Сколько зарабатывают автосервисы. Разрабатываем бизнес план автосервиса с расчетами, пример проекта ФОТ – поток клиентов – средний чек

Сколько зарабатывают автосервисы. Разрабатываем бизнес план автосервиса с расчетами, пример проекта ФОТ – поток клиентов – средний чек

Из года в год количество автомобилей на дорогах лишь растет, армия автомобилистов ширится, следовательно, возрастает потребность в услугах по качественному техническому обслуживанию машин.

Поэтому если вы задумались над тем, как открыть СТО, и будет ли данный бизнес приносить вам доход, то внимательно оцените свои финансовые возможности, проанализируйте ситуацию на данном рынке и набросайте бизнес-план будущего предприятия. Конечно, сейчас открывается очень много станций техобслуживания, но и количество желающих быстро отремонтировать свое авто не уменьшается, наоборот, оно постоянно растет.

Определяемся с видом предприятия

А теперь давайте подумаем, какую именно мастерскую вы сможете потянуть.

Первый вариант – это крупное предприятие, часто являющееся авторизованным сервисом определенного производителя. Здесь вам необходимо будет связаться с известным брендом и оформить франшизу, то есть вы начнете работать от имени узнаваемой марки, что привлечет к вам клиентов, привыкшим доверять зарекомендовавшей себя крупной компании. Такой способ требует солидных финансовых вливаний. Кроме того, вы должны доказать, что сможете поддерживать те сервисные требования, которые утверждены держателем бренда.

Второй вариант того, как открыть СТО, обойдется вам дешевле. Вы просто открываете средних размеров предприятие, которое бы удовлетворяло основные потребности клиентов в обслуживании: ремонт, покраска, шиномонтаж, мойка. Возможна организация небольшой зоны отдыха для клиентов.

Совсем скромный и по вложениям, и по сервису вид мастерской – это небольшая станция, владелец которой является и мастером.

Оформляем документы

Определившись с масштабом будущей компании, подумайте над тем, какую организационную форму вы выберете для своего СТО. Документы готовьте согласно этим условиям.

Для крохотной станции вполне сгодится статус ИП – индивидуальный предприниматель. А вот более крупный бизнес лучше оформить как общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Пока регистрируете свое дело, сразу же вставайте на учет в налоговой инспекции. Выбирая режим налогообложения, неплохо было бы получить квалифицированный совет от специалистов.

Не имея определенного опыта, сложно сходу понять, что выгоднее: патент, упрощенка или ЕНВД (тем более, что данная форма применима не ко всем регионам).

Найдите время и обзаведитесь необходимыми лицензиями на проведение техобслуживания, выполнение смазочных и заправочных работ, диагностики.

Контролирующие органы

СТО как бизнес, связанный с различными техногенными рисками, требует соответствующего контроля со стороны служб, отвечающих за безопасность. Вам придется заручиться разрешением со стороны санитарной инспекции, которая проверяет соблюдение основных гигиенических стандартов, и договориться с пожарниками, которые выдадут свои предписания относительно техники противопожарной безопасности.

Да и вам будет гораздо спокойнее, если на вашем предприятии будут в полной мере соблюдаться меры по охране труда. Это куда дешевле, чем выплаты в случае получения вашими сотрудниками травм.

Местоположение

Перед тем как открыть СТО, нужно согласовать с муниципальными властями вопрос аренды земли. Вряд ли вам будет позволено обосноваться в жилом помещении или общественном здании. Обычно под подобные предприятия либо приходится переоборудовать старые производственные помещения, либо брать в аренду (приобретать в собственность) земельный участок и возводить на нем здание с нуля. Подбирая себе место, старайтесь уцепиться за то, которое находится неподалеку от ведущих магистралей. Чем оживленнее, тем лучше. Так вы сразу же заполучите себе клиентов.

Помещение

Конечно, масштабы вашей деятельности определять только вам: согласно им вы будете рассчитывать необходимые площади. Вам придется выделить несколько обязательных зон.

Во-первых, это производственно-ремонтный участок. Во-вторых, административная часть: место руководителя, обеденная зона, медицинский пункт, душевая и туалет. В-третьих, вам следует отделить зону приема клиентов. Здесь нужно найти местечко для оформления документов и заказов. Если вы решили заодно торговать запчастями, то тут же могут быть выставлены стеллажи с продукцией.

Кроме того, вам понадобится небольшое складское помещение, где бы вы могли держать необходимые материалы, инвентарь, шины, жидкости, инструменты. Не обойтись и без вспомогательных технологических секций (трансформаторное, отопительное оборудование, насосные, компрессорные, вентиляция и система кондиционирования).

Да и об организации парковки придется позаботиться.

Устанавливаем оборудование

Итак, начало положено. Есть место и помещение. Теперь необходимо приобрести оборудование, чтобы проводить полноценное обслуживание автомобиля.

Что входит в минимальный набор:

  • пост с подъемником (есть модели, рассчитанные на малую грузоподъемность, а есть и такие, что вполне потянут вес до 4 тонн);
  • стенд развала-схождения;
  • воздушный компрессор;
  • диагностический сканер;
  • вытяжка;
  • трансмиссионная стойка, домкраты, траверсы.

Ну и те механизмы и автоматика, что могут понадобиться для оказания тех или иных услуг по ремонту, покраске и техническому сервису.

