Тренинг мотивации упражнения для тренинга. Тренинг по мотивации для персонала и всех. Игры для тренинга «Нематериальная мотивация»

Тренинг мотивации упражнения для тренинга. Тренинг по мотивации для персонала и всех. Игры для тренинга
«Нематериальная мотивация»

Дина Фомина
Картотека упражнений для развития мотивационной сферы

Упражнения для развития мотивационной сферы

Возраст: подростковый, взрослый.

Упражнения помогут развивать мотивационную сферу для тех, кто впал в апатию или хочет чего-то добиться, но понимает, что не хватает силы воли, не может достаточно себя замотивировать. Особенно полезно перед (или вовремя) экзаменами или аттестациями, а также для тех, кто подвержен прокрастинации.

Упражнение 1. Активизируй воображение

Это упражнение разработано на основе идей НЛП. Для его выполнения нужно активизировать свое воображение: чем ярче вы способны вообразить успех, славу и счастье в будущем, чем более крепкую связь установите с определенными формами деятельности - тем более сильным будет эффект от упражнения. Основная идея - сформировать новое отношение к вашей деятельности, сделать ее более интересной и привлекательной для вас. Одноразового выполнения упражнения, конечно же, недостаточно. Чем чаще вы выполните предложенные вам задания, тем сильнее они повлияют на вашу мотивационную сферу.

Задания

1. Вообразите как можно ярче, что вы достигли своей цели, что

ваша мечта осуществилась, что успех, слава, богатство и счастливая жизнь наконец стали реальностью. Создайте картинку приятного, счастливого будущего.

2. Вообразите, как вы настойчиво (но с удовольствием) много

работаете ради вашей цели. Следует как можно ярче «прокрутить» в воображении картинки того, как вы с огромным наслаждением занимаетесь определенной деятельностью (например, это может быть учеба или профессиональная деятельность). Иногда эта деятельность достаточно сложна, вы ощущаете трудности, но вам интересно и вы стремитесь преодолеть препятствия и достичь своей цели.

3. Попробуйте эти две картинки связать друг с другом. Например, как результат длительной работы и значительных усилий - успех, счастье, богатство и слава. Пытайтесь сочетать эти картинки в определенной последовательности.

Упражнение 2. Успех в прошлом

Использование позитивных эмоций, которые связаны с успехами в прошлом, для формирования новых мотивационных отношений.

Задания

1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали значительный успех. Закройте глаза и представьте себе это ярко. Создайте картинку в воображении. Обратите внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или сопровождают ее.

3. Разместите в воображении эту картинку туда же, где была и предыдущая. Ваше задание заключается в том, чтобы эти две картинки наложить друг на друга. Стремитесь пережить радость, удовлетворение от будущего успешного завершения дела (достижение цели) так, как вы ощущали это в прошлом.

Упражнение 3. Эмоциональное насыщение

Предметы и объекты, которые нравятся человеку, наделяются позитивными эпитетами. Определенные слова связываются в вашем воображении с успехом, красотой, совершенством. Они имеют позитивный эмоциональный смысл (например, слова «замечательно!», «прекрасный», вызывают позитивные эмоции. Используя эти эпитеты, «привязывая» их к предметам и к отдельным элементам, можно сформировать интерес к ним. Вследствие эмоционального насыщения (сочетание с позитивными, «приятными» эпитетами и эмоциями) определенные предметы становятся для вас более привлекательными и интересными. Для того чтобы сформировалось соответствующее позитивное отношение к предметам (объектам) вашей деятельности, процесс эмоционального насыщения должен быть достаточно длительным.

Задания

1. Выпишите 20 слов, которые вам больше всего нравятся, которые вызывают позитивные эмоции.

2. Запишите 15-20 прилагательных (эпитетов, которыми вы наделяете нравящиеся вам предметы (например, «чудесный», «прекрасный»).

3. Запишите 10 компонентов (структурных компонентов или параметров) предмета (объекта, к которому вы хотите сформировать интерес. Например, если это автомобиль, то среди элементов могут быть мотор, тормоза, руль, корпус, дизайн. А если вы стремитесь развить свой интерес к психологии, то в качестве компонентов могут выступать психические процессы и функции (память, внимание, воображение, мышление, мотивация и т. п.).

4. Каждый компонент (элемент) вашей деятельности (из десяти записанных) насыщайте позитивными (приятными для вас) эпитетами. Охарактеризуйте каждый элемент (структурный компонент) с позитивной стороны.

Упражнение 4. Новое имя

Имя, как и любое другое слово, которое часто употребляется, имеет психологическое влияние на человека. Меняя его (или прибавляя к нему определенные эпитеты или характеристики, которые становятся неотъемлемыми атрибутами имени, можно изменить и мотивацию субъекта. Достаточно только называть себя в течение определенного времени новым именем (не обя-зательно требовать этого же от окружающих).

Называя себя новым именем, прибавляя к своему имени эпитеты или характеристики, со временем можно ожидать определенных изменений в своей мотивации. Например, Виктор во внутреннем диалоге стал называть себя настойчивый Виктор, а Артур дополнил свое имя словом «труженик» и, обращаясь к себе, называл себя Артур-труженик.

Задания

1. Придумайте себе соответствующее имя, которое символизировало бы настойчивость, целенаправленность, силу воли в достижении цели и имело бы мотивационное влияние на вас.

2. Придумайте 4 варианта имени (в соответствии с заданиями, которые вы ставите перед собой). Несколько вариантов являются необходимым во избежание нежелательного автоматизма в использовании обычных для вас штампов (ведь бывает, что слова, которые часто употребляются, становятся штампами и не вызывают ни образов, ни эмоций).

3. Вообразите несколько ситуаций, связанных с новым для вас именем. Желательно, чтобы слово или характеристика вызывало у вас конкретные образы (ситуации). Избегайте абстрактных понятий, «пустых слов», которые не вызывают никаких образов и эмоций. Запишите несколько воображаемых (но вполне возможных) ситуаций, связанных со своим новым именем.

4. Называйте себя так в течение определенного времени во внутреннем диалоге, в обращении к самому себе. Для того чтобы это упражнение имело существенное психологическое влияние, должно пройти длительное время, в течение которого вы будете называть себя новым именем и будете выполнять задания, связанные с этим. Зафиксируйте, сколько раз в день удалось обращаться к себе по-новому и какое влияние это имело на вашу мотивацию.

