принятая на Конференции ООН по окружающей среде и
    развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро и материалы
    Международного саммита «Рио+10» (Иоханнесбург, 2002 г).

    В документах Конференции первые два тезиса сформулированы
    следующим образом:
    «Все государства и все люди будут сотрудничать в
    осуществлении крайне важной задачи устранения бедности
    как необходимого требования для того, чтобы уменьшить
    неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять
    требования большинства людей в мире».
    «Для достижения устойчивого развития и более высокого
    качества жизни для всех людей государствам следует
    ослабить и исключить экологически неприемлемые
    производство и потребление и поддержать необходимую
    демографическую политику».
    Человечество может существовать на планете только в
    довольно узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид,
    человек имеет свою экологическую нишу – систему взаимоотношений
    с окружающей средой, законы развития которых человеку
    необходимо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих
    законов может привести человечество к катастрофическим
    последствиям.

    Стратегия выживания

    Таким образом, человечество
    стоит
    сегодня
    перед
    важной
    проблемой выработки стратегии
    своего выживания на планете. В
    связи
    с
    этим
    Н.Н.
    Моисеев
    определяет устойчивое развитие как
    «реализацию стратегии человека,
    его пути к эпохе ноосферы, т.е. к
    состоянию коэволюции Общества
    и Природы». При этом под
    коэволюцией (от лат. «co» –
    совместно)
    следует
    понимать
    совместную эволюцию социальной и
    природной систем, объединенных
    тесными экологическими связями,
    при
    которых
    эволюция
    одной
    системы зависит от эволюции другой
    и одновременно влияет на нее.

    Проблема

    1
    2
    Борьба с
    бедностью
    В мире насчитывается 157 миллиардеров, почти 2
    миллиона миллионеров и более 1,1 миллиарда человек,
    доход которых меньше 1 доллара США в день. Пути
    преодоления
    бедности:
    обеспечение
    заработков;
    самообеспеченность бедных стран и сокращение
    зависимости от богатых стран; увеличение численности
    трудоспособного населения; устойчивое развитие и
    сохранение природных ресурсов; совершенствование
    образовательной
    системы;
    планирование
    семьи;
    финансовая помощь.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Изменение
    структур
    потребления
    Расточительный
    образ
    жизни
    богатой
    части
    человечества – одна из причин деградации среды и
    истощения природных ресурсов. В то же время бедные
    не могут получить минимально необходимое для жизни.
    Альтернатива состоит в том, что необходимо установить
    во всем мире такую норму потребления, какую Земля
    может выдержать в течение длительного времени.
    Необходимо уменьшить энергетические и сырьевые
    затраты, развивать экологически чистые технологии и
    др.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Население и
    устойчивость
    В 1993 г. население мира составило более 5, 5 млрд.
    человек и, как прогнозируют ученые, к 2020 г. достигнет
    8 млрд. человек. Глобальные демографические
    проблемы условно представлены на диаграмме.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Защита и
    улучшение
    здоровья людей
    Здоровье людей зависит от состояния окружающей среды.
    Стратегические задачи в области здравоохранения к 2000
    году:
    мобилизовать усилия на борьбу со спидом;
    бороться с туберкулезом и другими тяжелыми
    заболеваниями;
    сократить детскую смертность;
    создать эффективные службы контроля за состоянием
    здоровья населения;
    обеспечить право мужчин и женщин определять
    количество своих детей и сроки их рождения;
    удовлетворить потребность населения в питьевой воде,
    здоровой пище;
    защищать здоровье детей;
    защищать окружающую среду от вредных для здоровья
    выбросов, отходов.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Устойчивые
    поселения
    (урбанизация)
    К 2000 году половина населения мира будет жить в
    городах. Урбанизация общества является частью процесса
    экономического развития, в городах производится 60%
    валового национального продукта. Рост городского населения
    в развитых и развивающихся странах неодинаков (см.
    диаграмму).
    Защита
    атмосферы
    Главный источник выбросов в
    производство и потребление энергии.
    атмосферу