Инструменты для автосервиса

Список инструментов, которые нужно будет приобрести, гораздо обширнее. Здесь и приспособления для замены резинотехнических изделий, навесного оборудования, ремней ГРМ.

Для шиномонтажа, ремонта электрооборудования, двигателя, КПП и систем питания и выхлопа необходимы стенды, ключи, отвертки, станки, паяльное оборудование, дрели и многое другое. Работы с подвеской потребуют установки слесарных тисков, стоек, покупки угловой шлифмашинки (болгарки).

В отличие от основного оборудования инструмент подлежит частой замене. Не стоит экономить ни та том, ни на другом. Разумнее сразу наладить контакты с добросовестным поставщиком, который гарантирует качество и сервисное обслуживание сложных агрегатов.

С каждым годом все больше людей приобретают статус автовладельцев. Множество банков предлагают выгодные условия автокредитования, появляется возможность быстрого приобретения авто. Если вы собрались заняться бизнесом в сфере авто ремонтных услуг, для начало необходимо определиться, каких масштабов он будет, где будет располагаться. Нужно провести анализ рынка предоставляемых услуг, при выборе места расположения необходимо учитывать наличие конкурентов. Автомастерскую хорошо располагать вблизи больших автостоянок, авторынков, заправок, густонаселенных районах, а также, на въезде и выезде из города. Неплохо, если рядом с мастерской будет находиться магазин со специализированным товаром.

Расходы на открытие автосервиса

Стоимость оборудования, помещения, инвентаря обойдется в 4 500 тыс. рублей. Сюда включаются и затраты на приобретение автозапчастей, которые не стоит закупать заранее: на первых порах открытия мастерской необходимо изучить с какими машинами чаще всего обращаются в сервис, с какими проблемами и поломками и уже из этого делать вывод, какие нужны запчасти. Стоимость открытия шиномонтажа стоит дополнительно 270 тыс. рублей. Но в межсезонье при смене зимней резины на летнюю и, наоборот, на шиномонтаже можно получить неплохой доход. Следует сюда еще прибавить расходы на заработную плату (около 47 тыс. рублей/м)

Перечислим затраты на открытие автосервиса:

  • Реклама – 15 тыс. рублей.
  • Открытие сервисного центра – 4 500 тыс. рублей.
  • Открытие шиномонтажа: 270 тыс. рублей.
  • Заработная плата сотрудникам: 47 тыс. руб.

Итого затраты: 4 832 тыс. руб. – годовой расход, необходимый для открытия автосервиса и запуска его в стабильную работу.

Следовательно, месячный расход составит Зм = Зг/12 = 4 832 / 12 = 402,67 тыс. рублей, где Зм – затраты в месяц; Зг – затраты годовые; 12 – количество месяцев в году.

Доходы автосервиса

Доходы автосервиса – это выручка от реализации услуг за минусом расходов. Авторизованный автосервис с широким спектром оказываемых услуг приносит своему владельцу выручку от 580 тыс. рублей в месяц, но будет это, к сожалению, не сразу. К тому же шиномонтаж летом и зимой не приносит выручки. Поэтому для начала остановимся на выручке 150 тыс. руб./мес.

Следовательно, в год она составит: Вг = Вм * 12 = 150 * 12 = 1 800 тыс. руб, где Вг – выручка годовая; Вм – выручка в месяц.

Теперь посчитаем прибыль автосервиса в первый год работы.

П = Вг – Зг = 1 800 – 4 832 = -3 032 тыс. руб. – прибыль автосервиса в первый год работы.

Рентабельность бизнеса

По сути, рентабельность, т.е. доходность предприятия – это разница между доходами и расходами. Посчитаем рентабельность автосервиса.

Р = П/Зг, где Р – рентабельность, П – прибыль годовая, Зг – затраты годовые.

Р = - 3 032 / 4 832 * 100 = -0,63 * 100 = -63.

Определим срок окупаемости автосервиса О = Зг/В, где О – окупаемость, Зг – расходы годовые, Вг – выручка в первый год работы.

О = Зг/Вг = 4 832 / 1 800 = 2,7 года. Через этот период времени, проектируемый автосервис начнет приносить доход.

Соответственно доход через этот период составит 2,7 * 1 800 = 4 860 тыс. руб.

Прибыль по истечении срока окупаемости составит: 4 860 – 4 832 = 28 тыс. руб.

Рентабельность составит: 28 / 4832 * 100 = 0,006 * 100 = 0,6. Коэффициент рентабельности не очень высок, но предприятие входит в стадию стабилизации развития.

Сегодня россияне эксплуатируют преимущественно подержанные транспортные средства, которые нуждаются в регулярном ремонте. Как правило, его осуществляют в специализированных мастерских. Детальный бизнес-план автосервиса поможет предпринимателю открыть свое дело, просчитать расходы и доходы, показатели эффективности и определить примерные сроки открытия.

[ Скрыть ]

Актуальность бизнеса

Бизнес-идея открытия автосервиса перспективна, так как подавляющее большинство автовладельцев предпочитает пользоваться услугами организаций, осуществляющих их ремонт и обслуживание. Люди, купившие новую машину, часто обращаются в частные мастерские, а не к официальному дилеру. В большей степени это объясняется тем, что сервисных центрах автосалонов необоснованно высокие ценники.

