Приложение № 10
к Инструкции по движению
поездов и маневровой работе
на железнодорожном транспорте
Российской Федерации
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРА ПОЕЗДНОГО
1. Движением поездов на участке должен руководить только один работник — ДНЦ, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.
Приказы ДНЦ подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.
Не допускается давать оперативные указания о движении поездов на участке, помимо ДНЦ.
ДНЦ обязан:
1) максимально использовать технические средства для обеспечения заданных размеров движения, ускорения продвижения поездов, сокращения времени обработки их на железнодорожных станциях, более эффективно использовать вагонный парк, локомотивы и пропускную способность;
2) контролировать работу железнодорожных станций и принимать меры к выполнению заданий по формированию и отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов;
3) своевременно давать указания по движению поездов ДСП станций, а при необходимости и машинистам поездов;
4) осуществлять контроль за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов железнодорожными станциями, особенно при обслуживании локомотивов одним машинистом, нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях поездов: пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских, людских, повышенной массы и длины, длинносоставных, тяжеловесных, с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами с другими поездами;
5) принимать меры для выполнения графика движения, обеспечения безопасности, недопущения нарушений установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад.
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, а также на малоинтенсивных участках, железнодорожных станциях, на которых отменены дежурства ДСП станций, порядок движения поездов, обслуживаемых одним машинистом, а также перечень таких участков устанавливаются владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
На участках с особо интенсивным движением поездов, не оборудованных диспетчерской централизацией, вождение поездов одним машинистом допускается при наличии ДСП станций.
2. ДНЦ при вступлении на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить вступление на дежурство всех ДСП станций, сообщить им для сверки часов точное время, ознакомиться с положением на железнодорожных станциях, действующими на участке предупреждениями, в зависимости от обстановки дать железнодорожным станциям необходимые указания о предстоящей работе, в том числе по обеспечению безопасности движения.
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, ДНЦ при вступлении на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников железнодорожных станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на железнодорожных станциях участка.
Прием и сдача дежурств ДНЦ оформляется в журнале диспетчерских распоряжений (при его наличии) или графике исполненного движения.
3. На участках, не оборудованных устройствами для автоматической записи графика исполненного движения, ДНЦ обязан получать с железнодорожных станций, расположенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или проследования каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать особое внимание на строгое соблюдение железнодорожными станциями установленной нумерации и индексации поездов, особенно с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами, тяжеловесными и длинносоставными, повышенной массы и длины.
На участках с интенсивным движением, а также оборудованных устройствами для автоматической записи графика исполненного движения, порядок передачи сообщений устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с настоящей Инструкции.
4. ДНЦ ведет график исполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке.
На графике исполненного движения указываются:
1) номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов, поезда, требующие особых условий пропуска. Номера поездов, дополненные соответствующими буквами и индексами, отмечаются с этими буквами и индексами на графике исполненного движения;
2) время отправления, прибытия и проследования поездов по железнодорожным станциям участка;
3) данные об использовании локомотивов;
4) данные о поездной и грузовой работе железнодорожных станций по установленным периодам суток;
5) занятие приемоотправочных железнодорожных путей на промежуточных железнодорожных станциях отдельными вагонами или составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков или стационарных устройств для закрепления вагонов;
6) снятие напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных железнодорожных путях железнодорожных станций, участка и перегонов;
7) действующие предупреждения, требующие снижения скорости;
8) движение поездов по неправильному железнодорожному пути перегона и неспециализированным железнодорожным путям железнодорожных станций;
9) закрытие перегонов, железнодорожных путей перегонов, главных и приемоотправочных железнодорожных путей железнодорожных станций и других устройств, обслуживающих движение;
10) задержки поездов и нарушения графика движения поездов, с указанием причин, их вызвавших.
При наличии на диспетчерском участке автоматизированного рабочего места, обеспечивающего автоматическое ведение графика исполненного движения, разрешается ДНЦ вести график в электронном виде, контролируя при этом достоверность выдаваемой или получаемой информации. Кроме того, на отдельных участках с интенсивным движением поездов для записи необходимых для ДНЦ данных, касающихся движения поездов и грузовой работы, могут назначаться в помощь операторы или уполномоченные работники владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования.
5. Все распоряжения по движению поездов на участке ДНЦ передает ДСП станций и другим работникам, связанным с движением поездов, приказами, регистрируемыми (записываемыми) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений.
Все переговоры ДНЦ по диспетчерским средствам связи должны фиксироваться регистратором переговоров.
6. Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат следующие приказы:
1) об открытии и закрытии перегонов или отдельных железнодорожных путей перегонов (в том числе для движения электропоездов в связи со снятием напряжения);
2) о переходе с двухпутного движения на однопутное и о восстановлении двухпутного движения;
3) о переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие;
4) об отправлении поездов по неправильному железнодорожному пути, не оборудованному двусторонней автоблокировкой, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров;
5) об отправлении поездов с разграничением временем (в случаях и в порядке, предусмотренном в к настоящей Инструкции);
6) об отправлении поездов с опасными грузами класса 1 (ВМ), негабаритными грузами и соединенных;
7) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских и людских поездов на железнодорожные пути и с железнодорожных путей, не предусмотренных для этих операций ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования;
8) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядке их следования и об отмене поездов. Приказы о пропуске по участку одиночных локомотивов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;
9) о движении поездов при неисправности АЛС;
10) о порядке проследования опаздывающих пассажирских поездов;
11) об отправлении пассажирского поезда с локомотивом, обслуживаемым одним машинистом;
12) об открытии и закрытии раздельных пунктов, действующих не круглосуточно;
13) о передаче на резервное управление железнодорожных станций на участках с диспетчерской централизацией;
14) о выдаче и отмене непредвиденных предупреждений;
15) об изменении порядка возвращения хозяйственных поездов;
16) в случаях, предусмотренных в к настоящей Инструкции.
Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, производится по усмотрению ДНЦ.
В журнале диспетчерских распоряжений должны записываться также все регистрируемые приказы, адресованные машинистам поездов, а также все приказы ДНЦ соседних участков, адресованные ДНЦ данного участка.
Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов по разрешению владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования могут применяться специальные штампы с нанесенными на них текстами наиболее часто даваемых приказов. Диспетчерские приказы могут регистрироваться с использованием автоматизированного рабочего места в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожного пути необщего пользования.
7. Регистрируемые диспетчерские приказы ДСП станций или операторы при ДСП станций записывают в журнал диспетчерских распоряжений, а при наличии автоматизированного рабочего места ДСП станции делает отметку об ознакомлении с приказом в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожного пути необщего пользования.
Записав диспетчерский приказ или сделав соответствующую отметку с указанием фамилии, ДСП станции или оператор при ДСП станции дословно повторяет ДНЦ его содержание, называя свою фамилию. Убедившись в правильности приема приказа, ДНЦ подтверждает его словом «Выполняйте».
Время проверки приказа и фамилия лица, принявшего его, отмечаются в журналах ДНЦ и ДСП станции.
Если приказ ДНЦ принимает и записывает оператор при ДСП станции, то последний обязан немедленно предъявить его ДСП станции для ознакомления и расписки в прочтении.
Приказ, адресованный машинисту поезда, передается последнему лично ДНЦ или через ДСП станции.
ДНЦ или ДСП станции должен убедиться, что переданный приказ понят машинистом правильно. Фамилия машиниста и время передачи приказа отмечаются соответственно в журнале ДНЦ или ДСП станции.
8. Когда диспетчерский приказ адресуется нескольким железнодорожным станциям, передача текста приказа для его проверки осуществляется одним из ДСП станции по указанию ДНЦ, а ДСП остальных станций обязаны в это время проверять, правильно ли записан приказ.
9. Закрытие однопутного перегона или одного или нескольких главных железнодорожных путей на двухпутном и многопутном перегонах или железнодорожных станциях производится ДНЦ на основании:
1) распоряжения владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования в случаях производства предусмотренных планом ремонтно-путевых, строительных или восстановительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;
2) требования, полученного от машиниста остановившегося в пути поезда, или требования работников подразделений пути, СЦБ, связи, электроснабжения при непредвиденной неисправности железнодорожного пути, сооружений и устройств, угрожающей безопасности движения поездов.
Полученное требование ДНЦ обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.
Все письменные требования, уведомления, телеграммы и телефонограммы должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.
10. О закрытии перегона (железнодорожного пути) ДНЦ дает ДСП станций, ограничивающих перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне, один из следующих приказов:
1) «Для производства … (указывается вид работ) … путь перегона … с … ч … мин. закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов № …, отправляемых на закрытый перегон (… путь перегона …) по заявке руководителя работ ……. (указывается должность и фамилия)»;
2) «Для оказания помощи поезду №…, остановившемуся на … км, … путь перегона … с … ч … мин. закрывается для движения всех поездов, кроме вспомогательного локомотива, отправляемого со станции … для вывода остановившегося поезда на станцию …» или «для подталкивания остановившегося поезда и последующего возвращения на станцию …»;
3) «Для производства восстановительных работ на … км … путь перегона … с … ч … мин. закрывается для движения всех поездов, кроме восстановительных».
На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из железнодорожных путей закрыт, по остающемуся железнодорожному пути для поездов, отправляемых в правильном направлении, а при двусторонней автоблокировке в обоих направлениях сохраняются существующие средства сигнализации и связи. При необходимости отправления по остающемуся железнодорожному пути поездов в неправильном направлении (если нет двусторонней автоблокировки) существующие средства сигнализации и связи по этому пути закрываются и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи с передачей приказа следующего содержания:
«С … ч … мин. по … пути перегона … действие блокировки закрывается и устанавливается движение поездов по телефонной связи по правилам однопутного движения».
В зависимости от поездной обстановки, приказ об установлении по остающемуся железнодорожному пути движения поездов по телефонным средствам связи может быть совмещен с приказом о закрытии железнодорожного пути.
11. Если одна из железнодорожных станций, ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении ДНЦ соседнего диспетчерского участка, то приказ о закрытии согласовывается с этим ДНЦ и дается ему в копии.
12. Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного железнодорожного пути ДНЦ обязан вызывать лично ДСП станций, ограничивающих перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, сообщить фамилию и должность руководителя работ, намечаемый порядок пропуска поездов по остающемуся железнодорожному пути и другие необходимые данные.
13. Открытие перегона или железнодорожного пути производится ДНЦ после получения уведомления об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождении перегона в порядке, предусмотренном в настоящей Инструкции.
Полученное уведомление ДНЦ обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления, должность и фамилию лица, от которого оно получено. Письменное уведомление или телефонограмма об окончании работ и возможности движения поездов должны храниться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.
14. Об открытии перегона или железнодорожного пути ДНЦ дает ДСП станций, ограничивающих перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, приказ следующего содержания:
«Приказ № … от … числа отменяется. Движение поездов по … пути перегона … с … ч … мин. восстанавливается по … (указываются средства сигнализации и связи)».
15. Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами для двустороннего движения по блокировке по каждому железнодорожному пути (в том числе по показаниям локомотивного светофора), ДНЦ в порядке регулировки отправляет поезд по неправильному железнодорожному пути, то после проверки свободности этого железнодорожного пути ДСП станций, ограничивающих перегон, и путевым постам, если такие на перегоне имеются, дается приказ следующего содержания:
«С … ч … мин. движение … (указывается четных или нечетных) поездов по … пути перегона … прекращается. Поезд № … со станции … отправьте по … неправильному пути по телефонной связи по правилам однопутного движения».
Прежде чем передать такой приказ об отправлении по неправильному железнодорожному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен быть записан приказ уполномоченного представителя владельца инфраструктуры или владельца железнодорожного пути необщего пользования:
«Поезд № … со станции … отправьте по … неправильному пути».
В случае пропуска по неправильному железнодорожному пути одного за другим двух и более поездов текст приказа соответственно изменяется, при этом при наличии на перегоне путевых постов они в случае необходимости могут быть использованы для разграничения попутно следующих по неправильному железнодорожному пути поездов, что также указывается в приказе ДНЦ.
Получив приказ о пропуске поезда по неправильному железнодорожному пути, ДСП станций обмениваются под контролем ДНЦ телефонограммами по формам, предусмотренным в к настоящей Инструкции.
ДСП постов (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов, а также блок-постов) в переговорах о движении поездов по неправильному железнодорожному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его проследования отмечают в журнале движения поездов.
При отправлении по неправильному железнодорожному пути одного за другим нескольких поездов с разграничением путевыми постами ДСП этих постов сообщают на соседние железнодорожные станции о проследовании поездов:
«Поезд № … по … неправильному пути проследовал в … ч … мин. ДСП поста».
На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, отправление поезда в порядке регулировки по неправильному железнодорожному пути ДНЦ обязан предварительно согласовать с энергодиспетчером. Перечень таких участков устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Отправление поезда по неправильному железнодорожному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонней блокировкой, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному железнодорожному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется по устному указанию ДНЦ и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.
16. Перечень перегонов с наличием железнодорожных переездов, оборудованных автоматическими устройствами только для поездов, следующих по правильному железнодорожному пути, а также перегонов, где имеются улавливающие тупики, с указанием необходимых мер по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному железнодорожному пути, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, при этом должен быть предусмотрен порядок заблаговременного извещения дежурных по железнодорожным переездам о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездов и другие причастные работники.
Машинисты поездов, отправляемых в порядке регулировки по неправильному железнодорожному пути, а также в случаях возвращения поездов на железнодорожную станцию отправления по неправильному железнодорожному пути, обязаны обеспечить проследование оборудованных односторонними автоматическими устройствами железнодорожных переездов:
1) обслуживаемых дежурным работником — со скоростью не более 40 км/ч;
2) не обслуживаемых дежурным работником — со скоростью не более 25 км/ч;
3) на железнодорожных путях необщего пользования — со скоростью не более 15 км/ч.
После проследования по железнодорожному переезду ведущего локомотива машинист имеет право повысить скорость движения, вплоть до установленной для данного перегона.
17. По получении уведомления с железнодорожной станции о прибытии поезда по неправильному железнодорожному пути ДНЦ восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей приказа следующего содержания:
«Приказ № … от … числа отменяется. С … ч … мин. по … пути перегона … восстанавливается движение … (указывается четных или нечетных) поездов по … (указываются средства сигнализации и связи)».
18. В случае необходимости отправления с железнодорожной станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки грузов), с последующим прибытием на соседнюю железнодорожную станцию или с возвращением на железнодорожную станцию отправления ДНЦ в соответствии с поездной обстановкой дает разрешение ДСП станций, ограничивающих перегон, на отправление поезда, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия им перегона (железнодорожного пути перегона).
Машинистам поездов, а также работникам, руководящим посадкой и высадкой людей, погрузкой и выгрузкой грузов, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов возобновляют движение по сигналам указанных работников.
ДНЦ или по его указанию ДСП станций при отправлении на перегон последующих попутных поездов обязаны уведомлять машинистов этих поездов посредством радиосвязи о месте неграфиковой остановки поезда с указанием километра и пикета.
