Что такое «Электронная путевка. «Электронная путевка» стала инструментом для обмана туроператоров Единая электронная система мониторинга распределения путевок

Что такое «Электронная путевка. «Электронная путевка» стала инструментом для обмана туроператоров Единая электронная система мониторинга распределения путевок

Система «Электронная путевка» (ЭП) может стать обязательной для всех туроператоров уже в 2019 году - соответствующие поправки готовит Министерство культуры, говорится на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Как отмечается в документе, обязательное использование ЭП в первую очередь направлено на оперативное принятие решений в случае возникновения кризисной ситуаций. Однако, по мнению экспертов, истинная цель такого нововведения - усиление контроля за налоговыми отчислениями туроператоров.

Напомним, поправки в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вступившие в силу 1 января этого года, предусматривают создание системы «Электронная путевка», в которой должны содержаться основные данные о туристе и путешествии, формируемые на основании заключенного договора о реализации турпродукта. На данный момент формирование ЭП для туроператоров является необязательным, что, по данным Минкульта, не позволяет увидеть в системе информацию о реальном количестве туристов, стране пребывания, сроки тура и т.д. для оперативного принятия решений в случае возникновения кризисной ситуации.

«В настоящее время туроператоры и турагенты при заключении договора о реализации туристского продукта не обязаны формировать электронную путевку в единой информационной системе электронных путевок. Обязательное формирование электронной путевки при заключении договора о реализации туристского продукта как в письменной форме, так и в форме электронного документа будет способствовать повышению прозрачности туристского рынка, защите интересов туристов, а в случае возникновения кризисной ситуации, позволит оперативно установить параметры действующих путевок (количество туристов, страна (место) пребывания, сроки тура и т. д.)», - уточняется в уведомлении.

Как отмечают эксперты, такое развитие событий было вполне ожидаемым. При этом, по словам основателя юридического агентства « » , на данный момент ЭП не интегрирована с расчетами, что фактически превращает её лишь в инструмент статистического наблюдения для сверки заявленных объемов туроператоров с их фингарантиями. «Я думаю, что в ближайшее время систему «электронная путевка» доработают и сделают фискальной - с ее помощью все сведения будут передаваться в налоговую», - пояснил г-н Мохов.

Он также отметил, что обязательное использование ЭП ничего не поменяет для туристов в плане их безопасности, а приведет лишь к усилению контроля за туроператорами. «Косвенно обеление бизнеса в целом влияет на степень безопасности. Но непосредственно по конкретному договору ничего не поменяется, поскольку «электронная путевка» - это не документ для туриста, это информационная система для Ростуризма», - уточнил Георгий Мохов.

К слову, разработка самой «электронной путевки», введение которой было запланировано ещё на 1 января этого года и которое со скандалом провалилось, продолжается: как стало известно, система будет передана из Ростуризма в государственную корпорацию Ростех для дальнейшей доработки. Однако, по мнению IT-экспертов, внести какие-либо изменения в «чужой» проект не всегда могут даже самые высококлассные специалисты, поэтому нельзя исключать, что в данном случае речь идет о создании системы «Электронная путевка» с нуля.

Как ранее пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Андрей Вершинин, гендиректор сети турагентств «Слетать.ру» и член президиума правления АТА, нельзя исключать, что в данном случае речь идет о создании совершенно нового проекта. «Как IT-специалист я могу сказать, что, когда программное обеспечение, которое не эксплуатировалось, передается из одной компании в другую, все исходные наработки будет практически невозможно запустить в новой организации. Для этого необходимо поднять исходный код, а в случае с ЭП это очень сложный программный продукт, причём я не думаю, что он достаточно хорошо документирован для передачи. И в целом - это очень проблематично разбираться в чужом коде, особенно, когда он достаточно сырой. На мой взгляд, это идентично разработки с нуля», - пояснил он.

На этом фоне можно предположить, что обязательное введение ЭП вполне может быть отсрочено на неопределенный срок. Однако если исходить из того, что система может стать инструментом для контроля за налоговыми отчислениями туроператоров, то вполне вероятно, что ее запуск в усеченном виде состоится в указанные сроки.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

С 1 января 2018 года благодаря системе «электронная путёвка» все российские туристы получат «гарантию» того, что купленная турпутевка будет полностью и качественно исполнена. Ростуризм уже приступил к тестированию «электронной путёвки» среди туроператоров. Что это за информационная система? И как она повлияет на рынок туризма?