Виды

Автосервисы бывают нескольких видов:

  1. Услуги по ремонту, оказываемые индивидуальными мастерами. Обслуживание автомобиля происходит в гараже или в частном доме. Подобных специалистов существует огромное множество и их услуги для потребителя будут наименее дорогими. Качество выполненных работ не всегда будет высоким, ввиду отсутствия необходимых условий для выполнения ряда операций и необходимого оборудования.
  2. Одиночные автосервисы. Это наиболее популярный сегмент рынка. Главное преимущество данного формата бизнеса – это идеальное сочетание цены услуг и качества. Благодаря этому спрос на их услуги довольно велик.
  3. Специализированные автосервисы. Подобные заведения работают с ориентацией на определенную марку транспортного средства, что значительно сокращает число их клиентов. Оказываемые услуги характеризуются высоким качеством и ориентированы на четкую целевую группу автомобилистов. Стоимость выполняемых работ примерно на 25 процентов выше, чем у одиночных автосервисов. Авторизованным ремонтным сервисом обычно владеют автопроизводители или крупные официальные дилеры.
  4. Сетевые станции технического обслуживания. Они имеют филиальную сеть в отдельных регионах или же охватывают всю территорию страны. На данный момент сетевые автомастерские мало распространены в России. Наиболее известными являются: «Белый сервис», «На колесах. RU», «Бош Авто Сервис», «Fit automaster», «ТРАК ЦЕНТР», «Тюнинг& Сервис».
  5. Готовый бизнес по франшизе. Можно воспользоваться франчайзинговым предложением от FitService, BoschService или «Вилгуд».

Первые два варианта организации сервиса требуют меньших первоначальных инвестиций. Однако, они испытывают серьезную конкуренцию со стороны более крупных игроков рынка. Особенно остро эта проблема чувствуется в больших городах.

Выбор сферы деятельности

Сфера деятельности автосервиса может затрагивать ремонт:

  • мотоциклетной техники;
  • легковых авто;
  • микроавтобусов;
  • грузовиков до 30 тонн;
  • сельхоз техники.

Предпринимателю предстоит решить, на ремонте каких автомобилей будет специализироваться сервис. Это могут быть транспортные средства от иностранных производителей, отечественных или и тех и других. По статистике вероятность поломки обоих видов машин примерно одинакова.

Дополнительные услуги

Основные и дополнительные направления работы автосервиса:

  • мойка машин;
  • диагностика;
  • заправочные и смазочные виды работ;
  • установка сигнализаций и других защитных систем;
  • ремонт мотора, коробки передач, стеклоподъемников, кузова, аккумулятора;
  • тюнинг;
  • настройка сцепления;
  • установка автомобильных стекол, тонировка;
  • покраска;
  • сварочные работы;
  • операции монтажа и демонтажа агрегатов автомобиля;
  • устранение неполадок в рулевом управлении;
  • установка музыкального оборудования;
  • балансировка, шиномонтаж и сход-развал.

Охватить сто процентов услуг в одной мастерской практически невозможно и нерационально. Владельцы сервисов советуют на начальном этапе становления бизнеса взять за основу несколько направлений деятельности и не зацикливаться на определенной марке авто. В большинстве случаев наиболее высокую прибыль получают те автосервисы, которые выбрали узкую специализацию, по сравнению с универсалами.

Анализ рынка и целевая аудитория

После проведенного анализа рынка можно выделить несколько тенденций:

  1. В России функционирует свыше 50 тысяч компаний, оказывающих услуги по обслуживанию и ремонту машин.
  2. Большую часть рынка России (65%) занимают авторизованные сервисы, далее располагаются сетевые, одиночные и наименьшую долю (10%) имеют предприниматели, работающие на себя.
  3. По оценкам компании «Австостат» подавляющее большинство автомастерских относится к числу узкоспециализированных предприятий (58%). Преимущественно это тюнинг-ателье, автомойки, станции по кузовному ремонту, по ремонту двигателей, электрики и др.
  4. Рост спроса на автомобильный сервис подтверждает статистика. В 2012 году емкость рынка составила около 300 миллиардов рублей, а в 2016 был преодолен рубеж в 500 миллиардов рублей. Спрос растет даже в условиях экономического кризиса, потребителям более выгодно починить старый автомобиль, а не покупать новый.
  5. Целевую аудиторию составляют преимущественно владельцы легковых транспортных средств. Однако бизнес можно ориентировать на ремонт грузовиков и крупной спецтехники. Приблизительно 60% потребителей – это мужчины в возрасте от 18 до 60 лет.
  6. Целевая аудитория, на которую будет ориентирована мастерская, зависит от ее специализации.

Конкурентные преимущества

Сильными сторонами открываемой автомастерской должны стать следующие пункты:

  • высокое качество предоставляемых услуг;
  • оперативная диагностика и ремонт;
  • наличие специализированного оборудования;
  • привлекательная ценовая политика;
  • предоставление гарантии на выполняемые работы;
  • наличие возможности заказа автозапчастей через сервис;
  • высокая квалификация мастеров;
  • выполнение узкопрофильных работ;
  • повышение квалификации основных рабочих;
  • уважительное и дружеское отношение к клиентам;
  • предоставление клиенту возможности личного присутствия при ремонте авто или ожидания окончания выполняемых операций в специально оборудованной комнате;
  • ведение предварительной записи.