Отправление хозяйственных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава на закрытые перегоны (железнодорожные пути) осуществляется в порядке, предусмотренном в приложении № 8 к настоящей Инструкции.
19. Получив сообщение о неисправности на том или ином перегоне (железнодорожном пути) средств сигнализации и связи при движении поездов, ДНЦ записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через ДСП станций свободность перегона (железнодорожного пути), дает приказ следующего содержания об установлении движения по телефонным средствам связи:
«Ввиду неисправности (таких-то средств связи) на перегоне (или по … пути перегона) с … ч … мин. движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи по правилам … (однопутного или двухпутного) движения».
20. При наличии на перегонах путевых постов приказ ДНЦ о переходе с одного вида связи на другой передается также ДСП постов, при этом, в зависимости от обстановки, переход на другой вид связи может производиться на всем межстанционном перегоне или отдельно на каждом свободном межпостовом перегоне.
21. После получения уведомления о восстановлении действия средств сигнализации и связи ДНЦ записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через ДСП станций свободность перегона (железнодорожного пути), дает ДСП станций, ограничивающих перегон, приказ следующего содержания:
«Приказ № … отменяется. С … ч … мин. движение поездов на перегоне … (по … пути перегона) восстанавливается по … (указываются средства сигнализации и связи)».
С указанного времени железнодорожные станции переходят на тот вид связи, который будет предусмотрен в приказе ДНЦ.
На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановлении действия автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному железнодорожному пути.
22. Открытие или закрытие раздельных пунктов или вспомогательных постов, работающих не круглосуточно, производится в порядке, утверждаемом владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования, и оформляется приказом ДНЦ, передаваемым ДСП станций, ограничивающих перегон:
«Действие поста … км с … ч … мин. открыто (закрыто)».
23. На участках с электрической тягой ДНЦ должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры по обеспечению нормальной работы устройств электроснабжения.
При повреждениях контактной сети, отключениях тяговых подстанций или снижении их мощности ДНЦ совместно с энергодиспетчером устанавливает наиболее рациональный порядок пропуска поездов по участкам.
В период гололедообразования ДНЦ по заявкам энергодиспетчера предоставляет «окна» для плавки в контактной сети гололеда током высокого напряжения.
24. При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов производится без участия ДНЦ. Связь о движении поездов осуществляется непосредственно между ДСП станций.
При неисправности поездной диспетчерской связи ДНЦ и ДСП станций делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.
О восстановлении действия поездной диспетчерской связи ДНЦ уведомляет всех ДСП станций регистрируемым приказом.
25. Порядок работы ДНЦ на малоинтенсивных участках, где штат работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов на железнодорожных станциях не предусмотрен, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
Дежурный поездной диспетчер непосредственно руководит движеньем поездов на участке. Его приказы об отправлении и проследовании поездов, их обгоне и скрещении на промежуточных станциях, организации погрузки и выгрузки подлежат безоговорочному исполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке: дежурными по станции, машинистами, главными кондукторами сборных поездов и т. д. Оперативные распоряжения по движению поездов на участке другим лицам, кроме поездного диспетчера, давать запрещается.
Поездной диспетчер обязан: максимально использовать всё имеющиеся резервы для обеспечения заданных размеров движения, увеличения технической и участковой скорости, сокращения времени обработки поездов на станциях, эффективного использования вагонного парка, локомотивов и пропускной способности; контроли-
ровать работу станций и принимать меры к отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования; своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомоти-ьов; следить за приемом и отправлением поездов на станциях, особенно при скрещениях пассажирских, грузопассажирских и людских поездов с другими поездами, следить за проследованием поездов по перегонам, принимая меры к выполнению графика движения и обеспечению безопасности движения; поддерживать на высоком уровне дисциплину среди подчиненных ему работников.
Диспетчер должен обеспечивать прием пассажирских и людских поездов на пути, выделенные для этой цели техническо-распоряди-тельными актами станций. Прием этих поездов в особых случаях на неспециализированные пути может быть разрешен приказом дежурного по отделению. Диспетчер обязан своевременно информировать дежурных по станциям о подходе поездов и предстоящей работе с ними и машинистов локомотивов о намечаемых изменениях в порядке пропуска поездов, поддерживать постоянную связь с диспетчерами смежных участков. Поездной диспетчер организует выполнение плана местной работы на своем участке, контролирует обращение поездных локомотивов, организует работу обслуживающих участок диспетчерских, вывозных и подталкивающих локомотивов.
Поездной диспетчер отдает распоряжения по движению поездов устно или (в установленных случаях) диспетчерскими прика зами, которые регистрируются в специальном журнале. Запрещено загружать диспетчера работой, не имеющей прямого отношения к руководству движением поездов (в том числе передачей сведений из графика исполненного движения, сбором сведений и др.).
Поездной диспетчер руководит линией - станциями, депо и другими пунктами- при помощи селекторной (избирательной) телефонной связи, а с локомотивами поездов, находящихся в движении, связан при помощи радио. Диспетчерская селекторная связь представляет собой особый вид телефонной проводной связи, которая позволяет вызывать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько или все пункты одновременно (групповой, циркулярный вызовы).