Электронная путевка в туризме – это государственная информационная система (ИС), в которую туроператоры и турагенты вносят всю информацию о бронировании и оплате турпутевок. По уникальному номеру электронной путевки туристы смогут убедиться, что она введена в систему и корректно оформлена, а сам туроператор зарегистрирован и имеет право оказывать туристические услуги. Разработка ИС ведется во исполнение Федерального закона №49 от 2 марта 2016 года.

Электронная путевка: как это будет работать?

С 1 января 2018 года все туроператоры должны будут зарегистрироваться в ИС «электронная путёвка» и фиксировать в ней все проданные путевки (турпродукты). Электронная путевка будет распространяться как на поездки внутри страны, так и на зарубежные турне. Оплатив своё путешествие, турист получает от туроператора (турагента) квитанцию электронной путевки с её идентификационным номером.

Что дает проект электронной путевки и её номер туристу?

С помощью этого номера турист мало что может сделать – только убедиться на сайте Ростуризма, что такой туроператор существует и имеет право предоставлять туристические услуги, что его поездка зарегистрирована государством и правильно или неправильно отражает состав и статус (оплачена, не оплачена, частично оплачена).

То есть, если такого номера нет на сайте Ростуризма, или электронная путевка оформлена на кого-то еще. То, возможно, пора обращатиться в правоохранительные органы – велика вероятность, что вы имеете дело с мошенниками. Если же все правильно оформлено, то в случае невыполнения туроператором своих обязательств (например, приехав на место, обнаружилось, что номер не был оплачен) турист с номером электронной путевки сможет обратиться в фонд персональной ответственности туроператора при Ассоциации «Турпомощь». Где ему помогут в получении возмещения и в решении его проблем.

Заранее убедиться, что все ваши билеты и отели оплачены в системе нельзя – она этой информации не содержит.

Какая информация будет храниться в системе «Электронная путёвка»?

В системе «Электронная путёвка» будут храниться:

  • Общие данные : номер электронной путевки, ее дата, описание маршрута, дата начала и окончания поездки, страна и город отправления и въезда, статус и тип поездки.
  • Реквизиты договора : номер и дата договора, стоимость, агентская комиссия, статус оплаты туроператору (впрочем, вы и так это знаете, оплатили ли вы путевку или нет).
  • Поставщик турпродукта : наименование туроператора/турагента, его номер в государственном реестре (если его нет в реестре, он не будет подключен к информационной системе и не сможет оформлять электронные путевки).
  • Информация о заказчике : для юрлиц – название и реквизиты, для частных лиц – Ф.И.О. и паспортные данные.
  • Путешественники : Ф.И.О., дата рождения, телефон, паспортные данные.
  • Авиаперелеты : Авиакомпания, номер рейса, дата и время вылета и прилета, аэропорты вылета и прилета, номер брони и номер билета.
  • Железнодорожный проезд – аналогичные данные – Перевозчик, город, станция и время отправления и назначения, номер маршрута и номер билета.
  • Проживание : адрес и название гостиницы, тип расселения, дата заезда и выезда.
  • Прочие услуги : например, страхование (компания, страховая сумма, период действия).

Ростуризм и разработчик проекта обещают, что все персональные данные туристов надежно защищены и будут доступны в агрегированном виде Ростуризму и оператору информационной системы.

Для кого система «Электронная путёвка» предназначена?

«Электронная путёвка» нужна государству для фискальных целей – любая продажа тура мимо системы будет незаконна. При этом вся отрасль становится прозрачной для регулятора: количество проданных туров, популярные направления, карту путешествий и другие данные. Таким образом, с помощью системы Ростуризм будет вести оперативный контроль за туроператорами и их финансовым состоянием.

Кроме того, по словам Алексея Денисова, директор проекта со стороны «Астерос» – фирмы-разработчика системы, – «система уже располагает дополнительным функционалом для банков и страховых компаний. Через личный кабинет на сайте Ростуризма представители смежных сфер смогут отслеживать финансовую активность туроператора. Не исключено, что в будущем банки и страховые смогут блокировать выданные туроператору гарантии, в случае появления у него каких-либо финансовых проблем.»

Как туроператоры могут работать с ИС «Электронная путёвка»?

По словам Ростуризма, есть два варианта подключения к данным проекта – через специальный веб-портал и с помощью защищенного канала связи.