Пошаговая инструкция открытия бизнеса

Чтобы правильно организовать прибыльный автотехцентр необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  1. Проводим анализ рынка.
  2. Определяем формат бизнеса и спектр оказываемых услуг.
  3. Разрабатываем детальный бизнес-план.
  4. Открываем фирму.
  5. Выбираем помещение или место для его строительства.
  6. В случае аренды, заключаем договор долгосрочного найма помещения или земли.
  7. Ремонтируем помещение, при необходимости проводим перепланировку.
  8. Покупаем оборудование, инвентарь и расходные материалы.
  9. Подбираем персонал.
  10. Осуществляем мероприятия для продвижения сервиса.

Регистрация бизнеса

Для мастерской, создаваемой «в гараже», подойдет организационная форма индивидуального предпринимателя. А для одиночного, сетевого или авторизованного сервиса – форма ООО.

Для работы фирмы в сфере оказания услуг диагностики и ремонта автотранспорта, продажи запчастей, при регистрации указываются следующие коды видов деятельности:

  • 50.2 - «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств»;
  • 50.3 - «Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями»;
  • 52.1 - «Розничная торговля в неспециализированных магазинах»;
  • 50.20.3 - «Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию транспортных средств».

Чтобы открыть станцию технического обслуживания с нуля следует подать в Налоговую инспекцию следующий пакет документов:

  • заявление;
  • свидетельство о регистрации фирмы;
  • документы, подтверждающие соответствие помещения пожарным и санитарным нормам;
  • договор на оказание услуг отопления, водоснабжения и вывоза мусора;
  • договор аренды помещения или документ, подтверждающий право собственности предпринимателя на него;
  • документ, подтверждающий соответствие предоставляемых услуг действующим стандартам;
  • на следующем этапе фирма должна пройти регистрацию во внебюджетных фондах и органах статистики;

Помещение и расположение

Требования к помещению сервиса:

  • наличие центрального водоснабжения;
  • наличие центральной канализации;
  • удаленность от жилых домов и водоемов – минимум 50 метров;
  • наличие электричества и отопления;
  • смотровая яма или возможность ее обустройства (иначе потребуется закупка подъемного оборудования);
  • площадь рассчитывается исходя из норматива: 5 квадратных метров на одного рабочего (без учета места для оборудования);
  • внешний вид;
  • наличие парковки.

Для открытия максимально выгодного и функционального сервиса, здание лучше построить самостоятельно. В этом случае предпринимателю придется найти подходящий земельный участок, который можно арендовать или купить. Последний вариант более предпочтителен, так как в этом случае можно быть уверенным, что арендодатель не прогонит предпринимателя с данной территории.

Требования к месторасположению автомастерской:

  • удобные подъездные пути;
  • высокая проходимость;
  • наличие поблизости автозаправки, гаражного кооператива, автодороги, автомойки;
  • отсутствие поблизости прямых конкурентов.

От грамотного выбора местоположения станции технического обслуживания автомобилей во многом зависит рентабельность бизнеса.

Площадь здания полноценного автосервиса разделяется на следующие зоны:

  • ресепшен;
  • комната для ожидания клиентов своих авто;
  • санузел для клиентов;
  • офисные помещения;
  • мастерские для технического обслуживания, диагностики и ремонта;
  • зона автомойки;
  • зона шиномонтажа;
  • инструментальный склад;
  • склад запчастей;
  • комната для персонала (с душем и туалетом).

Выбор поставщиков

Деятельность станции технического обслуживания транспортных средств сопряжена с заменой старых деталей и агрегатов на новые. Большинство сервисов осуществляют их продажу, поэтому предприниматель должен внимательно отнестись к процессу выбора надежного поставщика запчастей. Их довольно легко найти в Интернете. Использование специализированных интернет-сервисов позволит сэкономить время на поиске необходимого объекта и защитит от предоставления неактуальных данных.

Ключевые критерии выбора поставщика автомобильных запасных частей:

  • цена;
  • сроки поставки;
  • качество товара;
  • репутация поставщика;
  • ассортимент.

Необходимое оборудование и мебель

В зависимости от спектра работ выполняемых автомастерской, зависит ее оснащенность.

Чтобы преуспеть, на начальном этапе организации автосервиса потребуется вложить от двух до пяти миллионов рублей. Хорошо оснащенная автомастерская вызывает большее доверие у клиентов.

Необходимое ремонтное оборудование:

Необходимая оргтехника, нематериальные активы и рекламные материалы:

Необходимая мебель:

Подъемник для легковых автомобилей – 250 000 рублей Окрасочная камера – 500 000 рублей Шиномонтажное оборудование – 250 000 рублей Маслосборная установка – 20 000 рублей Маслораздаточная установка – 35 000 рублей Сварочный аппарат – 20 000 рублей

Видеоролик посвящен обзору современного оборудования для оснащения автосервиса. Снято каналом «»Тандем+», Оборудование для автосервиса».

Персонал

Штат сотрудников полноценного автосервиса включает следующих специалистов:

  • директор;
  • менеджер по работе с клиентами;
  • автомеханик;
  • электрик;
  • сварщик;
  • маляр;
  • слесарь;
  • человек, занимающийся шиномонтажем;
  • кузовщик;
  • диспетчер на прием;
  • несколько человек, занимающиеся мойкой автомобилей;
  • уборщица.