5. Используя новое имя, напишите несколько коротких рассказов о себе (реальных, с прошедшими или теперешними успехами, или фантастических, с мечтами о достижении в будущем). Приблизительная тематика рассказов:

1. Как я (с новым именем) настойчиво работаю и достигаю успехов.

2. Я (с новым именем) обязательно достигну успехов.

Упражнение 5. Составь наставления другим людям

Обучая других - мы учимся также и сами, убеждая других - мы убеждаем также и самого себя, побуждая или мотивируя других - мы побуждаем, мотивируем и самого себя. Исходя из этой закономерности, можно предложить следующее задание.

Вы должны убедить другого участника группы (вообразите, что перед вами ваш подчиненный или ребенок, который нуждается в ваших установках, что с заданием можно легко справиться. Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою речь.

Пример: Андрей, выполняя данное упражнение, выбрал несколько изречений, которые ему больше всего нравились и которые имели наибольшее влияние на него.

Успех приходит к тому, кто верит в него, кто много работает и не отклоняется от своей цели.

Ты обязательно достигнешь успеха, если всю энергию направишь на ее достижение.

Исключи из своего лексикона слово «невозможно». Если настойчиво работать, шаг за шагом приближаясь к цели, - все возможно.

Сначала он выбрал для девиза первое изречение. Впоследствии для разнообразия нанес на табличку еще одно изречение.

Ты обязательно достигнешь успеха, если всю свою энергию направишь на достижение своей цели.

Выбрав несколько девизов, Андрей нанес их на табличку, которую расположил на своем рабочем столе. Такая работа (в комплексе с другими упражнениями мотивационного тренинга) содействовала заметному росту его мотивации достижения.

Упражнение 6. Указывая ошибки - отметьте улучшения

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше.

2. Пусть трудностей еще немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед.

3. Пусть не все еще удается, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.

Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определенных аспектов деятельности. Некоторые родители и воспитатели склонны считать, что если ребенку указать на его ошибки, то он будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать ребенку только на недостатки, не поощряя, не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к учителю, воспитателю или родителям). Для того чтобы побуждать ребенка к учению (или взрослого к работе, следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.

Задание

Укажите на недостатки, ошибки ученика (подчиненного, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.

Упражнение 7. Сформируй позитивный образ «Я»

Часто чувство собственной беспомощности, низкая самооценка являются следствием негативного самовосприятия: человек видит в себе много нежелательных черт характера, недостатков, слабостей. Такой образ своего «Я» оказывает негативное влияние на мотивацию и деятельность личности.

Когда вы чувствуете себя беспомощными и бессильными в определенной деятельности, то, как правило, не будете прилгать значительных усилий; ваша мотивация в таком случае будет низкой. А когда вы уверены в себе, то ваше отношение к деятельности будет совсем иным.

1. Поразмышляйте и запишите ваши положительные черты характера (5 вариантов, особенности личности, которые помогают вам в работе (учебе) и в жизни.

2. Вспомните и запишите ваши успехи (5 вариантов). Поразмышляйте, какие ваши особенности (способности) обусловили эти достижения.

3. Поразмышляйте (или посоветуйтесь с психологом) относительно перспектив, возможностей и методов развития некоторых способностей и навыков, важных для вашей деятельности. Всегда есть возможности для совершенствования, а осознание путей и методов развития даст вам значительный мотивационный заряд.

4. Вспомните и запишите позитивные высказывания, одобрения в ваш адрес со стороны друзей, родителей, учителей, руководителей (3 варианта). Какое мотивационное влияние они имели?

5. Выберите человека с низкой самооценкой, которому вы могли бы помочь приобрести позитивный образ «Я». Вспомните его положительные черты и особенности. Поразмышляйте и запишите, каким образом, используя их, можно было бы поддержать, подбодрить человека, который разочаровался в своей деятельности, и помочь сформировать у него позитивный образ «Я».

6. Поразмышляйте, как можно было бы усовершенствовать ваши методы работы, что можно было бы улучшить, продумайте перспективы и возможности развития. Вы способны придумать много нового, что может не только изменить вас, но и помочь другим (в первую очередь это касается вашей профессиональной деятельности). Осознание перспектив, возможностей усовершенствования является не только существенным мотивационным фактором, но и повышает смооценку и влияет на позитивность образа «Я». Запишите шесть вариантов.

Упражнение 8. Похвала самому себе

Научиться одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя, поскольку это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

Задания

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т. п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъем, в котором пребывали в ситуации успеха и победы.

2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов. Например: «Молодец! Чудесная работа/ Так и дальше держать!»

Упражнение 9. Источник энергии

Вообразите вашу деятельность (к которой стремитесь развить интерес) как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т. п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.

Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные клетки.

Вдыхайте, воспринимайте эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как легкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.

Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.

Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.

Литература: С. Занюк "Психология мотивации"

Тренинг «Повышение мотивации профессиональной деятельности»

Цель и задачи тренинга Данная модель тренинга ориентирована преимущественно на оптимизацию профессиональных установок участников в сфере мотивации педагогической деятельности.
Целью тренинга мотивации профессионального самосовершенствования педагогов является актуализация потребности в саморазвитии, осознание возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения педагогического профессионализма.

Я прошу вас сейчас оставить мысли о работе и посвятить этот час самим себе. Мы начинаем занятие, но сначала ознакомимся с правилами тренинга.

Упражнение-активатор «Приветствие».

Цель: снятие барьеров в общении, переход в позицию «на равных» (партнерское взаимодействие), физическое и эмоциональное раскрепощение.

Разделитесь на две команды. Я прошу вас поприветствовать друг друга по типу футбольных команд. Но делать это мы будем, тем способом, который я вам предложу. Старайтесь делать искренне и получить удовольствие от общения в таком необычном формате. (ведущий предлагает поздороваться друг с другом взглядом, рукопожатием, прикосновением, объятием и т.д.).

Правила работы в тренинге:

Для того чтобы наше занятие было эффективным, надо принять правила работы группы.

Я буду зачитывать пословицу, а вы - подбирать к ней правило.

Знание делает жизнь красивой -Быть открытым для новых знаний

Как тут говорить, коль не дают и рта раскрыть -Не перебивать

Надо знать, что и где сказать -Придерживаться темы

В труде быстро время бежит - Соблюдать регламент

Сказал куме, а та - всей слободе -Соблюдать конфиденциальность

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться- Быть доброжелательной к другим

Имя как аббревиатура».
Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в дан ном кругу, а затем «расшифровать» имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. Если участник называет себя по имени отчеству, «расшифровать» достаточно только имя.