Первый вариант подойдет тем турагентствам, у которых нет специализированной программы продажи туров, и всю информацию они смогут заносить и хранить на сайте Ростуризма. Крупные и средние туроператоры должны будут адаптировать свое программное обеспечения для связи с системой «электронная путёвка», либо вести «двойную бухгалтерию», занося данные и в свою систему и в программу Росреестра. «Астерос» считает, что такая адаптация не потребует много средств, участники рынка думают об этом иначе.

По заявлению разработчиков проект уже готов на 80% и сейчас идет завершающий этап -тестирование системы. Тем временем Правительство готовит постановления, которые установят, какая информация будет доступна туристам, туроператорам и регулятору, как и кем будет обслуживаться система, кем финансироваться.

По данным Ростуризма, сейчас 70% поездок оформляется через туроператоров. По состоянию на июль 2017 года в России зарегистрировано 635 туроператоров и 3.7 тысяч турагентств.

Что думают участники рынка об «Электронной путёвке»?

Опрос, проводимый HotLine.travel, показал, что 51% турагентов полагает, что если в системе все данные клиентов будут передаваться туроператорам, то они потеряют всех клиентов и закроются. 21% думают, что ничего не измениться, 16% – выживут только профессионалы, еще 12% полагают, что с запуском проекта массовой потери клиентов не случится.

Другую опасность для себя участники рынка видят в раскрытии данных об агентском вознаграждении перед клиентом, так как это может подвигнуть туристов к покупке путешествий напрямую у туроператора.

Кроме того, не все клиенты готовы рассказать государству о своем отдыхе, что побудит их делать самостоятельное бронирование. Действительно, что мешает бронировать отели, самолеты, поезда самостоятельно через интернет? Владение языком? – Это легко решается, если есть деньги. При этом все эти компании могут иметь иностранную юрисдикцию.

Главным камнем преткновения между компаниями и Ростуризмом по электронным путевкам является вопрос – какую стоимость тура указывать (у игроков есть 5-6 вариантов) и соответствие фонда персональной ответственности туроператора и разрешенный объем продаж.

Дело в том, что фонд составляет 1% от оборота продаж компании за прошлый год. И участникам рынка не понятно, как будет происходить сверка оборота в информационной системе с суммой фонда, будут ли ограничения на оборот продаж в текущем году из-за размера фонда?

Информационная система «Электронная путевка» создается группой «Астерос » по заказу Ростуризма . В соответствии с федеральным законом от 2 марта 2016 г № 49-ФЗ, с 1 января 2018 года «Электронная путевка» должна быть запущена в промышленную эксплуатацию.

Планируется, что использование «Электронной путевки» позволит обеспечить контроль над реализацией турпродукта и предоставлением туристских услуг. Каждый турист сможет самостоятельно проверить факт регистрации в информационной системе своей электронной путевки, которая является свидетельством наличия государственных гарантий у компании, продавшей турпродукт, а также присутствия данной компании в реестре Ростуризма.

2018: Передача проекта структуре «Ростех»

В конце июня 2018 года стало известно о том, что входящая в «Ростех» компания «Национальные туристические технологии» стала оператором информационной системы «Электронная путевка». Соответствующее поручение президент России Владимир Путин дал еще 17 мая, сообщает РБК , ссылаясь на представителя «Ростуризма» .

По его словам, решение главы государства стало результатом совместного обращения к нему «Ростеха» и Ростуризма. К 25 июня 2018 года ведется работа «по организации исполнения этого поручения», сообщили в Ростуризме.

Пока туроператоры могут подключиться к «Электронной путевке» добровольно. Ростуризм и «Ростех» предложили «законодательное утверждение обязательности использования электронной путевки участниками рынка», рассказал представитель агентства. Компании предупреждены о том, что в ближайшей перспективе «Электронная путевка» станет обязательной, рассказали изданию директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.

Систему уже тестировали около ста туроператоров, среди которых НТК «Интурист» , PAC Group , «ВИП Сервис», TUI Russia & CIS . Опрошенные РБК в конце 2017 года туроператоры сообщили, что не намерены полностью переходить на «Электронную путевку». По их словам, в системе много технических недоработок.

По мнению главы компании «ВИП Сервис» Дмитрия Горина, у «Национальных туристических технологий» есть технологические возможности для доработки и эксплуатации «Электронной путевки». Он поддержал мнение «Ростуризма» о том, что система станет эффективным средством защиты туристов и сделает рынок более прозрачным.

Собеседник РБК, участвующий в обсуждении дальнейшей судьбы «Электронной путевки», считает, что проект может быть запущен с 1 января 2019 года. Обслуживание системы, по его оценкам, обойдется более чем в 1 млрд рублей в год без учета расходов на доработку.