В помещении поездного диспетчера установлены вызывной кнопочный пульт, репродуктор и микрофон с ножной педалью или кнопкой.
На станции находится аппаратура для приема вызывного импульса и включения звонка, оповещающего дежурного по станции о вызове его диспетчером, а также телефонный аппарат, включенный в линию селекторной связи.
Для вызова линейного пункта диспетчер нажимает на пульте кнопку соответствующего пункта. При этом в линию посылаются вызывные импульсы тока. На вызываемом пункте включается звонок. Для вызова диспетчера работник линейного пункта должен
снять с рычага наушники (телефонную трубку) и, если в это время на линии нет переговоров, нажав кнопку, произнести слово: «Диспетчер». Один пункт с другим могут вести переговоры по селектору только с разрешения диспетчера и под его контролем.
Устройства поездной радиосвязи обеспечивают связь машиниста локомотива с диспетчером или с дежурными по станции, через которых диспетчер передает ему необходимые указания. При большом числе поездов связь с машинистами целесообразно осуществлять через дежурных по станции, так как при непосредственной связи резко возрастает загрузка диспетчера. От дежурного по станции машинист узнает, будет ли стоянка на станции, па какой путь принимается поезд и т. д.
Вызов машиниста диспетчером или дежурным по станции осуществляется набором на диске номеронабирателя трех последних цифр номера локомотива. Поездная радиосвязь открывает большие возможности для улучшения диспетчерского командования, поскольку диспетчер в любой момент может выяснить интересующие его данные о движении поездов и передать распоряжение машинисту локомотива.
Основное требование к помещению, в котором работает диспетчер,- изоляция от посторонних шумов. Под диспетчерские комнаты отводится та часть здания, которая не выходит окнами на многолюдные улицы, станционные пути, пассажирские платформы, не связана общими коридорами. Каждому диспетчеру в отделе движения отделения дороги выделяют отдельную комнату, достаточно светлую и вентилируемую. Комнаты смежных диспетчерских кругов располагают рядом.
В комнате устанавливают специальный стол, конструкция которого позволяет диспетчеру, не делая лишних движений, находить нужные справочные материалы, вести переговоры по селектору и другим телефонам, заполнять график исполненною движения На лобовой доске диспетчерского стола вывешивают график движения, напротив стола (на стене комнаты) -схему участка в достаточно крупном масштабе. С левой стороны устанавливают вызывной пульт диспетчерской селекторной связи и репродуктор. На столе монтируют микрофон, а под столом - недаль, которую диспетчер нажимает при разговоре.
В рабочем столе диспетчера хранятся книга приема дежурств, журнал диспетчерских распоряжений, книга учета нарушений действия селекторной связи и др.
Поездной диспетчер должен постоянно иметь под руками: Правила технической эксплуатации железных дорог СССР, Инструкцию по движению, Инструкцию по сигнализации и другие руководящие инструктивные материалы; план формирования грузовых поездов; сокращенный масштабный продольный профиль пути; схематические планы станций, подобранные в географическом порядке их расположения; таблицы перегонных времен хода для составов разной массы; таблицы норм маневровой работы на станциях.
38.3. ГРАФИК ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
Для непрерывного контроля за выполнением графика движения и своерременного принятия мер, предупреждающих или устраняющих его нарушения, а также для возможности последующего анализа работы участка диспетчер ведет график исполненного движения поездов, фрагмент которого приведен на рис. 38.2. Чтобы диспетчер своевременно располагал всеми необходимыми данными для ведения этого графика, установлен порядок, согласно которому дежурные по раздельным пунктам немедленно сообщают диспетчеру данные о фактическом времени прибытия, отправления или проследования поездов и другие сведения.
На двухпутных участках с интенсивным движением, оборудованных автоблокировкой, а также поездографами, может быть установлен порядок, при котором дежурные по станции докладывают диспетчеру только о поездах, следующих с отклонениями от графи-
. Восточт- 6 Сортировоч ная
Рис, 38.2. Фрагмент графика исполненного движения
Рис. 38.3. Рабочее место диспетчера участка, оборудованного диспетчерским контролем движения поездов
ка. Возможен также порядок, при котором уведомления передаются лишь с выделенных станций участка. Диспетчеру немедленно сообщается о порче подвижного состава в пути следования и других обстоятельствах, которые могут повлиять на поездную и грузовую работу участка.
Диспетчер на графике исполненного движения отмечает: массу, состав, длину, а также индексы и номера поездов, номера поездных локомотивов, фамилии машинистов; время проследования поездов, одиночных локомотивов, мотодрезин, снегоочистителей и др. по станциям участка; данные о поездной и грузовой работе на станциях по периодам суток (обычно шестичасовым); наличие действующих предупреждений; движение поездов по неправильному пути, а также закрытие и открытие отдельных путей или перегонов и других устройств, обслуживающих движение; стоянки транзитных поездов и занятость путей на станциях участка; поезда, требующие особых условий пропуска (длинносоставные, негабаритные и др.); данные об использовании локомотивного парка.