В небольшую автомастерскую лучше нанимать универсальных рабочих, которые смогут выполнять различные работы на достаточно хорошем уровне. Функции бухгалтера может выполнять сам предприниматель или специализированная фирма.

Продвижение и реклама

Для автомастерской лучшей рекламой является «маркетинг из уст в уста». Это неформальный способ передачи устной информации об услуге сервиса между потребителями. Но для того чтобы данный способ продвижения заработал, необходимо раскрутить бизнес и сформировать хорошую репутацию.

Предприниматель может проводить мониторинг пожеланий и предпочтений потребителей. А на основе полученной информации пытаться улучшить и усовершенствовать работу сервиса.

Также необходимо постоянно контролировать своих конкурентов по следующим критериям:

  • качество сервиса;
  • спектр предоставляемых услуг;
  • цены;
  • достоинства и недостатки.
  • баннер;
  • вывеска;
  • растяжка;
  • выносная рекламная конструкция;
  • стенд.

Кроме этого, для продвижения сервиса следует использовать:

  • интернет-пространство;
  • радио;
  • газеты;
  • журналы;
  • флаера;
  • листовки.

В Интернете следует создать фирменный веб-сайт, странички в социальных сетях, а также вести свой собственный канал на YouTube.

Для превращения разовых клиентов в постоянных, следует ввести программу лояльности, предусматривающую скидки:

  • на последующий ремонт;
  • при обращении в день рождения;
  • бесплатную мойку;
  • бонусную систему и пр.

Главные факторы, позволяющие удержать клиентов:

  • современное оснащение;
  • оперативное выполнение работ, в срок;
  • высокое качество;
  • внимательное отношение к клиентам.

Проверки

Частный автосервис контролируется:

  • Федеральной налоговой службой (один раз в год);
  • Пожарной службой;
  • службой экологии (два раза в год);
  • местной администрацией (в случае аренды муниципальной земли);
  • Полицией.

Сервис может быть расположен на муниципальной территории или же иметь прилегающую к зданию мастерской землю, принадлежащую городу. Таким образом, администрация имеет право осуществлять контроль за данным участком и проводить проверки.

Служба экологии проверяет:

  • как утилизируются отходы;
  • как хранятся отработанные горюче-смазочные материалы;
  • чистоту одежды у слесарей;
  • наличие масляных пятен на полу и т. д.

Финансовый план

Следует учесть все статьи расходов и максимально точно определить их стоимость. Образцы с расчетами можно бесплатно найти и скачать в Интернете.

Бизнес план автосервиса включает следующие затраты на организацию своего дела.

Начальные инвестиции в бизнес по ремонту транспортных средств составят около 4 миллионов рублей. Приведенный пример стартовых затрат рассчитан на организацию автосервиса среднего размера.

Регулярные вложения

Ежемесячные расходы автомастерской.

Примерные сроки открытия

На открытие станции по ремонту автомобилей, при условии аренды помещения, понадобится примерно пять месяцев. В случае строительства – дата открытия сервиса оттянется приблизительно на год.

Решение организационных вопросов займет около трех месяцев, в том числе:

  • оформление фирмы;
  • подбор помещения и заключение договора аренды;
  • подготовка проекта помещения;
  • получение разрешений от надзорных служб.

В то время, пока решаются организационные моменты, следует параллельно заняться подготовкой помещения.

В том числе:

  • ремонт здания;
  • заказ и установка оборудования;
  • наем сотрудников;
  • покупка расходных материалов, инвентаря, инструментов, мебели и оргтехники.

К маркетинговым мероприятиям следует приступить за два месяца до даты предполагаемого открытия сервиса.

Плюсы и минусы

Сильные стороны бизнеса по ремонту авто:

  • стабильный и высокий спрос;
  • перспективный рынок;
  • высокая доходность;
  • широкий выбор направлений работы сервиса.

Слабые стороны бизнеса по ремонту авто:

  • высокая конкуренция;
  • для начала нужен серьезный стартовый капитал;
  • бумажная волокита при регистрации;
  • многочисленные проверки.

Риски и окупаемость

Основные риски, влияющие на операционную деятельность автомастерской:

  • риск найма на работу низкоквалифицированного персонала;
  • риск потери профессиональных специалистов ввиду их ухода для работы к конкурентам;
  • усиление конкуренции со стороны крупных сетей, имеющих большие финансовые возможности и нацеленные на ту же целевую аудиторию;
  • снижение спроса из-за сокращения доходов населения.

Ввиду больших стартовых инвестиций, их окупаемость займет около трех лет. Реальный срок возврата вложенных средств зависит от точности планирования и реализации мероприятий бизнес-проекта.

Супруги Турсуновы утверждают, что хорошо организованный автосервис может работать с 15% рентабельностью. Их главное ноу-хау - IT-система, которая мешает сотрудникам воровать и заставляет их работать

Одна из основателей сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова

Свой путь в бизнесе уроженцы Узбекистана супруги Шерзод и Барно Турсуновы начали в 2001 году с торговли обоями из контейнера на строительной ярмарке в Мытищах. Через два года они уже владели десятью точками на рынке, но вовремя заметили смену тренда — через дорогу началось строительство первого российского «Леруа Мерлен». Турсуновы переключились на оптовую торговлю отделочными материалами, создав компанию «Евродизайн». К концу десятилетия предприниматели решили сменить сферу деятельности. «Мы хотели начать бизнес, который было бы можно, во-первых, масштабировать, во-вторых, легко поделить с партнером, и, в-третьих, он должен был расти в кризис», — рассказывает РБК Барно Турсунова. В 2011 году супруги выкупили убыточный автосервис на «Автозаводской» и решили на его базе построить сеть из 100 точек под брендом «Вилгуд» по всей стране. «Мы изначально рассчитывали, что, если будет кризис, люди будут чинить старые машины», — объясняет целевую аудиторию Турсунова.