2017

Стартовало открытое тестирование «Электронной путевки»

Ростуризм) 22 сентября 2017 года объявило о старте открытого тестирования информационной системы «Электронная путевка», создаваемой группой «Астерос ». Оценить функционал сервиса смогут турагентства, туроператоры и другие заинтересованные участники рынка.

Реализация проекта разбита на три ключевых этапа; по данным на сентябрь 2017 года системный интегратор работает над третьей - последней - очередью системы. До запуска системы в промышленную эксплуатацию, запланированного на 1 января 2018 года, работу сервисов и информационных страниц системы проверят сами туроператоры и турагенты. Для этого им достаточно перейти на страницу «Электронной путевки» на сайте Ростуризма и подключиться к тестовой версии системы, следуя специальной инструкции.

Открытое тестирование системы будет проходить до ее сдачи в промышленную эксплуатацию. Для апробации доступно 4 ключевых сервиса; далее по мере готовности системы их количество будет увеличиваться.

Предполагается, что в ходе тестирования туроператоры и турагенты смогут на практике оценить удобство и качество работы основных сервисов «Электронной путевки», а также ознакомиться с работой системы еще на этапе ее создания. В период тестирования специалисты «Астерос» отследят работу всех узлов информационной системы и на основе полученных результатов проведут окончательную настройку сервисов с учетом полученных замечаний пользователей. После запуска системы работать с ней будут как компании туррынка, так и туристы.

Информационная система «Электронная путевка» очень важна для защиты прав и законных интересов туристов. Она поможет повысить прозрачность туристской отрасли и сделать взаимодействие всех участников рынка и туристов технологичным. Внедрение цифровых технологий в туризме упростит процедуры учета и контроля за реализацией турпродукта, минимизирует возможность использования недобросовестными участниками рынка «серых» схем в ущерб потребителям, а для туркомпаний, работающих в строгом соответствии с законодательством, откроет возможности по снижению издержек. Тестирование позволит опробовать систему в действии и на финальном этапе разработки сделать ее удобной и полезной для всех категорий пользователей, - убежден руководитель Ростуризма Олег Сафонов .

Проект по разработке государственной информационной системы «Электронная путевка» выходит на финишную прямую, - отметил со своей стороны Алексей Денисов , директор проекта группы «Астерос». - Оставаясь единственным исполнителем проекта на протяжении всего времени создания системы, мы старались услышать рынок и учесть все пожелания к ее функциональности. Теперь мы готовы предоставить ряд основных сервисов ИС ЭП для оценки непосредственными пользователями - турагентами и туроператорами. Для них это, прежде всего, возможность ближе познакомиться с функционалом системы и уже на данном этапе организовать сопряжение своих систем с «Электронной путевкой». Получение обратной связи по результатам тестирования финального образца - важнейший этап для нас: мы тщательно проанализируем все замечания и, при необходимости, доработаем систему в соответствии с ними. Это позволит нам обеспечить высокое качество продукта, прошедшего «боевое крещение» рынком.

«Астерос» отстоял право Ростуризма на ПО проекта «Электронная путевка»

Как стало известно 12 сентября 2017 года, компания «Астерос » проиграла в суде дело по иску компании «Аэронавигатор», выступившей субподрядчиком по проекту создания ИС «Электронная путевка», и, как результат, выплатит истцу 56,5 млн руб. в качестве долгов и процентов по контракту. Интегратор не сумел отстоять в споре с «Аэронавигатором» свою позицию, согласно которой субподрядчик выполнил работы не в срок и не оказал при этом предусмотренные субконтрактом консультационные услуги, однако смог доказать бесспорное право Ростуризма на ПО, разработанное в рамках проекта.

Решение в пользу истца

В мае 2016 года по итогам тендера Ростуризм подписал с «Астерос» контракт стоимостью 162,1 млн рублей на создание второй очереди системы «Электронная путевка». После этого интегратор привлек «Аэронавигатор» на субподряд за 65 млн рублей. Как указал «Астерос» в суде, оплату выполненных субподрядчиком работ компания произвела «за вычетом начисленной неустойки» в размере порядка 54 млн рублей - в связи с несвоевременной сдачей работ и неоказанными услугами.

Решающим аргументом при принятии решения в пользу истца стал тот факт, что предварительные испытания системы, проведенные в ноябре 2016 года - накануне завершения срока исполнения контракта, были признаны успешными. Их результаты были переданы компанией «Астерос» заказчику - Ростуризму, и стороны «друг к другу претензий не заявляли».