Диспетчер ведет также приложение к графику исполненного движения, где фиксируются сведения о составах поездов.
На грузонапряженных участках для учета проследования поездов через промежуточные станции в помощь поездному диспетчеру назначают оператора. По мере роста размеров движения работа поездного диспетчера будет все более усложняться. Поэтому большое значение имеет внедрение технических устройств, разгружающих диспетчера и позволяющих ему уделять больше времени непосредственному руководству движением поездов.
На участках, оборудованных автоблокировкой, применяют устройства диспетчерского контроля (рис. 38.3), которые сигнализируют диспетчеру о фактическом занятии поездами блок-участков и станций. Значительно облегчают работу поездных диспетчеров на участках с диспетчерским контролем или диспетчерской централизацией поездографы - приборы, автоматически фиксирующие линии хода поездов на диспетчерском графике. у 516
Сетка графика исполненного движения печатается обычно светло-зеленым или светло-синим цветом с делением на десятиминутные интервалы. Масштаб, в котором откладывается время, выбирается в соответствии с размерами движения. Раздельные пункты, имеющие путевое развитие, обозначены на сетке одной горизонтальной линией или двумя с промежутком между ними. Ширина горизонтальных полос, соответствующих участковым станциям, обычно не менее 30 мм. Эти полосы делят дополнительными горизонтальными линиями по числу приемо-отправочных путей на станциях, чтобы можно было вести график занятия путей. Помимо этого, на бланке графика исполненного движения оставляется место для отметки оборота локомотивов. На графике помещены также таблицы, в которых записывают: условия погоды, распоряжения командного состава, ход работы на станциях и др.
Фактическое следование поездов показывается на диспетчерском графике исполненного движения условными цветами. Нагон поезда на перегоне отмечается знаком «-» против линии хода поезда с указанием цифрой числа минут; опоздание поезда - знаком «4-». Отцепка или прицепка вагонов на промежуточной станции обозначается соответственно знаком «-» или «4-» на линии данного раздельного пункта с указанием дробью числа отцепленных или прицепленных вагонов; в числителе - груженых, в знаменателе- порожних. При необходимости отмечают также род отцепленных или прицепленных вагонов.
Остановки поезда в пути помечают на графике отрезком горизонтальной линии с условным знаком причины стоянки (например, грение букс - ГБ). Более подробно причину стоянки указывают на полях графика. Причина опоздания в отправлении поезда с начальной станции отмечается также на полях графика. Закрытие пути из-за тех или иных причин отмечают на графике красной, а предупреждение о снижении скорости - желтой горизонтальной линией, начиная с момента действия предупреждения. Над этой линией диспетчер записывает, на каком километре или на каком пути установлено предупреждение и до какой величины должна быть снижена скорость во время движения поезда по этому месту. При следовании пассажирских поездов диспетчер возле линий их хода, в месте пересечения с линией каждой промежуточной станции отмечает номер пути, на который они принимаются.
Таким образом, график исполненного движения отражает пол ностью поездное положение на участке и позволяет диспетчеру не прерывно контролировать следование поездов и локомотивов, немедленно принимать решения, обеспечивающие выполнение гра фика.
Диспетчеры сдающей и принимающей смен расписываются на графике и в книге диспетчерских приказов данного участка, отмечая точное время приема и сдачи дежурства. Вступив на дежурство, диспетчер вызывает дежурных по всем станциям и депо и передает приказ о сдаче и приеме дежурства. Каждый дежурный по станции записывает его в книгу диспетчерских приказов и сообщает затем
диспетчеру, что приказ принят. При этом он называет свою фамилию, которую диспетчер записывает в книгу приказов. Одновременно на каждой станции сверяют часы с часами диспетчера.
В диспетчерском аппарате отделений дорог, в состав которых входят железнодорожные узлы, предусматриваются узловые диспетче ры, несущие сменное дежурство. В диспетчерский круг узлово! о диспетчера включаются станции и перегоны, образующие узел. Узловой диспетчер координирует работу станций узла и прилегающих участков, руководит движением поездов в узле, организует развоз местного груза в узле и подачу порожних вагонов под погрузку. В его оперативном подчинении находятся локомотивные и составительские бригады передаточных и вывозных поездов, обслуживающих узел. На крупных узлах может быть организовано несколько узловых диспетчерских кругов. Узловой диспетчер работает в тесном контакте с маневровым диспетчером основной сортировочной станции узла, принимает меры к обеспечению ритмичной и высокопроизводительной ее работы, обеспечивая равномерный подвод к сортировочной станции разборочных и транзитных поездов, своевременный вывоз сформированных составов. При необходимости узловой диспетчер принимает меры к оперативному перераспределению работы по расформированию и формированию поездов между станциями узла.
38.4. ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ УЧАСТКА
Поездной диспетчер организует движение поездов и руководит местной работой участка. Выполняемые им операции по обеспечению выполнения графика, предупреждению его нарушений, введению поездов в график при его нарушениях называются диспетчер ским регулированием движения поездов.