Например: ИРИНА.
И - искренняя, Р - решительная, И - инициативная, Н - независимая, А - альтруистка.
Затем участникам предлагается назвать свое имя, а также его «расшиф ровку». А мы продолжим работу упражнением «Продолжи фразу…»

Упражнение «Продолжи фразу…»

Цель: установление доверия в группе, формирование групповой сплоченности, погружение в атмосферу тренинга, актуализация личностных установок.

Учителя, по-очереди, вытягивают записки с неоконченными предложениями, зачитывают их вслух и заканчивают фразы: Я, как и все мы….; Я горжусь своей работой, когда я…; Моя работа для меня…; Если б я не работала в школе, то…; Если б я не стала учителем…; Больше всего я ценю в своей профессии…; Мои близкие относятся к моей работе…; Я люблю свою профессию, когда…; Я, как и все мы…; Мои коллеги для меня…; Я учусь у своих коллег…; Моя профессия делает меня…; Если б я могла, то сменила свою работу на.

Спасибо всем за откровенные высказывания.

Упражнение «Мои социальные роли»

Цель: личностное позиционирование, переоценка собственного ролевого репертуара, рефлексия.

П: Наша жизнь разнообразна. Мы играем в ней разные роли. Я прошу вас подумать и записать на листочках какими социальными ролями владеете именно вы. Причем перечислить их в порядке значимости для вас.

П: Спасибо. Давайте обсудим результаты. Участники тренинга зачитывают свои записи. Психолог комментирует по необходимости ответы учителей.


Все участники сидят в кругу.
«Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не боль ше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быст рее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполне ния задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Психогимнастическое упражнение.
Назначение психогимнастики на данном этапе работы - поддержа ние и восстановление работоспособности участников.

Вся группа становится по кругу. Тренер дает инструкцию: «Пусть каж дый из вас придумает какоенибудь движение и по очереди продемонст рирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.

«Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к са мому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он хочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выпол нено ваше собственное движение и право хода перейдет к вам. Тот, кому пе редают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше.

^ Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что передал его вам».
В ходе упражнения тренер побуждает участников действовать быст рее. По окончании упражнения можно задать вопрос:
«Какие у вас были трудности?», «Каково ваше настроение?».
Упражнение позволяет повысить сплоченность группы, улучшить, выровнять эмоциональное состояние, преодолеть или снизить возник шую на предыдущем этапе по тем или иным причинам напряженность. Кроме того, повышается внимание, интеллектуальная и физическая ак тивность участников, снижается усталость, улучшается настроение.

Упражнение «Щит».

Цель: формирование жизненных приоритетов, упорядочивание планов, оптимизация будущего, подведение промежуточных итогов жизни, личных достижений; формирование позитивного отношения к себе.

Я прошу вас заполнить эти карточки. На выполнение работы 5 минут.

Я хочу….

_

___

Я не хочу…

_____________________________________

_____________________________________

Мои планы…

_____________________________________

_____________________________________

Мои достижения (или чем я горжусь)

___________________________________

___________________________________

Обсуждение результатов, рефлексия.

«Я расту».
Назначение:- формирование установки на личностный и профессиональный рост на психосоматическом уровне.

Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают ее руками. С определенного момента они начинают «расти».

«Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета «восемь», а на счет «девять» и «десять» постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше».

Упражнение – визуализация «Радуга».

Цель: релаксация, снятие напряжения, расслабление.

П: Мы напряженно поработали. Давайте немного отдохнем. Предлагаю вам поочередно представить цвета радуги. Закройте глаза, сядьте поудобнее.

Начнем с красного цвета. Это очень красивый красный цвет. Красный цвет какого-либо плода или цветка. Пусть этот красный цвет заполнит все ваше поле зрения. Красный цвет всюду.

Оранжевый цвет . Лучистый, подвижный. Если вы чувствуете, что ваше внимании е рассеивается, направьте его на оранжевый цвет. Оранжевый.

Желтый цвет . Желтый, как солнце. Золотистый. Почувствуйте тепло солнца в своем теле. Фонтан тепла! Позвольте этому теплу струиться по всему вашему телу. Особенно в тех его частях, которые требуют внимания и заботы, болят. Желтый.

Зеленый цвет . Зеленый как огромный луг на солнце. Зеленый.

Голубой цвет . Голубой, как чистое небо. Легкий, высокий. Кажется, что если вы взмахнете руками, то можете взлететь. Голубой.

Темно-синий . Прекрасный синий. Вглядитесь в него, как в глубокое озеро. Его прохладные воды подарят вам покой и умиротворение. Синий.

Фиолетовый . Фиолетовый – это гармоничный цвет. Он даст вам полное расслабление. Дышите свободно. Расслабьтесь. Фиолетовый поглотит все ваши страхи и волнения. Подарит покой и комфорт. Фиолетовый.

Погрузитесь в эти приятные ощущения, которые наполнили ваше тело. Прочувствуйте их. Посвятите эти минуты только себе. Вы прекрасные. Вы успешны. Вы молоды и полны сил. У вас все замечательно. Вы – чудо!

Когда вы откроете глаза, ваш ум будет ясным, свободным от напряжения. И вы будите готовы решать любые, ожидающие вас сегодня проблемы.

Откройте глаза. Сегодня вы совершили путешествие в свой внутренний мир. Постарались улучшить отношение к самим себе. Поблагодарите себя за усилие и внимание. И давайте поблагодарим друг друга за работу.

Упражнение «Два круга».

Цель: формирование дружеских чувств, эмпатии, повышение эмоционального тонуса группы.

Я прошу вас искренне, от всей души поблагодарить друг друга. Обнимитесь, скажите друг другу что-нибудь приятное.

Упражнение «Аплодисменты».

Мы все хорошо поработали сегодня. Давайте наградим друг друга аплодисментами.

Всем спасибо за занятие!

Достижение вашей цели

К огда капитан корабля не знает, в какую бухту ему нужно прийти, ни один ветер не будет ему попутным. Если Вы не знаете, в какой точке Вы должны оказаться через какой-либо промежуток времени, Вы не сможете выбрать правильное направление.

Наличие цели - это обязательное условие успеха.

И так, как поставить себе цель.

И сследования психологов показывают, что успешные люди всегда имеют четкую цель и знают, куда они идут. В то же время, неудачники не могут сформулировать, чего они хотят от жизни и работают для достижения целей тех людей, которые смогли сформулировать собственные желания.