На этом основании суд признал правомерность исковых требований «Аэронавигатора», а встречный иск «Астероса» отклонил.

Права на интеллектуальную деятельность

Тем не менее, по словам директора проекта «Электронная путевка» в «Астеросе» Алексея Денисова, компания не вполне считает себя проигравшей по итогам данного разбирательства. В своем иске к интегратору «Аэронавигатор» также требовал компенсацию в размере 5 млн рублей за нарушение исключительных прав на результат его интеллектуальной деятельности в ходе создания системы. По утверждению субподрядчика, программная часть проекта принадлежит ему, соответственно, права на нее не могут быть переданы Ростуризму, а продолжение проекта нелегитимно. Данную часть претензий истца Арбитражный суд Москвы удовлетворить отказался.

Развитием «Электронной путевки» займется «Ростех»

Развитием информационной системы (ИС) «Электронная путевка», разработанной компанией «Астерос » по поручению федеральных властей, займется концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) , входящий в «Ростех ». Как сообщает «Коммерсантъ» , систему, куда должны поступать данные обо всех проданных турах, планируется запустить в начале 2018 года. Однако, в профессиональной среде утверждают, что в новой системе до сих пор много недоработок.

Меморандум о развитии «Электронной путевки» КРЭТ планирует подписать с Ростуризмом в рамках авиасалона МАКС, который пройдет с 18 до 23 июля 2017 года. Сама система в тестовом режиме была запущена еще в конце 2015 года: в ходе пилотного запуска обработана информация о 40 тыс. туров и 50 тыс. путевок без указания персональных данных. Как только ИС заработает, каждая путевка, проданная в будущем, получит номер, по которому можно будет отследить ее статус (бронь, предоплата, оплата, исполнение), узнать информацию об авиарейсе, о гостинице и о том, насколько страховое покрытие туроператора соответствует объему его деятельности.

Предполагается, что система заработает в штатном режиме с начала 2018 года. Советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин утверждает, что «Электронная путевка» повысит прозрачность рынка, так как с ее помощью можно отслеживать статус оплаты путевки и требовать возврата средств в случае неисполнения обязательств.


По статистике Ростуризма, 70% поездок оформляется через туроператоров.


По состоянию на июль 2017 года на российском рынке 635 операторов выездного туризма и 3,7 тыс. компаний, оказывающих туристские услуги по России .

Пока обсуждается, что для туроператоров и агентств подача сведений в ИС будет бесплатной. Но гендиректор туроператора Click Voyage Игорь Козлов допускает появление в будущем сбора за участие в «Электронной путевке». Это подтверждает собеседник `Ъ`, близкий к Ростуризму. Помимо этого участников рынка беспокоит, что в ИС много недоработок.


Среди спорных моментов - контроль фонда персональной ответственности оператора (для операторов выездного туризма - формируется из отчислений в размере 1% от оборота за прошлый год), который гарантирует возмещение ущерба туристам.


Реализация проекта «Электронная путевка» разбита на три ключевых этапа. На декабрь 2016 года завершен второй этап. По итогам работ расширен функционал действующих подсистем, сформирована и апробирована функциональная подсистема оперативного контроля деятельности туроператоров и турагентов, введена в действие и подготовлена к аттестации система защиты персональных данных туристов. Все электронные путевки, передаваемые в систему второй очереди туроператорами и турагентами, заверяются электронно-цифровой подписью. Банкам и страховым компаниям предоставлена возможность оперативного контроля размера банковских гарантий и страховых депозитов туроператоров.

Создание информационной системы «Электронная путевка» направлено на защиту интересов потребителей и недопущение кризисных ситуаций в туристической отрасли. Она призвана повысить прозрачность и безопасность рынка, стать инструментом контроля за выполнением туроператорами своих обязательств перед клиентами и помочь туристам избегать недобросовестных компаний. Благодаря системе россияне будут чувствовать себя увереннее при покупке туров, в отрасли снизится количество «серых» схем работы и связанных с ними рисков для потребителя, - сообщил Олег Сафонов , руководитель федерального агентства по туризму.