Все через кассу

В покупку работающего автосервиса (с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами) было вложено 18 млн руб. личных средств, вырученных от продажи доли в «Евродизайне». «Артмоторс» с ежемесячным оборотом около 3 млн руб. продавался как прибыльный. «Но когда мы начали вникать в подробности, выяснилось, что бизнес убыточен, — вспоминает предпринимательница. — Работа строилась так: одни сотрудники сидят на приемке: можешь принять клиента? — Могу. — Приходите послезавтра. Дальше никакого планирования не было». Большая часть работы записывалась на бумажке или передавалась устно, все это приводило к простоям, уходу клиентов и тому, что деньги клиентов шли мимо кассы.

Восемь месяцев понадобилось Турсуновым, чтобы сделать свой новый бизнес эффективным. В первую очередь они наняли программистов и стали внедрять управление всеми процессами в автосервисе через специальную программу: от первого звонка клиента до заключительного этапа по выдаче ему ключей. «Все звонки проходили только через телефон компании, а далее человек должен был передать клиента по цепочке», — объясняет Турсунова. Сотрудники не могли работать с клиентом вне IT-системы. Это сразу лишило персонал возможности оказывать услуги «частным образом», минуя кассу. По словам Турсуновой, благодаря этому уже весной 2012 года обороты автосервиса увеличились до 7 млн руб. в месяц.

Для повышения эффективности бизнес был разделен на два юрлица: одно оказывало услуги по кузовному ремонту, другое — слесарные. «Мы решили, что слесарные сервисы будем масштабировать», — рассказывает Турсунова. После того как первый автосервис на «Автозаводской» начал приносить стабильный доход, в ноябре 2012 года супруги открыли второй и третий сервисы — на «Петровско-Разумовской» и «Домодедовской». Как следует из ЕГРЮЛ, новые центры открывались на паритетных началах с Алексеем Крапивиным, одним из крупнейших акционеров московского Интерпрогрессбанка; он уже был партнером Турсуновых в компании «Евродизайн». Связаться с Крапивиным через банк и через его знакомых РБК не удалось.

«Вилгуд» в цифрах

28 автосервисов работает под брендом «Вилгуд»: 6 собственных и 22 по франшизе

Более 8 тыс. клиентов обслужили в «Вилгуд» в марте 2016 года

90% клиентов сервисов «Вилгуд» — частные лица

8 тыс. руб. — средний чек в автосервисах «Вилгуд»

4 млн руб. — средний ежемесячный оборот автосервиса «Вилгуд» в Москве

400 млн руб. — оборот сети по итогам 2015 года

Источник: данные компании

Открытие каждого нового центра обошлось предпринимателям в сумму около 5 млн руб., однако выход на самоокупаемость вместо планируемых 12 месяцев занял полтора года. За это время в каждое предприятие пришлось дополнительно инвестировать по 4 млн руб. «Эти деньги мы потратили на тестирование IT-системы и покупку дополнительного оборудования, — объясняет Турсунова. — Кроме того, часть денег ушла на привлечение клиентов».


Барно Турсунова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Для решения проблемы Турсуновы стали совершенствовать созданную IT-систему. Для начала они постарались сделать так, чтобы клиенты не приезжали с улицы, а записывались заранее — таким образом мастер-консультант успевал бы подготовиться к их приходу (например, заказать запчасти). Это также позволяло бороться с простоями и очередями. Кроме того, такой подход позволял обезопасить владельцев от потери бизнеса. «Очень часто в автосервисах мастер-консультант становится владельцем всех отношений с клиентами, и если вдруг он захочет открыть свое дело, то просто уведет клиентов к себе, — рассказывает Турсунова. — Мы хотели, чтобы люди шли в «Вилгуд», а не к конкретному мастеру». Предварительная запись прикрепляет клиента к компании, а не к адресу, и в случае потери помещения автосервис не лишится клиентов. По словам Турсуновой, такой подход принес свои плоды: сейчас более 90% клиентов «Вилгуд» приезжают по предварительной записи, и когда в 2014 году первый автосервис переехал с «Автозаводской» на «Кантемировскую», это не привело к падению клиентского потока.

Для привлечения и удержания клиентов была разработана система клубных карт, приобретение которых позволяло клиенту получать определенный перечень услуг (например, замену масла или сход-развал) в течение года бесплатно.

Как работает IT-система в «Вилгуд»

Для работы с клиентами в автосервисах «Вилгуд» используется IT-платформа собственной разработки — Wilgood IS. С ее помощью контролируются все операции и этапы работы с клиентами. Процесс обслуживания клиента разбит на этапы, каждый из которых отмечается в системе: входящий звонок и согласование сроков визита, подготовка к визиту клиента, приемка автомобиля и составление заказ-наряда, выполнение ремонта и оказание услуг, контроль качества и подготовка автомобиля к выдаче, возврат автомобиля и расчет.