Б олее того, успешные люди имеют не просто цель, а очень амбициозную и дерзкую цель.

Н аличие цели организует усилия, упрощает процесс принятия решений. Перед решением любой задачи Вы сможете спросить себя, приблизит ли это меня к моей цели. Если ответ будет отрицательным, значит, не стоит тратить свое время и усилия.

Н аличие цели вызывает уважение окружающих. Люди ценят тех, кто знает, чего хочет от жизни и предан своей мечте.

Ц ели избавляют человека от переживаний своего прошлого. Вам некогда думать о том, что было, Вам приходится думать, как достичь желаемого в будущем.

Цели приводят Вас к успеху.

П роцесс планирования целей - не просто полезен, он еще и очень увлекателен и приятен. Чтобы поставить перед собой цели, Вам необходимо подумать о будущем, представить себя через несколько лет, создать собственный желаемый образ. Чтобы поставить цель, нужно обязательно думать о будущем и ни в коем случае не зарываться в мелочах, не думать о своем сегодняшнем положении. Масштабное мышление способствует тому, что частности подчиняются целому.

В данной статье Вы познакомитесь с технологией постановки цели. Вооружитесь ручкой и листами бумаги, чтобы выполнять задания по мере прочтения материала. Мой опыт позволяет утверждать, что если Вы не выполните задания сразу, Вы не сделаете их никогда.

Технология постановки целей.

И так, сначала Вы должны отодвинуть в сторону собственную самокритичность, аналитические способности, пессимизм и оценочное мышление. Чтобы создать цель, нужно думать о том, чего Вы хотите, а не о том, можно ли этого достичь и каким образом. Иначе Вы не сможете сформировать для себя цель всей жизни.

П омните, что Вы не можете знать, что Вас ждет завтра и не можете предвидеть все свои возможности. Может быть, Вам уже завтра поступит предложение по работе от разбогатевшего одноклассника, или Вы получите наследство, или встретите свою любовь. Думайте только о том, чего Вы хотите, что доставляет Вам удовольствие, что заставляет Ваше сердце биться быстрее.

Упражнение 1 . Возьмите пару листов бумаги, расчертите 54 строки, пронумеруйте. Положите перед собой часы и за 15 минут постарайтесь заполнить все строки. Пишите все, чего Вы хотите достичь, пишите свои самые невероятные желания. Чем амбициознее они будут, тем лучше. Фиксируйте цели, касающиеся и Вашей личной жизни, и профессиональной, и здоровья, и имущества. Не думайте долго над целями - Вам нужно уложиться в 15 минут. Представьте, что все, что Вы успеете написать за это время, сбудется, а все, что не успели - не осуществится никогда.

Пишите цели, как будто Вы их уже достигли, в настоящем времени.

Н апример, неправильная цель «Хочу квартиру». Правильная формулировка «У меня есть квартира». Чтобы уложиться во времени, пишите кратко.

Д алее Вам нужно определиться со своими приоритетами, понять, что в настоящий момент для Вас более важно.

Упражнение 2 . Возьмите чистый лист бумаги и ответьте на вопрос: как бы я прожил последние полгода своей жизни, если б точно знал, что через полгода умру. Этот вопрос может Вам показаться неприятным, однако на него надо ответить. Подумайте молча две минуты, представьте себя в такой ситуации и начинайте писать. На выполнение данного задания отведите себе пять минут.

В озможно, Вы напишите, что будете работать по 24 часа в сутки, чтобы завершить какой-либо проект. Возможно, Вы решите уволиться и провести это время с семьей. Может, Вы захотите потратить все сбережения на путешествие.

П осле того, как Вы ответите на этот вопрос, Вы поймете, какая жизненная сфера в настоящий момент для Вас наиболее важна.

П ри постановке целей необходимо сбалансировать цели. Большую часть целей посвятить той сфере, которая имеет для Вас большее значение и меньшую часть - всем остальным сферам.

В ыделяют несколько жизненно сфер: саморазвитие, семья, карьера, хобби и увлечения, общественная работа, здоровье, имущество и престиж. Вы должны четко понимать, что для Вас приоритетнее.

Упражнение 3. Проведите анализ целей, которые Вы написали в первом задании. Рассортируйте цели по жизненным сферам.

Ц ели «Я вышла замуж», «у меня есть трое детей» - к семье.

П осле того, как рассортируете собственные цели, нужно оставить для доработки те цели, которые более актуальны для Вас в настоящий момент (Из задания 2).

Упражнение 4. Исключите те цели, которые имеют отрицательный оттенок и направлены не на достижение успеха, а на избегание неудач.

Н апример, неправильная цель «я не болею». Правильная - «Я здоров». Неправильная «Я не имею долгов», правильная - «Мой ежемесячный доход 100.000 руб.»

О трицание - это не результат Ваших действий, это всего лишь теоретические рассуждения. Именно поэтому отрицательная формулировка не может описывать Вашу цель. Вы ведь не приходите в аптеку с перечнем лекарств, которые Вам не нужны - Вы называете конкретное средство, которое хотите купить. Вы не говорите своему подчиненному, чего он не должен делать - Вы ставите перед ним четкую задачу. Цель не может выражаться в отрицании, потому что его невозможно достичь.

У бедитесь, что формулировки целей описывают конкретный и измеримый результат, то есть Вы сможете понять, что цели достигли.

Н апример, цель «Я стал образованным человеком» - неконкретна и неизмерима. Как Вы поймете, что теперь Вы достигли цели и образованны? В чем Вы измерите образованность? Правильная формулировка «Я имею высшее образование». Эта цель конкретна, Вы поймете, что ее достигли. Когда будете держать в руках диплом о высшем образовании.

Ц ель «Я богат» - также неверна, так как непонятно, какая сумма для Вас означает богатство, и вообще, измеряете ли Вы ее в деньгах. Необходимо написать, например, «Мой ежемесячный доход - 500 000 руб.»

Д остижение цели должно зависеть только от Ваших действий и усилий. Если цель зависит от других людей, то Вы не сможете ею управлять, не сможете контролировать.

Упражнение 5. Ос тавьте только те цели, которые подконтрольны Вам.

Н еправильная цель: «Жениться на Ивановой Ирине». Достижение данной цели зависит как от Вашего стремления, так и от желания другого конкретного человека, а потому эта цель не подконтрольна. Зато Вы можете поставить перед собой «Жениться до августа 2011 года». Эта цель подконтрольна Вам, так Вы можете за это время найти человека, который со своей стороны будет хотеть выйти за Вас замуж».