Создание информационной системы `Электронная путевка` является для нас беспрецедентным: это федеральный масштаб, уникальные для нашей страны отраслевые решения и социальная значимость проекта. Нам удалось проделать большую работу совместно с коллегами из Ростуризма. На данный момент готовность системы доведена до 80%. Мы добились максимального уровня защиты информации, в частности, персональных данных граждан, и готовы идти дальше. Впереди нас ждет главное – вывод `Электронной путевки` в жизнь, оценка рынка и граждан. Это наиболее важная и критичная для нас часть работы, и мы приложим все усилия, чтобы и финальный этап был успешным, - добавил Алексей Денисов , директор проекта группы «Астерос».

2015

Завершение тестирования прототипа «Электронной путевки»

В рамках первого этапа работ, подразумевающего технорабочее проектирование системы и разработку опытного образца системы, «Астерос » в собственном Центре компетенций развернула комплекс технических средств, на основе которого создала прототип будущей ИС.

Для согласования регламента информационного обмена и отработки механизмов интеграции между ИС «Электронная путевка» и системами туроператоров организовано тестирование прототипа поставщиками услуг в сегментах выездного и внутреннего туроперирования: компаниями «НТК Интурист» и ITM Group. К апробации привлекли разработчика программного обеспечения для автоматизации туристской деятельности – «Мегатек», отраслевое решение которого используют более 800 операторов по всей России.

Согласно плану тестирования в прототипе ИС «Электронная путевка» обработана информация о 40 тыс. туров и более 50 тыс. путевок с обезличенными персональными данными.

Для испытания опытного образца "Электронной путевки" мы выбирали операторов из крупного и среднего сегмента бизнеса, специализирующихся на различных туристских направлениях. Так, для обработки данных о турах в «НТК Интурист» внедрена собственная информационная система, а ITM Group использует программное обеспечение стороннего разработчика, доступное массовому рынку. В ходе тестирования мы учли все пожелания участников, сделали соответствующие корректировки, подготовили и согласовали регламент информационного обмена между всеми сторонами. На последующих этапах будет произведена интеграция с программными продуктами, используемыми остальными туроператорами, - сообщил Алексей Денисов .

В рамках проведенной работы учтены разнообразие и специфика оказания услуг разными поставщиками. Не менее важным преимуществом компании-тестировщики называют возможность для каждого туриста в любой момент в режиме онлайн проверить статус своей путевки.

Перед нами стоит задача – обеспечить безопасность туристов, иметь возможность предупредить негативные последствия в случае чрезвычайных ситуаций, а также повысить прозрачность рынка туристических услуг. Для нас, как регулятора, очень важно видеть поддержку со стороны игроков туристского рынка. Отдельно хочется выделить туроператоров «НТК Интурист» и ITM Group, принявших участие в тестировании разрабатываемой системы. Данные компании показали свой высокий профессионализм в решении поставленной задачи и первые поддержали качественные изменения в налаживании механизмов регулирования туристической отрасли. Проявляемая инициатива участников рынка помогает в оперативности принятия решений и способствует повышению качества выполняемой работы. Параллельно мы ведем активную работу по подготовке и запуску нормативно-правовой базы. Реализуемый комплекс мер создаст необходимую платформу для качественного рывка в развитии туристской отрасли России, - рассказал Сергей Корнеев на выполнение первого этапа проекта создания информационной системы «Электронная путевка».

Для создания современных механизмов регулирования рынка туризма, помогающих быстро и достоверно собрать информацию о проданных туристических путевках, количестве выехавших туристов на дату или за период, местах нахождения и сроках окончания туристических поездок, для организации регулируемого взаимодействия между участниками туристического рынка начат первый этап создания информационной системы «Электронная путевка».

Работа над созданием информационной системы началась согласно поручениям Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева (резолюция от 3 сентября 2014 г. № ДМ-П44-65пр) в декабре 2014 года, когда Ростуризмом была разработана и утверждена «Концепция создания информационной системы "Электронная путевка"». В июне 2015 года между Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) и группой «Астерос » подписан контракт на первый этап работ, которые подразумевают технорабочее проектирование системы и подсистем, разработку требований к их функционалу.

Предполагается, что ИС «Электронная путевка» обеспечит:

  • прозрачность,
  • контроль над деятельностью туроператоров и турагентов рынка в соответствии с законодательством РФ,
  • возможность оперативного мониторинга и информирования о ситуации в отрасли,
  • формирование отчетности и статистику, аналитические данные.

Семь подсистем «Электронной путевки» будут оперативно обрабатывать и хранить данные, поступающие от туроператоров, ведомств, объединений, страховых компаний, органов сертификации.