За выполнение каждого этапа отвечают конкретные сотрудники, которые за выполнение своих обязанностей получают баллы. Например, сотрудник call-центра получает несколько баллов за звонки потенциальным клиентам, а если ему удается собрать о клиенте первичную информацию (марку машины, указать проблемы автомобиля) и завести на него карточку в системе, то количество баллов увеличивается в четыре раза. «Мы говорим каждому сотруднику, что он получает зарплату не за должность, а за результаты работы, — объясняет Турсунова. — У каждого сотрудника 15-20 KPI, которые он должен выполнить». Механик получает баллы за каждый нормо-час работы, но, если он не выполняет работы в установленное время, баллы вычитаются (в случае задержки клиент получает компенсацию в 500 руб. за каждый час). «Если клиент вернулся через три месяца, то механик получает премиальные баллы, — рассказывает Турсунова. — Если по результатам опроса клиента выясняется, что он чем-то недоволен (например, ему не вернули замененные запчасти), то баллы вычитаются». По итогам месяца заработанные сотрудниками баллы конвертируются в премии или денежные потери. «Коэффициент конвертации зависит от результатов работы автосервиса в целом, поэтому отличается месяц от месяца», — объясняет Турсунова.

По окончании каждого этапа работы с клиентом сотрудник обязан передать клиента по цепочке: например, мастер-консультант с помощью системы выбирает наиболее подходящего механика в зависимости от его рейтинга, загруженности и типа автомобилей, с которыми он работает. Если же сотрудник не отмечает какое-либо действие в системе, дальнейшее обслуживание клиента становится невозможным. «Система довольно жесткая — при ее внедрении в новый автосервис до 70% сотрудников увольняются, зато те, кто остаются, остаются надолго», — говорит Барно Турсунова.

Экономика автосервиса

Барно Турсунова утверждает, что инвестиции в открытие автосервиса на шесть подъемников на площади 500 кв. м не превысят 5,5 млн руб. «Именно такая площадь оптимальна для бизнеса, — отмечает она. — Несколько автосервисов «Вилгуд» открыты в помещениях бывших дилерских центров площадью 1000 кв. м, но из-за этого эффективность бизнеса снижается, поскольку приходится платить за воздух». Почти половина расходов — это закупка оборудования. Первый месяц аренды вместе с обеспечительным платежом будет стоить в среднем около 400 тыс. руб. «Вилгуд» предпочитает экономить на аренде, размещая большинство своих сервисов в весьма труднодоступных местах. Около 150 тыс. руб., по ее словам, уйдет на вывеску. Турсунова рекомендует иметь свободные средства в размере 1 млн руб., чтобы финансировать бизнес на старте, пока он не выйдет на окупаемость.

На оплату труда сотрудников (с учетом налогов) в автосервисах «Вилгуд» в среднем уходит от 20 до 30% общей выручки (чем меньше выручка, тем больше доля). По словам Турсуновой, механик в «Вилгуд» получает 22% от стоимости произведенной им работы, а мастер-консультант — 10%. Другая крупная статья расходов — закупка запчастей. Их компания заказывает у оптовиков и продает с наценкой до 65%. Продажа запчастей по заказ-нарядам клиентов приносит половину выручки автосервису (но клиент имеет права принести свои запчасти для ремонта). Запчасти также продаются «на улицу» в магазине при автосервисе, что приносит еще 2-20% от выручки.


Постоянная расходная часть в сервисе включает аренду (в Москве и области — от 280 тыс. до 460 тыс. руб. в месяц), коммунальные платежи (40-80 тыс. руб.). «Арендная плата за помещение, например в Долгопрудном, составляет 400 тыс. руб. в месяц, но мы сдали его часть в субаренду автомойке за 120 тыс. руб. в месяц, — объясняет Турсунова. — Сейчас обеспечительный платеж составляет обычно предоплату за один месяц аренды». Около 10% от выручки все автосервисы (собственные и работающие по франшизе) отчисляют в управляющую компанию за маркетинг, услуги call-центра и контроля качества, а также роялти (3,5% от выручки). Для автосервиса в Москве точка безубыточности — это выручка 2 млн руб. в месяц, утверждает Турсунова. В среднем один автосервис «Вилгуд» сейчас выходит на этот уровень за два—три месяца, говорит предпринимательница. Средний оборот по сети — 4 млн руб. в месяц.

В «Вилгуд» утверждают, что при такой выручке автосервис способен зарабатывать до 600 тыс. руб. прибыли в месяц, то есть работать с 15% рентабельностью. Правда, за 2014 год по четырем собственным точкам Турсуновых, отчетность по которым РБК удалось обнаружить в системе «Контур.Фокус», рентабельность чистой прибыли составила около 3,5%: при суммарной выручке 107 млн руб. совокупная чистая прибыль составила всего 3,6 млн руб. Турсунова объясняет это тем, что показатели месяц к месяцу по каждой точке колеблются. «Кроме того, с первыми центрами мы долго мучились, отрабатывая на них технологии управления, с новыми все происходит быстрее», — говорит предпринимательница.