Н еправильная цель: «Мой муж - успешный бизнесмен». Вы также не можете контролировать жизнь своего мужа. Только он определяет, кем ему быть. Правильная цель: «Наш семейный доход - 1 млн. руб. в месяц».

П режде чем утверждать, что что-либо является Вашей целью, задайте себе вопрос, является ли эта цель абсолютной?

Упражнение 6. Прочитайте каждую цель и подумайте, во всех ли ситуациях эта цель приносит положительные для Вас результаты. Исключите те цели, которые противоречивы и вызывают у Вас сомнения в своей абсолютности. Продумайте, что Вы потеряете при достижении цели и готовы ли Вы с этим мириться.

Н апример, женщина ставит перед собой цель «Отправиться в кругосветное путешествие на лайнере», а ее муж терпеть не может море и такое путешествие в настоящий момент означало бы распад семьи, так как муж не вынес бы столь длительного отсутствия своей жены. Если такой женщине муж и не нужен и ей важнее своя мечта, то цель нужно оставить. Однако если женщина мечтает о круизе, но семья ей дороже и ей все - равно придется отказаться от такого путешествия, то данную цель необходимо переформулировать или отложить до лучших времен.

Итак, к этому моменту в Вашем списке должно остаться не более половины целей.

Н а данном этапе необходимо установить сроки достижения указанных целей. Недостаточно знать, что нужно достичь. Важно знать, когда Вы должны быть в той точке, которую для себя определили.

С вои цели нужно опять-таки рассортировать на долгосрочные (ваши жизненные цели, путеводные ориентиры), среднесрочные (чего Вы хотите достичь в ближайшие 3-6 лет) и краткосрочные (цели на ближайшие год-два).

Упражнение 7. Разделить цели на три группы: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. Причем, большие и амбициозные цели, которые Вам кажутся невозможными, ставьте в долгосрочные, не старайтесь приписать им четкие сроки.

Б удьте осторожны при постановке долгосрочных целей. Имейте в виду, что с возрастом ценности меняются и, например, после 50 лет люди начинают придавать больше значения собственной полезности обществу, социальной значимости, задумываются о передаче собственного опыта и смысле прожитой жизни. Именно поэтому важно, чтобы жизненная цель формулировалась с учетом общественной полезности, иначе Вы можете в ней разочароваться и снова сбиться с пути.

Долгосрочные цели должны быть великими.

А кио Морита, основатель фирмы Сони мечтал создать фирму, которая будет новатором, мозговым трестом, который будет оригинальным способом производить новейшие техноемкие товары.

Г енри Форд хотел построить машину для большинства. Машину, которая будет сделана из лучших материалов и будет иметь самую простую конструкцию. Любой человек с приличной зарплатой сможет ее купить.

Р азличные методы постановки целей гласят о том, что цели должны быть реалистичны. Мое мнение - надо быть осторожным при оценке реалистичности целей. Вы можете ошибочно принять решение, что цель нереальна. Конечно, не стоит мечтать о том, что Вы будете жить на другой планете и станете ее хозяином. Но не надо списывать цели, если Вы сегодня думаете, что у Вас нет денег или каких-либо других ресурсов для их достижения. Если нет средств сегодня, это не значит, что они не появятся через день, через месяц или год.

В то же время, если Вы ставите на ближайший год материальную цель, подсчитайте, какая сумма нужна на ее достижение, разделите сумму на 12 месяцев и Вы поймете, реальна цель или нет.

Д ля формулирования среднесрочных и краткосрочных целей в профессиональной жизни нужно собрать информацию о рынке, об интересующей Вас отрасли, этапах достижения цели, чтобы разбить большую цель на мелкие.

Упражнение 8. Проверьте цели. Представьте, что Вы достигли желаемого. Нарисуйте в своем воображении картину: момент, когда Вы получили то, о чем мечтали. Какие чувства и эмоции Вы испытываете? Есть ли ощущение счастья и радости? Довольны ли Вы результатом? Если на эти вопросы Вы отвечаете утвердительно, значит, Вы сформулировали верные цели. Если Вы не можете себе цель представить даже в воображении или не испытываете радости, то над целью нужно еще поработать.

Упражнение 9. Зафиксируйте свои цели в собственном подсознании. Создайте коллаж, в котором поместите картинки и фотографии с изображением моментов достижения цели. Стремитесь охватить все жизненные сферы, не забывайте про себя. Поместите в центр собственную фотографию, где Вы счастливы, здоровы и довольны собой. Обозначьте и профессиональные цели, и личные, и семейные, и имущественные, и благотворительные. Постарайтесь заполнить каждое место в коллаже, не оставляйте свободных мест.

Р азместите изготовленную Вами картину в такое место, где Вы сможете смотреть на нее ежедневно, но где она будет спрятана от посторонних глаз.

Верьте, что все исполнится и что все достижимо.

1. Упражнение "Работа над ошибками".

Проанализируйте неудачу, которую вы пережили в прошлом. Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, что полезного вы приобрели в результате этой неудачи (опыт, качества характера, понимание каких-то процессов в жизни и т.д.). Подумайте, что стало для вас возможным в результате пережитой неудачи?

2. Упражнение "Попроси самого себя".

Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Иногда, когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение и просьба, обращенные к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации.

1. Попросите себя выполнить что-то важное для вас. Можете использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то. В зависимости от ваших личностных особенностей и ситуации вы можете использовать как убеждения в необходимости деятельности, так и просьбы и ласковые слова.
2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите наилучшие варианты.
3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.

Прибегая к разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие приёмы самопобуждения (которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности).

3. Упражнение "Похвали самого себя".

Умение одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы.
2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов.
3. Убедите себя и дальше так работать (например, проявить настойчивость, целенаправленность и т.п.).

4. Упражнение "Полезный предмет".

Идентификация (отождествление) с предметом своей деятельности предоставляет возможность увидеть все его преимущества. Например, если ваша цель – сформировать интерес к автомобилестроению, превратитесь в наиболее современную машину, опишите все чудеса, на которые вы способны, совершенство вашего дизайна и т.п.

1. Вообразите себя предметом, к которому стремитесь сформировать интерес. Опишите его от первого лица (похвалите самого себя). Опишите, каким чудесным и полезным предметом вы являетесь, что вы можете дать своему хозяину. «Запускайте» воображение на полную мощность.