В рамках проекта предусмотрена интеграция с 10 государственными, туристскими, банковскими и другими информационными системами, при этом вычислительные мощности ИС «Электронная путевка» будут обеспечивать обработку информации от 30 млн пользователей услуг туроператоров, выполнять прием не менее четырех запросов в секунду, а объем информации по каждому туристу, обратившемуся за услугой в ИС «Электронная путевка», будет содержать не менее 2 тыс. символов. Согласно условиям контракта, система должна соответствовать всем требованиям по информационной безопасности .

Создание централизованной туристической системы позволит достичь значимого и положительного социального аспекта и экономического эффекта для туристов, отрасли и государства в целом, – отметил Сергей Корнеев , заместитель руководителя Ростуризма . – В первую очередь, речь идет о снижении числа недобросовестных турфирм и исключении мошенничества в данной сфере. Кроме того, реализация проекта позволит минимизировать нарушения прав туристов, повысить их безопасность, упростить взаимодействие туроператор-турагент, а также поднять качество туристических услуг на территории России. Астерос " присутствует ряд успешных кейсов, построенных на базе наших собственных решений, а также создание государственных систем федерального уровня, что позволит нам реализовать данный проект качественно и в срок.

В отрасли снова оживилась полемика на тему электронной путевки. Некоторые представители турфирм в соцсетях поздравляют коллег: проект (якобы) сорвался, можно работать спокойно. Такие выводы, очевидно, сделаны на основании недавней публикации в одном из туристических СМИ, автор которой резко, хотя и без конкретики, объявляет о провале электронной путевки. Но что в реальности происходит вокруг многострадальной IT-разработки?

Это нам не задавали!

Основная проблема, из-за которой сейчас застопорился проект ИС «Электронная путевка» , лежит, как ни странно, в административной сфере. Различные ведомства не могут договориться о том, каким должен быть набор функций системы.

В частности, со стороны аппарата вице-премьера Виталия Мутко прозвучало требование, что в электронной путевке должна быть информация о том, где в данный конкретный момент времени находится каждый турист.

А в Минкульте ожидают, что в системе будет отражено, перечислил ли туроператор средства зарубежным поставщикам за услуги, входящие в турпакет, или нет.

Между тем в техническом задании, которое получили разработчики электронной путевки в 2014 году, таких требований и не было. Система создавалась под другие цели и параметры.

Это всего лишь отдельные примеры. У многочисленных инстанций – Минтранса , Минсвязи , Центробанка и т. д. – есть разноречивые запросы и ожидания, не предусмотренные в первоначальном ТЗ и теперь совершенно неожиданные для авторов софта. И это одна из причин, почему затягивается подготовка нормативных актов, необходимых для внедрения электронной путевки, – а именно постановлений правительства и нескольких приказов Минкульта. Проекты этих документов в 2017 году долго согласовывались по ведомствам, перерабатывались, дополнялись и в декабре пошли-таки на утверждение в правительство. Но после рассмотрения не были одобрены и во второй половине января вернулись в Ростуризм и Минкультуры на доработку.

Еще есть проблема с финансами. Минфин категорически против того, чтобы обслуживание системы шло за счет государства, денег в бюджете на такие нужды не предусмотрено. Значит, электронная путевка должна быть платной для пользователей. Но на это уже возражает Минэкономразвития : нельзя создавать дополнительную нагрузку на бизнес.

Ситуацию вокруг проекта можно охарактеризовать как административный клинч. Тем не менее есть политическая воля довести проект до ума. Или хотя бы до внедрения. Неделю назад замминистра культуры Алла Манилова дала Ростуризму поручение подготовить список действий, необходимых для запуска электронной путевки в короткий срок.

Что же для этого требуется сделать? «Сократить функционал системы, вернуться к тому, что было указано в изначальном техническом задании, – говорит , гендиректор , глава IT-комитета при «Турпомощи» . – Давайте вспомним новеллу, заложенную в отраслевом законе (ФЗ 49): там речь идет об электронной записи в ИС «Электронная путевка» о совершенных сделках по продаже турпродукта. Если исходить из этого, то систему можно запустить уже в 2018 году, хоть и не в обязательном формате и после ряда доработок».