Покатились по России

На старте Турсуновы планировали самостоятельно открыть 100 автосервисов, но поняли, что это потребует больших инвестиций и много времени. Поэтому в 2014 году предприниматели запустили франшизу, основой которой является использование разработанной IT-системы. Несмотря на высокую стоимость (паушальный взнос составлял 1 млн руб.), сразу несколько человек выразили желание ее приобрести.


Первым франчайзи «Вилгуд» стал предприниматель Андрей Варнавский из Троицка. «У меня была цель выйти на стабильные показатели по прибыли, и я посчитал, что быстрее отобью затраты в 1 млн руб. на покупку франшизы, если смогу сглаживать фактор сезонности за счет удержания клиентов, — рассказал он РБК. — Благодаря IT-системе мне удалось заставить сотрудников выйти из зоны комфорта и начать работать с клиентами. Сейчас я вижу все ключевые показатели работы каждого мастера, а у сотрудников появился азарт в работе». По словам предпринимателя, выручка его автосервиса за три месяца работы по франшизе удвоилась. По итогам 2014 года, по данным системы «Контур.Фокус», автосервис Варнавского сработал с чистой прибылью 6,9 млн руб. при выручке 29 млн руб. В марте 2016 года Варнавский открыл четвертую точку под брендом «Вилгуд».

С момента запуска франшизы под брендом «Вилгуд»​ открылось 22 автосервиса: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Координирует работу сети специально созданная компания, которая занимается маркетингом, отвечает за услуги call-центра и контроля качества. «Отдельный автосервис не может себе позволить полноценный отдел развития, и мы решили его сделать централизованным», — объясняет Турсунова. Все эти услуги для автосервисов сети «Вилгуд» платные: по итогам каждого месяца УК выставляет им счет за привлеченных клиентов, по факту закрытия заказ-наряда. Кроме того, УК договаривается с поставщиками запчастей о скидках и создании запасов на их стороне, чтобы минимизировать неликвид на собственном складе. «С поставщиками у нас договоренность, что мы можем вернуть запчасти им», — рассказывает предпринимательница.

По словам Турсуновой, сейчас спрос на франшизу «Вилгуд» не снижается, несмотря на высокий входной порог. По ее словам, в последний год в компании не только не упало количество клиентов, но из-за подорожания запчастей даже не снизился средний чек, несмотря на то что общее количество входящих в него работ уменьшилось. Сейчас он по-прежнему составляет около 10 тыс. руб. по Москве и 8 тыс. руб. в среднем по России. «К нам обращаются владельцы автосервисов, у которых нет клиентов, снижается чек, — объясняет Турсунова. — Мы помогаем это подтянуть».

Какой доход у автосервиса в месяц? Сколько можно заработать на небольшом боксе на 2 автомобиля в месяц, выполняя стандартный спектр работ. Даже поверхностный расчет автосервиса показывает высокую рентабельность такого бизнеса, а, учитывая, что в период кризиса люди начинают меньше покупать новых автомобилей, и больше чинят старые, то перспективы у данного направления огромные.

Итак, стандартный сервис на два места. Первое – это яма, где осуществляется замена масла и всех расходников. Второй заезд – это ремонт ходовой, мелкие слесарные работы.

Расчет дохода автосервиса:

Бокс

Доход за день, рублей.

В месяц

Средняя цена работы – 500 рублей. Среднее время – 40 минут.

Средняя цена работы – 800 рублей. Среднее время – 1 час.

Итоговый доход

Это при ремонте автомобилей типа ВАЗ, и если автосервис гаражного типа. Для иномарок и в хорошем месте доход может быть в 1,5-2 раза выше. А если работа осуществляется по сменам и без выходных, то и в 3-4 раза.

Расход на заработную плату составит примерно 60-70 тысяч рублей. Итого, владелец получит около 190000 рублей дохода. Минус 6% налог = 178600 рублей.

Но, понятно, что это не все статьи дохода автосервиса. Львиная доля идет от продажи самого масла, расходных материалов, жидкостей, колодок и так далее. На запчастях еще можно поднять 10-20% свободно.

Выгодно ли держать свой автосервис?

Пожалуй, самое выгодное – это узкая специализация, когда автосервис выполняет только определенные виды работ. Например, замену цепи или ремня ГРМ. Для работы у него есть материалы, съемники, специальное оборудование. А рабочие успевают эту замену делать в рекордно короткие сроки. Тогда доходность возрастает в разы.

Если автосервис широкого профиля, то все гораздо сложнее. Огромное количество времени уходит на то, чтобы разобраться с той или иной проблемой. Пока техник ищет решение в интернете, подъемник простаивает, предприятие несет убытки.

Если грамотно подойти к вопросу, то 300 тысяч в месяц для регионов с автосервиса – не проблема. Так что заниматься таким бизнесом выгодно.

Для открытия тоже не нужны большие затраты, те же подъемники б/у продаются по минимальной стоимости, понадобится еще сварка, наборы головок, динамометрические ключи и другие мелочи. На открытие автосервиса без учета покупки помещения на оборудование нужно около 500 тысяч рублей.

Подобный бизнес будет крайне выгоден в ближайшее время – виной тому и кризис, и доступность автомобилей, и потребительское отношение к жизни постсоветского населения.


Самое обсуждаемое
Рассказ о профессии родителей окружающий мир 2 Рассказ о профессии родителей окружающий мир 2
Презентация Презентация "Фосфор" презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Самые известные фотографы мира Самые известные фотографы мира


top