2. Спустя некоторое время станьте самим собой и ещё раз рассмотрите ваш предмет. Поразмышляйте над его преимуществами, силой, красотой. Полюбуйтесь его красотой и совершенством. Заметили ли вы в нём что-то новое и необычное для вас? Что приятное вы хотите ему сказать?



3. Потом опять станьте этим предметом. Отождествитесь с ним. Осознайте свои (предмета) преимущества. Похвалитесь всем прекрасным и полезным, что вы имеете, перед другими людьми.

4. Попробуйте убедить других в том, что вы чудесный, сильный и полезный (желательно опираться на явные преимущества).

Выполняя данное упражнение несколько раз в различных вариациях, вы найдёте много интересного и привлекательного в том предмете, с которым идентифицировались. Стремясь убедить и заинтересовать других, вы подсознательно влияете и на самого себя, меняя отношение к предмету. Условиями успешного выполнения этого упражнения являются не только ваше воображение, но и стремление найти нечто интересное, полезное, прекрасное в вашей деятельности (ведь в любой сфере можно найти столько интересного и неожиданного).

5. Упражнение "Мне удалось!"

Упражнение направлено на создание условий для самопрезентации, знакомство, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности. Выполняется в группе.

Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. После рассказа они отвечают на два вопроса:
1. Где может пригодиться это умение?

2. Как им удалось этому научиться?

Обсуждение.

Все участники группы отвечают на вопрос: чему из того, про что рассказали другие участники, вам захотелось научиться? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?



6. Упражнение "Самомотивация"

В нескольких словах опишите вашу обычную работу или обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и постоянно откладываете ее выполнение. Как бы вы могли мотивировать себя для выполнения этой работы?

Эту деятельность я постоянно откладываю в долгий ящик, несмотря на то, что мне необходимо ее выполнить:

А - на работе


_______________________________
_______________________________
Б - дома
_______________________________
_______________________________
_______________________________

Если я выполняю, в конце концов, эту работу, то я нахожу в ней следующие преимущества:
А
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Б
_______________________________
_______________________________
_______________________________
1. Настраивайтесь на положительный итог.
2. Преуменьшайте проблемы.
3. Приступайте к работе сразу.

В основном я не могу свыкнуться с этим видом деятельности:
А
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Б
_______________________________
_______________________________
_______________________________

Эту работу я начинаю выполнять следующим образом:
А

Б
Первый шаг_________________________
Время_______________________________

Акцент на положительном аспекте защищает от мрачного пессимизма, от опасений, настраивает на успех.

7. Упражнение "Начать действовать".

Если вы постоянно откладываете на неопределенный срок выполнение какой-либо работы, то вам необходимо регулярно себя мотивировать: заставить себя приступить к работе и поверить в то, что эта работа незаметно заинтересовала вас. В этом случае мотивация связана с первым толчком к началу работы, а не с самой работой.
Попробуйте мотивировать себя, занимаясь рутинным и надоевшим делом: написанием длинного делового письма, разработкой презентации, чтением сложной специфической книги, и т.д.

Сядьте за стол, возьмите все, что вам понадобится для выполнения работы. Затем сосредоточьтесь на начале; на первом шаге, который вы делаете, приступив к работе. После вы уже просто доведете работу до конца. Вы заметите, еще сидя за работой, что вас охватывает приятное чувство того, что с одним делом на сегодня вы покончили.

ТЕСТ «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ»