Давайте по порядку

Кстати, перечитать закон – хорошее предложение. , учредитель юридического агентства , обращает наше внимание: если следовать обновленному ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», то сначала надо внедрять в отрасли электронный документооборот и только потом – единую государственную систему «Электронная путевка». «Только договор, заключенный в электронной форме, подлежит учету в этой системе, но такой практики на рынке нет, – отмечает г-н Мохов. – Многие думают, что, принимая публичную оферту на сайте туроператора и выставляя галочку в поле «согласен», они заключают электронный договор. Но это не так. Я имею в виду электронные сделки и договоры, подписанные электронной цифровой подписью, которые принимаются налоговыми органами для финансовой отчетности и судами в качестве подтверждения заключенных сделок. Такой порядок установлен Законом об электронной подписи и служит для признания юридической значимости договоров».

Для полноценного перехода на электронный документооборот требуются специальные программные продукты, позволяющие применять электронную цифровую подпись. Это подразумевает определенные затраты: для обычного турагентства – порядка 25–30 тыс. руб. на рабочее место, а для крупного туроператора – до миллиона рублей. Поэтому необходимо дать бизнесу как минимум год-два на модернизацию, говорит Георгий Мохов, и только после этого внедрять электронную путевку. Но без всяких экзотических нагромождений, а с одной первоначально заявленной функцией – аккумулировать данные о сделках по продаже турпакетов. Для автоматизации деятельности Ростуризма по сверке объемов финансового обеспечения туроператоров с их реальными масштабами деятельности. Всё.

И лишь на следующем этапе – после внедрения полноценного электронного документооборота в масштабах отрасли, массового перехода от «бумажных» договоров к цифровым, после интеграции турфирм с информационной системой «Электронная путевка» – можно сделать эту систему обязательной. Года через три.

Таковы мнения наблюдателей. К чему в итоге придут министерства и ведомства – посмотрим. В любом случае не стоит бросаться громкими словами насчет «провала» и рассчитывать, что проект, на который уже потрачены сотни миллионов рублей из госбюджета, так просто отправят на свалку истории.

С 1 января 2018 года начнёт функционировать система электронной путёвки. У представителей турбизнеса к нововведению пока больше вопросов, чем ответов. В рамках недавно прошедшей выставки TITW был затронут ряд злободневных аспектов этой темы.

В частности, член наблюдательного совета ассоциации «Турпомощь » Дмитрий Горин дал некоторые пояснения в отношении актуального вопроса.

«Путёвка пока законодательно необязательна, но, конечно, рано или поздно законодатели её утвердят. Это не система взаиморасчётов, не система бронирования, а государственная информационная система, в которой будут аккумулироваться данные о путешествии, включая имя, фамилию, отчество, отель, перелёт, страховку, трансфер. Сейчас происходит процесс завершения создания ЭП, она, по словам разработчиков - компании „Астерос“, на 80% готова.

Много дискуссий ведется по этому поводу. Различные общественные организации направляют свои предложения по электронной путёвке в Минкульт и Ростуризм . Точку в этой истории ставить рано. Неутверждённый вариант ЭП несёт в себе определённые риски, опасения вызывает раскрытие персональных данных, в этой ситуации многие клиенты могут не захотеть легализовывать свои поездки. По уверению разработчиков, персональные данные будут сохраняться в соответствии с федеральными законами», - подчеркивает эксперт.

По его словам, сейчас усиливается ответственность по контролю за незаконной деятельностью в туризме. Электронная путёвка в этом смысле будет помогать определённым организациям смотреть за рынком .

В свою очередь, владелец «Юридической компании Александра Байбородина» Александр Байбородин отметил, что в 2017 году, как никогда за последние 10 лет, возросло вмешательство государства в туристический бизнес.

«Мне бы хотелось, чтобы в условиях тренда на увеличение роли государства росло туристическое лобби, увеличивалось влияние представителей отрасли на принятие решений на уровне законодательства . К сожалению, сейчас оно минимально.

Необходимо, чтобы общественность активнее участвовала в диалоге с законодателями. Чем будет больше конструктивных предложений, тем больше шансов быть услышанными», - полагает эксперт.

Отметим, что 8 июня 2017 г. состоялось заседание рабочей группы по созданию информационной системы «Электронная путевка», в котором приняли участие представители Ростуризма , компании разработчика «Астерос». Со стороны бизнеса присутствовал директор


Самое обсуждаемое
Что делать при получении работником производственной травмы: компенсация Что делать при получении работником производственной травмы: компенсация
Как уволиться на расстоянии Как уволиться дистанционно с вахтовой работы Как уволиться на расстоянии Как уволиться дистанционно с вахтовой работы
Рассказ о профессии родителей окружающий мир 2 Рассказ о профессии родителей окружающий мир 2


top