В случае нарушения графика диспетчер должен найти наиболее правильное решение для предупреждения опозданий и ввода опаздывающих поездов в график. Основные регулировочные приемы диспетчера следующие: ускорение хода поезда по перегонам и продвижение ранее расписания; сокращение времени стоянок; изменение пунктов и порядка скрещения и обгона; изменение стоянок для технических операций; использование неправильного пути на двухпутных линиях (параллельное движение по двум путям); первоочередной пропуск опаздывающих поездов или скоростное подталкивание их; регулирование подвода поездов к станциям.
Выбор того или иного регулировочного приема зависит от сложившейся на участке обстановки. Но во всех случаях должна быть обеспечена безопасность движения поездов. Регулировочные приемы следует выбирать заблаговременно, чтобы своевременно предупредить о намеченном плане пропуска поездов дежурных по станции, машинистов и др. Рассмотрим наиболее типичные приемы регулировочной работы диспетчера-
С/п б
Ст д ^
Рис. 38 4. Пример ускорения хода поезда
У
скорение
хода грузо
вого
поезда по сравнению
с
предусмотренным распи
санием.
Этот
резерв связан
с тем, что значительная
доля поездов формируется
в зависимости от длины
состава, вследствие
чего часть поездов имеет
массу менее нормы, применительно
к которой определены
перегонные времена
хода.
Пример (рис. 38 4) Па двухпутном участке, оборудованном полуавтоматической блокировкой, поезд 2002 опоздал из-м наличия предупреждения и прошел станцию Д вместо 3 ч 26 мин в 3 ч 40 мин Опоздание делало неизбежной остановку поезда на станции /" для обгона (с простоем п 1 ч 29 мин) пачкой пассажирских поездов, идущих по расписанию. Диспетчер предложил машинисту по радио (можно запиской через дежурного по станции Д) нагнать 4 мин на пере! оне Д - Г, 4 мин на перегоне Г - В и 6 мин на перегоне В -Б Машинист принял это предложение, и поезд прибыл на участковую станцию Б и 4 ч 40 мин, нагнав опоздание Диспетчер же предупредил дежурных по станциям Г к В о необходимости беспрепятственного пропуска поезда 2002 с ходу и вел за ним особое наблюдение
Ускорением хода поезда против расписания можно решить и более сложные задачи.
Пример
(рис
38 5) Между поездами скорым 11 и пассажирским
57 на станцию
Д
со
станции А
должны
прибыть два грузовых поезда 2211 и 2601,
причем
2211 на станции Г
обгоняется
поездом 11. На станции В находится местный
состав,
следующий до станции Д
с
вывозным локомотивом. Диспетчер,
договорившись
с машинистом поезда 2211 о том, что он до
станции Г нагонит 4 мин, пропускает
его до станции Д
впереди
поезда
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.
В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.
Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.
На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
1.1. Поездной диспетчер относится к категории специалистов.
1.2. На должность поездного диспетчера назначается лицо, имеющее
высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на
должностях, связанных с движением поездов не менее 1 года или среднее
профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях,
связанных с движением поездов, не менее 3 лет.
1.3. Поездной диспетчер назначается на должность и освобождается от
нее руководителем предприятия и непосредственно подчиняется
________________________________________________________________________.
1.4. Поездной диспетчер должен знать:
— Правила технической эксплуатации железных дорог
— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных
— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах
производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ
— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве путевых работ
— правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозках по железным дорогам
— распоряжения и указания руководства управления железной дороги,
отделения железной дороги
— методические, нормативные и другие руководящие материалы по
организации движения поездов
— график движения поездов и план формирования поездов и порядок
направления вагонопотоков, схемы, профиль путей,
техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций
— работу устройств диспетчерской централизации
— правила работы на ПЭВМ
— показатели и технические нормы эксплуатационной работы
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии
— Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте
— основы экономики и управления производством
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта
— Положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта
— _________________________________________________________________.
1.5. Во время отсутствия поездного диспетчера (командировка, отпуск,
болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в
установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.
Поездной диспетчер:
2.1. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском)
2.2. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения
поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и
локомотивов.
2.3. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и
организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и
пригородных поездов.
2.4. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным
приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при
нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и
скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и
негабаритными грузами поездов и другими поездами.
2.5. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного
задания по сдаче порожних вагонов.
2.6. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и
выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов.
2.7. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема,
отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках,
оборудованных диспетчерской централизацией.
2.8. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по
участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений
станциями.
2.9. Дает указания дежурным по станциям по организации движения
поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов (путей), о переходе с
одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на
однопутное, об отправлении поездов по неправильному пути и др.
2.10. Обеспечивает своевременность предоставления «окон», принимает
меры по организации, аварийно-восстановительных работ и своевременному
устранению неисправностей технических устройств и оборудования.
2.11. Ведет график исполненного движения поездов и другую
установленную документацию, регистрирует приказы в журнале диспетчерских
указаний.
2.12. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.
2.13. _____________________________________________________________.
Поездной диспетчер имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия
информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.5. ______________________________________________________________.
4. Ответственность
Поездной диспетчер несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.
Службы перевозок.
Общие положения:
1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность диспетчера поездного Дорожного центра управления перевозками службы перевозок.