Целью данного упражнения является проведение студентом самотестирования и оценка им своих возможностей быть руководителем.
Мотивация к успеху
Задание. Тест предложен Т. Элерсом, оценивает силу мотивации к достижению цели, к успеху.
На предложенные вопросы ответьте в зависимости от вашего согласия («да») или несогласия («нет»). Рядом с каждым номером вопроса, который соответствует «да», поставьте знак +.
Не раздумывайте долго. Отвечайте так, как это реально происходит в вашей жизни.
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, лучше сделать быстрее, не откладывая.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
3. Я работаю так, будто сама жизнь поставлена на карту.
4. Если возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Если у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже среднего.
7. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.
11. Усердие - это не основная моя черта.
12. Мои достижения в учебе не всегда равномерны.
13. Меня больше привлекает другое, чем я сейчас занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои однокурсники считают меня дельным человеком.
16. Препятствия укрепляют мои решения.
17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Если я выполняю задание без вдохновения, это обычно заметно.
19. Выполняя задание, я не рассчитываю на помощь других.
20. Бывает, что я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро снова пойду в вуз.
26. Когда я расположен к учебе, я делаю все лучше, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые умеют упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне как-то не по
себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле начальника.
34. Иногда не знаешь, что придется делать.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпим.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. По сравнению с другими я учусь более результативно.
38. Многое, за что я берусь, не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится достичь власти и положения.
41. Когда я уверен в своей правоте, то готов отстаивать ее до конца, вплоть до крайних мер.
Вы получили по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Вы также получили по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.
Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.
Подсчитайте сумму набранных баллов.
от 1 до 10 баллов - низкая мотивация к успеху;
от 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации;
свыше 21 балла - слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Результат теста «Мотивация к успеху» анализируется вместе с результатами теста «Готовность к риску».
Люди, умеренно или сильно ориентированные на успех предпочитают средний уровень риска. Te, кто боится неудач, предпочитают малый, или, наоборот, слишком большой уровень риска.
Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех. При сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Введение. В 60-е годы в западных странах получили широкое распростране- ние мотивационные тренинговые программы для бизнесменов. Практи- чески все они были направлены на развитие мотивации достижения у представителей деловой среды. Инициатор этих курсов Д.Макклел- ланд считал, что мотивация достижения предпринимателей является необходимой промежуточной переменной, стимулирующей общее эконо- мическое развитие любой страны. Другими словами, он считал, что, для того чтобы интенсифицировать экономический рост той или иной отрасли промышленности, той или иной страны недостаточно создать совокупность благоприятных экономических условий: крайне важную роль играет "человеческий фактор". При прочих равных условиях бо- лее высоких экономических успехов достигают те предприятия (от- расли, страны), во главе которых оказываются люди с высокой моти- вацией достижения. Многие из этих идей были апробированы в кур- сах мотивационного тренинга в ряде развивающихся стран и были по- лучены весьма неплохие результаты. По мере того, как совершенствовались технологии развивающих курсов, направленных на повышение мотивации достижения, расширял- ся круг адресатов, изучались и результаты, к которым приводило прохождение тренинга мотивации достижения. Так, оказалось, что тренинг мотивации достижения существенно изменяет (особенно у учащихся-подростков и мальчиков) отношение школьников к использо- ванию своего свободного времени, к выработке и перспективному планированию профессиональных намерений и глобальных жизненных целей. Если, к примеру, стойкого повышения IQ и успеваемости в школе практически не наблюдалось, то в вышеуказанной области ре- зультаты различных курсов тренинга совершенно однозначны: 100%(!) прошедших тренинг против всего 27% непрошедших отмечали связь между хорошей учебой и будущей своей профессиональной карьерой, 77% первых и 11% вторых имели высокий суммарный показатель выра- женности мотивации достижения во внеучебных занятиях (оценива- лось по результатам телефонного опроса: учащимся неожиданно зво- нили и спрашивали о том, что они делали в момент перед звон- ком).Примерно такие же результаты были получены по отношению к другим слоям населения. Что касается причин возникновения мотивационных особенностей у людей, то исчерпывающих ответов на этот вопрос нет. Безусловным однако является влияние семьи и социума. Так, к примеру, в целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация достиже- ния формируется у детей только в таких семьях, где родители пос- тоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отли- чались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И напро- тив в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, дирек- тивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим стано- вилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировал- ся низкий уровень мотивации достижения в целом. Что же отличает мотивацию достижения от мотивации избегания? По данным различных авторов главными отличительными особенностями являются следующие категории мотивации достижения: 1) Самостоятельная постановка цели субъектом; 2) Стремление достичь самостоятельно поставленной цели; 3) Отсутствие стремления понравиться кому-либо в целях, сред- ствах и результатах деятельности; 4) Предпочтение средних или чуть выше средних по сложности задач. Эти четыре категории и являются базовыми в проведении любого тренинга мотивации достижения и особенно в диагностике уровня мо- тивации достижения. На современном этапе нет каких-либо значимых отличий в ис- пользовании конкретных методов развития мотивации достижения в зависимости от уровня развития участников тренинга. Исключение составляют лишь дети дошкольного и младшего школьного возрастов, для которых наиболее доступным методом является метод игры. Дан- ная программа ориентирована на тех, кому от 11-ти и выше. Цель тренинга: Достижение стойкого повышения уровня мотива- ции достижения удачи и снижения уровня мотивации избегания неуда- чи у участников тренинга. Задачи тренинга: 1. Достижение того, чтобы у участников тре- нинга по окончании его появились/развились стойкие желания и уме- ния в самостоятельной постановке целей деятельности, 2. Развитие стойкого стремления к достижению самостоя- тельно поставленной цели. 3. Нивелирование стремления понравиться окружающим людям в своих целях, средствах и результатах деятельности. 4. Обучение умению и желанию выбирать средние или чуть вы- ше среднего по сложности выполнения задачи. Объект тренинга: каждый, кому одиннадцать и более лет, и кто желает стать несколько более целеустремленным и счастливым. 1. Содержательные аспекты работы в тренинге мотивации достижения. Как было уже указано основными категориями мотивации достиже- ния являются: самостоятельная постановка цели, стремление дос- тичь самостоятельно поставленной цели, отсутствие стремления пон- равиться и предпочтение средних по трудности задач. В связи с этим необходимо отметить то, что эти категории находятся в глубо- кой взаимосвязи между собой и, отражая отдельные стороны мотива- ции достижения, они не могут рассматриваться как самостоятельные факторы, независимо от других помогающих/в случае отрицательной заряженности мешающих развитию мотивации достижения. Для измене- ния уровня мотивированности особенно важным представляется не парциальное использование этих категорий в методах: упражнениях, играх и т.д., а синтетическое использование по крайней мере двух категорий в каждом методе.