    это

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Рациональное
    использование
    земельных
    ресурсов
    Плодородие почвы снижается вследствие водной и
    ветровой эрозии, а также химической и физической
    деградации. Среди причин деградации почвы отмечают
    чрезмерное пастбищное животноводство; оскудение и
    вымирание
    лесных
    массивов;
    сельскохозяйственную
    деятельность; чрезмерную эксплуатацию земель и др.
    Борьба с
    уничтожением
    лесов
    Леса играют важнейшую роль в сохранении почвы и
    воды, поддержании здоровой атмосферы и биологического
    разнообразия
    растительного
    и
    животного
    мира.
    Правительствам
    следует
    разработать
    программы
    национальных действий для устойчивого развития лесного
    хозяйства.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Борьба с
    опустыниванием и
    засухой
    Опустынивание – это процесс деградации земли,
    вызванный изменением климата и деятельностью человека.
    Особенно этому процессу подвержены засушливые земли.
    Наиболее явными последствиями опустынивания являются
    деградация пастбищных угодий и падение производства
    продуктов питания. Засуха и опустынивание являются также
    причинами бедности и голода.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Защита и
    рациональное
    использование
    океанов
    Около 70% загрязнения морской среды связано с
    наземными источниками, включая большие и малые города,
    промышленность, строительство, сельское хозяйство и
    туризм. Большой экологический стресс испытывают океаны в
    результате чрезмерного вылова рыбы и моллюсков (до 90
    млн. т
    ежегодно) и ухудшения состояния берегов и
    коралловых рифов.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Охрана и
    рациональное
    использование
    пресной воды
    Проблема пресной воды сегодня стала одной из
    важнейших экологических проблем. К 2000 г. должны быть
    выполнены следующие задачи:
    обеспечить всех жителей городов из расчета на одного
    человека минимум 40 литрами питьевой воды в день;
    установить и применять нормы по удалению и
    обезвреживанию муниципальных и промышленных стоков;
    обеспечить жителям всех сельских районов доступ к
    экологически безопасной воде и др.
    Повышение
    безопасности
    использования
    токсичных
    химических
    веществ
    Химические вещества используются во всем мире.
    Существует около 10000 коммерческих химических веществ,
    хотя на долю лишь 1500 из них приходится 95% мирового
    производства. В настоящее время еще не достигнуто всеобщее
    соглашение о торговле токсичными и опасными продуктами.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Удаление твердых
    отходов и сточных
    вод
    Быстрое увеличение объемов бытовых отходов и сточных
    вод в городах создает угрозу здоровью населения и
    окружающей среде. Ежегодно 5,2 млн. человек, включая 4
    млн.
    детей,
    умирают
    от
    заболеваний,
    вызванных
    неэкологичным удалением сточных вод и твердых отходов. К
    2025 году объем отходов может возрасти в 4–5 раз.
    Удаление
    радиоактивных
    отходов
    Опасность, которую представляют собой радиоактивные
    отходы, требует сокращения объема их выработки, безопасной
    транспортировки и ликвидации. Ежегодно при работе АЭС
    образуется 200 тыс. м3 отходов с низкой и 10 тыс. м3 отходов с
    высокой радиоактивностью.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Роль детей и
    молодежи в
    обеспечении
    устойчивого
    развития
    Программы развития должны гарантировать молодежи
    безопасное будущее, в том числе благоприятную для здоровья
    окружающую среду, более высокий жизненный уровень,
    образование и работу. Молодежь составляет почти 1/3
    населения планеты, а во многих развивающихся странах –
    половину их населения. Образовательный уровень должен
    повыситься настолько, чтобы к 2000 году более половины
    юношей и девушек в каждой стране имели возможность
    получить среднее или профессиональное образование. В
    образовании молодежи следует проводить занятия по
    вопросам, связанным с проблемами окружающей среды и
    развития.

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    Проблема
    Краткая характеристика проблемы
    1
    2
    Наука и
    образование в
    целях устойчивого
    развития
    Научные исследования в настоящее время служат целям
    выживания человечества. В XXI веке могут произойти
    опасные изменения в биосфере. Ученые исследуют
    проблемы: изменения климата, роста потребления ресурсов,
    демографических тенденций, деградации среды, путей
    использования
    энергии
    и
    ресурсов,
    космических
    исследований биосферы, влияния среды на здоровье людей и
    др. Программа должна обеспечить образование и
    просвещение по вопросам развития и сохранения
    окружающей среды для людей всех возрастов. Экологическое
    образование – необходимое условие устойчивого развития
    человечества.

    Конференция ООН по окружающей среде и развитию

    В июне 1997 г. в Нью-Йорке (США) состоялась очередная Сессия
    Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и
    развитию, посвященная обсуждению итогов 5-летнего периода по
    становлению устойчивого развития человечества (после Конференции
    1992г. в Рио-де-Жанейро). В работе форума принимали участие
    представители свыше 60 стран мира.

    Конференция ООН по окружающей среде и развитию

    С 26 августа по 4 сентября 2002 г. в Иоханнесбурге (ЮАР)
    прошел Международный саммит по проблемам окружающей среды
    и устойчивому развитию. Приветствуя участников саммита
    генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал: «Мы живем на
    одной планете, будучи связаны тонкой и сложной сетью
    экологических,
    социальных,
    экономических
    и
    культурных
    взаимоотношений, которые определяют нашу жизнь. достижение
    устойчивого
    развития
    потребует
    проявления
    большой
    ответственности – за экосистемы, от которых зависит жизнь
    всей планеты, за судьбу каждого человека в составе единого
    человеческого
    сообщества
    и
    за
    будущие
    поколения.
    Йоханнесбургская встреча на высшем уровне 2002 г. дает
    возможность возобновить поиск путей построения более
    устойчивого будущего.»

    Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель:

    Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

    Задачи:

    Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

    Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

    Воспитательные:

    Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

    Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

    Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

    Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Изучение нового материала

    Концепция устойчивого развития

    Ухудшение экологической обстановки во многих регионах земного шара и на планете в целом требует все более энергичных международных усилий, объединения всего человечества для за-щиты жизни на планете.

    В 1983 г. Всемирная Комиссия ООН по окружающей среде и развитию в своем отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре экономического развития , безопасного для окружаю-щей среды».

    Комиссия отметила, что «человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих по-колений удовлетворять свои потребности». Таким образом, не-обходим переход к устойчивым формам развития, которые тре-буют разумных взаимоотношений с окружающей средой. Пер-спективу на этом пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции ООН по окружаю-щей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

    В документах Конференции первые два тезиса сформулиро-ваны следующим образом:

    «Все государства и все люди будут сотрудничать в осуще-ствлении крайне важной задачи устранения бедности как необ-ходимого требования для того, чтобы уменьшить неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять требования большин-ства людей в мире».

    «Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государствам следует ослабить и исключить экологически неприемлемые производство и потреб-ление и поддержать необходимую демографическую политику».

    Остальные тезисы Конференции прямо или косвенно связаны с первыми двумя. В таблице № 5 вы можете ознакомиться с ос-новными проблемами, обсуждавшимися на Конференции ООН в июне 1992 г.

    Человек - естественный компонент биосферы , он возник в результате ее эволюции, и на него, как и на все остальные виды, распространяются законы биосферы.

    Человечество может существовать на планете только в доволь-но узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид, чело-век имеет свою экологическую нишу - систему взаимоотношений с окружающей средой, законы развития, которых человеку необходи-мо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих законов может привести человечество к катастрофическим последствиям.

    Таким образом, человечество стоит сегодня перед важной проблемой выработки стратегии своего выживания на планете. В связи с этим Н. Н. Моисеев" определяет устойчивое развитие как «реализацию

    Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

    СТРАТЕГИИ человека, его пути к эпохе ноосферы, т. е. к состоянию коэволюции Общества и Природы». При этом под коэволюцией следует понимать совместную эволюцию социальной и природной систем, объединенных тесными экологи-
    ческими связями, при которых эволюция одной системы зависит от эволюции другой и
    одновременно влияет на нее. Следует отметить, что в науке проблема устойчивого развития еще не нашла однозначного, принятого всеми учеными объяснения. Концепция устойчивого развития сегодня еще в начале своего теоретического и практического подтверждения.

    Главный источник выбросов в атмосферу - это производство и потребление энергии

    В июне 1997 г. в Нью-Йорке состоялась Очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5 летнего периода по становлению устойчивого развития челове-чества (после Конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро).

    В работе форума принимали участие представители свыше 60 стран мира. Делегацию России возглавлял премьер-министр В. С. Черномыр-дин. В своем выступлении отметил приоритетность проблем экологии, экономики, выживаемости человечества в разработке стратегических направлений устойчивого развития России.

    Запросы и задания

    1.Определите в порядке наибольшей важности выдвину-тые руководителем Римского клуба А. Печчеи социаль-ные и экологические проблемы, стоящие перед челове-чеством

    бесконтрольное распространение человека, засе-ляющего планету;

    неравенство в обществе;

    голод и недоедание;

    безработица;

    инфляция;

    энергетический кризис;

    недостаток природных ресурсов;

    устаревшая система образования;

    неграмотность населения;

    преступность;

    наркомания;

    ядерное вооружение;

    коррупция среди политиков;

    бюрократизм;

    деградация (разрушение) природной среды;

    упадок моральных ценностей;

    утрата веры в будущее;

    недопонимание опасности экологических бедствий;

    военные конфликты.

    Попытайтесь обосновать предложенное вами ранжирование современных проблем.

    2.Перечислите основные тезисы «Повестки дня XXI века» и дайте им свое объяснение.

    3.На основании предложенных в таблице №6 определе-ний сформулируйте свое трактование термина «устой-чивое развитие».

    Что такое устойчивое развитие ?

    О Концепции устойчивого развития

    Устойчивое развитие: новая стратегия планеты Земля

    17 целей в области устойчивого развития

    Ресурсы :

    С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

    Хостинг презентаций


    Самое обсуждаемое
    Шаблоны резюме, чтобы устроиться на работу Шаблоны резюме, чтобы устроиться на работу
    Презентация к уроку обществознания Презентация к уроку обществознания "свобода в деятельности человека"
    Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие "Хочу всё знать!


    top