2. Диспетчер поездной Дорожного центра управления перевозками службы перевозок назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам.
3. Диспетчер поездной Дорожного центра управления перевозками службы перевозок непосредственно подчиняется: заместителю начальника службы перевозок - начальнику Дорожного центра управления перевозками, заместителям начальника Дорожного центра управления перевозками, начальнику отдела (по эксплуатации района управления).
4. Диспетчер поездной руководствуется в своей работе Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ; Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ; Инструкцией по сигнализации на железных дорогах РФ; Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по обслуживанию и ремонту технических устройств СЦБ; Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами; постановлениями, распоряжениями, приказами ОАО «РЖД», железной дороги по организации движения поездов и маневровой работе; уставом ОАО «РЖД», положением о диспетчерском управлении движением поездов в ОАО «РЖД» и настоящей должностной инструкцией.
5. Диспетчер поездной должен знать правила перевозок грузов железнодорожным транспортом; основы оперативного планирования работы диспетчерского участка, показатели и технические нормы эксплуатационной работы; график движения поездов, план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков; схемы, профиль путей, техническо- распорядительные акты и технологические процессы работы железнодорожных станций диспетчерского участка; инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах.
6. Диспетчер поездной взаимодействует в процессе работы с диспетчерами поездными соседних диспетчерских участков, диспетчером дорожным-(по району управления), диспетчером локомотивным (района), диспетчером по регулированию вагонного парка (района), с дежурными по железнодорожным станциям, с диспетчерами маневровыми (станционными) диспетчерского участка, с работниками смежных служб.
7. На время отпусков, командировок или болезни диспетчер поездной Дорожного центра управления перевозками службы перевозок замещается диспетчером поездным этого же центра.
Обязанности;
Диспетчер поездной выполняет следующие функциональные обязанности:
1. Руководит движением поездов на обслуживаемом диспетчерском участке железной дороги, работой единой смены станции диспетчерского участка, обеспечивает выполнение графика и безопасности движения поездов, эффективное использование локомотивов и вагонов, провозной и пропускной способности участка.
2. Организовывает и прогнозирует поездное положение на участке, планирует и организовывает пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов, формирование и пропуск тяжеловесных, длинносоставных, соединенных поездов, контролирует продвижение поездов по перегонам, своевременный прием, пропуск и отправление поездов станциями, в том числе при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, в период проведения «окон», при обгонах и скрещения поездов (пассажирских, длинносоставных, с опасными и негабаритными грузами др.), контролирует режим работы локомотивных бригад.
3. Принимает оперативные меры по соблюдению режима труда и отдыха локомотивных бригад, в том числе в пригородном сообщении, в случаях затруднений в пропуске поездов, вызванных нарушениями безопасности движения и нормальной работы устройств и других нештатных ситуациях.
4. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов, пропуск поездов со скоропортящимся грузом без простоев на промежуточных станциях и своевременное предоставление «окон».
5. Контролирует работу железнодорожных станций по выполнению заданий по приему, формированию и отправлению поездов, погрузке и
выгрузке вагонов, формированию и отправлению поездов, погрузке и выгрузке вагонов, выполнению качественных показателей работы.
6. Контролирует своевременность передачи сообщений о движении поездов и локомотивов по участку между железнодорожными станциями, дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов или отдельных путей перегонов, о переходе с одних на другие средства, сигнализации и связи, об отправлении поездов по неправильному пути.
7. Осуществляет контроль за обеспечением безопасности движения поездов на обслуживаемом диспетчерском участке, анализирует поездное положение, нарушения работы технических средств.
8. Докладывает о нарушениях безопасности движения поездов старшему диспетчеру дорожному, принимает оперативные меры по организации аварийно-восстановительных работ на обслуживаемом диспетчерском участке и своевременному устранению неисправностей технических средств и оборудования.
9. Регистрирует в журнале диспетчерских распоряжений сообщения, полученные от машинистов локомотивов и работников технических служб, о возникших неисправностях, угрожающих безопасности движения, а также информацию об их устранении.
10. Участвует в работе по контролю за соблюдением требований безопасности движения поездов, в том числе посредством проведения проверок на обслуживаемых участках и районах управления железной дороги с выездом на станции, с проездом в кабине машиниста поездного локомотива или моторвагонного подвижного состава.
11. Во время отпусков, командировок или болезни диспетчера поездного исполняет обязанности отсутствующего диспетчера поездного.
Права:
Диспетчер поездной имеет право:
1. вне очереди пользоваться всеми видами связи по вопросам, касающимся обеспечения безопасности движения, пропуску поездов;
2. давать приказы дежурным по железнодорожным станциям, маневровым (станционным) диспетчерам железнодорожных станций, начальникам железнодорожных станций диспетчерского участка касающихся работы участка.
Ответственность:
Диспетчер поездной несет ответственность за:
1. неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
2. нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
3. разглашение информации, составляющей коммерческую тайну ОАО «РЖД» и его контрагентов, не соблюдение требований нормативных документов ОАО «РЖД», регламентирующих порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну ОАО «РЖД» и его контрагентов.