Поэтому, как правило, на практике речь идет уже не об этих ка- тегориях или показателях, а о формирующих влияниях. Так Д.Мак- клелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы: 1) формирование синдрома достижения, т.е. преобладания у человека стремления к успеху над стремлением избегать неудачи; 2) самоанализ; 3) выработка оптимальной тактики целеобразования в конкрет- ных видах поведения и в жизни в целом; 4) межличностная поддержка. Каждая из этих групп склады- вается в свою очередь из совокупности более конкретных влияний. Так, например, формирование синдрома достижения предполагает: а) обучение способам создания проективных рассказов с яр- ко выраженной темой достижения, б) обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией достижения (предпочтение средних по трудностей целей и избегание легких и очень сложных целей; пред- почтение ситуаций с личной ответственностью за успех дела; избе- гание ситуаций, где цель задают другие люди; предпочтение ситуа- ций с обратной связью и т.д.), в) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотива- цией достижения; анализ этих примеров при помощи системы катего- рий, используемых при диагностике мотивации достижения. В программе данного тренинга заложено использование всех форми- рующих влияний. 2. Особенности форм и методов проведения тренинга мотивации достижения. В процессе тренинга участникам выдается стимульный материал: категории содержания проективных рассказов, отражающие мотивиро- ванность на достижение и избегание, рисунки с темой достижения. Также выдается материал, репрезентирующий ситуацию тренинга: пе- речни категорий и характеристик, свойственных мотивации достиже- ния успеха, а также упражнения для самостоятельного исполнения. По окончании тренинга каждому желающему выдается справка о про- хождении тренинга мотивации достижения. 3. Структурные компоненты занятий. Продолжительность тренинга составляет два дня, в два этапа. Продолжительность одного этапа - пять часов, включая один перерыв. В соответствии с традиционными представлениями о поэтапности усвоения мотива достижения весь тренинг разбит на шесть шагов (по три на каждый этап): 1) привлечение внимания участников к содержанию тренинга; 2) получение участниками в ходе различных игр и при выполнении специальных упражнений опыта мышления, поведения и эмоционально- го реагирования, отвечающего данному мотиву; 3) усвоение участниками специальных терминов, обозначающих раз- личные компоненты формируемого мотива; 4) соотнесение данного мотива каждым участником со своим идеа- лом, со своими основными духовными ценностями и личностное приня- тие мотива; 5) практическое использование участниками (с помощью ведущего) знаний, полученных в ходе тренинга, в реальных жизненных (тренин- говых) ситуациях; 6) самостоятельное поведение участников в соответствии с ус- военным мотивом на фоне уменьшающейся помощи и ослабляющегося контроля со стороны ведущего. Каждый шаг в среднем занимает около полутора часов, но в зави- симости от потребности, категории участников ведущий вправе варьировать временные затраты. 4. Программа занятий. Первый день. 1) Знакомство, вступительная речь. 2) Первый шаг: привлечение внимания участников к содержанию тренинга.
а) Проведение небольшого теста (по Шмальту): всем участникам раздается картинка с темой достижения и перечень восемнадцати ут- верждений ("Он считает, что справится с этим" и т.д.); затем каж- дый по очереди выбирает то утверждение, которое, на его взгляд, соответствует изображению на картинке; после этого ведущий каждо- му участнику ставит небольшой "диагноз" в полушутливой форме. б) Краткий рассказ о двух категориях людей: с высокой и низкой мотивацией достижения, о тех, кто бывает счастлив и о тех, кто не бывает счастлив никогда. в) Проведение эксперимента: вызывается доброволец и ему в руки дается небольшой текст; затем сообщается, что доброволец с этим текстом в течении трех минут должен выполнить какие-то действия; ему дается 30 секунд на размышление: сам он будет задавать себе цель или же ведущий; после того как доброволец решил - его садят. г) Второй эксперимент: то же самое, только добровольцу одноз- начно самому следует поставить перед собой цель,и после того, как доброволец определился его не садят, а предлагают выполнить зада- ние (если доброволец решил, что цель задает ведущий, то ему пред- лагается задание: сосчитать все запятые в тексте); если цель дос- тигнута - то доброволец награждается апплодисментами; д) Третий эксперимент: вызывается очередной доброволец и ему предлагается на выбор: либо же надо вслух прочесть довольно длин- ный прозаический текст (примерно на 3 мин.), либо же из готового набора слов (около 20-ти) составить фразу из 6-8 слов и дважды ее музыкально пропеть. е) Четвертый эксперимент: вызывается доброволец и ему сообщает- ся, что у экспериментатора имеется девять заданий по возрастаю- щей степени трудности: первое самое легкое, а девятое самое тяже- лое; добровольцу предлагается выбрать номер задания и его выпол- нить (арифметическое действие). ж) Происходит обсуждение, в процессе которого участникам объяс- няется соответствие экспериментов категориям мотивации достижения. 3) Второй шаг: получение участниками опыта мышления, поведения и эмоционального реагирования, отвечающего мотиву достижения. а) Составление проективных рассказов с ярко выраженной темой достижения: участникам выдается список категорий мотивации дости- жения, которые необходимо использовать в рассказе: потребность достижения успеха, инструментальная деятельность, направленная на достижение цели, ожидание успеха, похвала как результат высокого достижения и позитивное эмоциональное состояние, связанное с ра- ботой, достижением, успехом в осуществлении поставленной цели; объясняется значение каждой категории и выдаются картинки, на ко- торых так или иначе присутствует тема достижения; участникам дается время на подготовку (5 мин.), после чего каждый вслух ог- лашает свой рассказ; ведущий кратко анализирует каждый рассказ. б) Предпочтение средних по трудностей целей: так же как и выше ведущий оглашает, что у него имеется набор заданий по девяти сте- пеням сложности; каждый по очереди выбирает сложность задания и решает соответственную задачу; причем, задачи 1-4 уровня очень легкие, 5-6 нормальные, а 7-9 фактически нерешаемые. в) Предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответствен- ность за успех дела: одного добровольца просят выйти; оставшимся предлагают решить задачу (не очень трудную, но требующую сосредо- точенности), причем решать надо коллективно; по истечении 3 ми- нут коллектив оглашает свое решение; затем возвращается доброво- лец и ему дается точно такая же задача; затем по очереди каждый рассказывает о том, что он чувствовал во время решения задачи. г) Вызываются два добровольца; каждому выдается кусочек текста и одному дается задание самому поставить цель и добиться ее, а другому цель ставит ведущий (сосчитать все гласные буквы); после этого каждый участник тренинга должен оценить то, что чувствова- ли добровольцы во фразах Шмальта, причем первого во фразах моти- вации достижения, а второго во фразах мотивации избегания. д) Изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией дости- жения; анализ этих примеров при помощи системы категорий, ис- пользуемых при диагностике мотивации достижения. 4) Третий шаг: усвоение учащимися специальных терминов, обоз- начающих различные компоненты формируемого мотива. а) Проводится небольшая лекция, в которой излагаются помимо вы- шеуказанных и другие категории, отражающие направленность на цель: потребность в достижении цели, ожидание успеха, ожидание неудачи, позитивное эмоциональное состояние, негативное эмоцио- нальное состояние, неудачная инструментальная деятельность, ус- пешная инструментальная деятельность, поддержка извне, препят- ствие в окружающей обстановке и препятствие в индивиде, а также другое. б) Обсуждение. Второй день. 1) Четвертый шаг: соотнесение мотива достижения каждым учас- тником со своим идеалом, со своими основными духовными ценностя- ми и личностное принятие мотива. а) Краткое вступительное слово, в котором показывается то, что мотив достижения ни коим образом не может помешать человеку в его стремлении к идеалу, соответствии духовным ценностям. б) Каждый участник по очереди рассказывает о своем идеале и о том, как на его взгляд мотив достижения может помочь ему в приб- лижении к идеалу. в) Каждый участник по очереди рассказывает о своих пяти самых главных ценностях и так же соотносит их с мотивом достижения. 2) Пятый шаг: практическое использование участниками знаний, полученных в ходе обучения, в реальных тренинговых ситуациях. а) Каждому участнику тренинга выделяется 10 минут; за это вре- мя он должен придумать себе какую-нибудь цель, которую можно дос- тичь "здесь и сейчас", оглашает эту цель и пытается ее реализо- вать. б) Происходит коллективный анализ того, что произошло по четы- рем категориям мотивации достижения: самостоятельная постановка цели, стремление достичь этой цели, отсутствие стремления понра- виться и предпочтение средних по трудности задач. 3) Шестой шаг: самостоятельное поведение участников в соответ- ствии с усвоенным мотивом на фоне уменьшающейся помощи и ослаб- ляющегося контроля со стороны ведущего. На этом этапе совершенно отсутствуют элементы анализа: ведущий предлагает разыгрывать те или иные ситуации, а присутствующие принимают участие в таком виде, в каком захотят. Ситуации могут предлагаться и самими участниками.

Самое обсуждаемое
Основные сведения о металлах и сплавах презентация Основные сведения о металлах и сплавах презентация
Экономическая оценка эффективности деятельности предприятия и пути её повышения (на примере ООО Экономическая оценка эффективности деятельности предприятия и пути её повышения (на примере ООО "Фрост и к")
Санитарно - гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) Санитарно - гигиеническая характеристика условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления)


top