Изобразительное искусство начала 20 века презентация. Живопись XX века – новый язык искусства-презентация по мхк. дальнейшее развитие архитектуры

Изобразительное искусство начала 20 века презентация. Живопись XX века – новый язык искусства-презентация по мхк. дальнейшее развитие архитектуры

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Слайд 32

Описание слайда:

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Описание слайда:

Нет-арт (Net Art - от англ. net - сеть, art - искусство) Новейший вид искусства, современных арт-практик, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О.Лялина, А.Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта. не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Нет-арт (Net Art - от англ. net - сеть, art - искусство) Новейший вид искусства, современных арт-практик, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О.Лялина, А.Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта. не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание.

Описание слайда:

(англ. Op-art - сокращенный вариант optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) - основоположник оп-арта. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве. (англ. Op-art - сокращенный вариант optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) - основоположник оп-арта. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.

Описание слайда:

(graffiti - в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare - царапать) Так обозначаются произведения субкультуры представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. (graffiti - в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare - царапать) Так обозначаются произведения субкультуры представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской.

Слайд 42

Описание слайда:

Слайд 43

Описание слайда:

Описание слайда:

(от англ. land art - земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места - первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. (от англ. land art - земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места - первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу.

Описание слайда:

(minimal art - англ.: минимальное искусство) - худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. (minimal art - англ.: минимальное искусство) - худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства.

Слайд 48

МХК, 11 класс

Урок № 28

Архитектура

XX века

Д.З.: Глава 25, ?? (с.319-320), тв. задания (с.320-322)

© ред. А.И. Колмаков


Урок № 26

Часть 1

ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли архитектуры ХХ века в мировой культуре;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведения архитектуры;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров архитектуры ХХ века.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • конструктивизм;
  • модулор;
  • Ш. Э. Ле Корбюзье;
  • В. Е. Татлин;
  • «всемирный стиль»;
  • конструктивизма в СССР;
  • памятник «Башня III Интернационала»;
  • «органическая архитектура»;
  • Ф. Л. Райт;
  • О. Нимейер;
  • «идеальный город»

Универсальные учебные действия

  • характеризовать особенности соотносить оценивать значение и вклад описывать и анализировать исследовать проблему новизны снимать видеорепортаж
  • характеризовать особенности развития мировой архитектуры XX в. (на примере шедевров зодчества);
  • соотносить произведение архитектуры с определенной конкретно-исторической эпохой, стилем, национальной школой;
  • оценивать значение и вклад отдельных архитекторов в историю развития мирового искусства;
  • комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных авторов;
  • описывать и анализировать памятники мировой и отечественной архитектуры в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в стиле одного из архитекторов XX столетия;
  • проводить сравнительный анализ лучших образцов архитектурного конструктивизма в творчестве Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина;
  • исследовать влияние творческого метода А. Гауди на архитектуру Ф. Л. Райта (в рамках индивидуального творческого проекта);
  • исследовать проблему новизны архитектурных решений О. Нимейера и отказа от классических традиций;
  • снимать видеорепортаж о памятниках архитектуры современности вашего города

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество представителей архитектуры ХХ века?


подвопросы

  • Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Ш. Э. Ле Корбюзье как создатель «всемирного стиля» в архитектуре XX в. Поиск простых форм и системы пропорций. Художественные принципы Ш. Э. Ле Корбюзье (на примере известных сооружений). Развитие конструктивизма в СССР. В. Е. Татлин как основоположник советского конструктивизма и дизайна. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение. Модель памятника «Башня III Интернационала» - главное творение архитектора.
  • «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. Всемирное признание творческого метода Ф. Л. Райта (на примере виллы Кауфмана). Оригинальность и новизна архитектурных решений произведений.
  • О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Уникальность стиля и «поэзия формы». Мечта об «идеальном городе» и ее реальное воплощение (на примере города Бразилиа). Поиски национального своеобразия современной архитектуры

Основные направления в архитектуре начала ХХ века:

  • Модерн
  • Конструктивизм
  • Органика
  • Постмодернизм
  • Деконструктивизм

В начале XX века на смену пришли чёткие конструкции .

В архитектуре 1920 -1930-х гг. господствующее положение занял конструктивизм (простота, утилитаризм и экономичность) оригинальный вариант общеевропейского течения функционализма , названный интернациональным стилем.

Функционализм (в советском союзе – конструктивизм ) - направление, требующее строгого соответствия зданий и сооружений.


КОНСТРУКТИВИЗМ (construo - строю) - направление возникшее в двадцатые годы 20 века.

Конструктивизм - советский авангардистский метод (направление).

Конструктивизм – применение геометрических принципов во всех сферах жизни (архитектура, мебель, одежда).

Цель - устроение современной жизни, преобразование общественного быта.

Идеи и принципы:

- архитектура должна быть лёгкой и давать ощущение парения;

Архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты;

Благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.

В архитектуре ХХ в. гармонично соединились новые технические

возможности и художественное творчество.

Клуб имени Зуева, г.Москва

Клуб им. Русакова


Главные объекты – функциональные сооружения нового типа:

вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные сооружения и жилые дома.

здание Моссельпрома, г.Москва

Архитекторы стремились создать комфортную атмосферу с простыми и ясными формами зданий.

Для выразительности используются: ассимметрия, противопоставление горизонтальных и вертикальных плоскостей, сочетание постройки с пейзажем.

В архитектуре создаются формы пчелиных сот, колосьев, раковин, кукурузных початков и т.д.


Дом Оперы в Сиднее. Австралия

Принципы новой архитектуры:

  • лёгкость и ощущение парения;
  • много света внутри здания;
  • пространство огромных размеров.

Окна нередко стали заменять стены, интерьеры освобождались от излишеств и перегруженности деталями.

Стальные каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно бросали вызов классике .

Характерные черты конструктивизма - строгость, геометризация, лаконичностью форм и монолитность внешнего облика.


создатель первых небоскребов , ставших символом современного американского города. Он сформулировал принципы строения высотных зданий, которыми архитекторы пользуются до сих пор.

ЛУИС

САЛЛИВЕН

(1856-1924)

Первый небоскреб чикагского архитектора Луиса Салливена в городе Сент-Луисе произвёл настоящий переворот в архитектуре.

небоскребы в Чикаго. США

«…Дом человека должен напоминать «жилище пчёл», поэтому следует возводить «ульи для людей» - единообразные и стандартные сооружения, где человек будет себя чувствовать частью гигантской городской биосферы».


Чикаго. Небоскребы.

Луис Салливан сформулировал принципы небоскребостроения: Первое - небоскребу нужен подземный этаж , в котором будут размещаться бойлерные, силовые установки и прочие устройства, обеспечивающие здание энергией и теплом. Второе - первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третье - второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый.

Четвертое - между вторым этажом и самым верхним должны располагаться бесчисленные офисные помещения , не отличающиеся друг от друга по планировке. Пятое - самый верхний этаж , так же как и подземный, должен быть техническим . Здесь располагаются системы вентиляции.


Выдающийся французский архитектор конструктивизма в XX в., создатель «всемирного стиля».

Впервые начал использовать в своих постройках сборные модули из железобетона

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Ле Корбюзье. Вилла Савой . 1927-31гг. Пуасси

Основы для «новой архитектуры» он искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях вертикали и горизонтали, в абсолютном белом цвете .


Знаменитую виллу отличают изысканное совершенство форм и чёткость пропорций. Террасы, расположенные на разных уровнях, переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, яркое освещение создают впечатление слияния с природой и возможности полного уединения для человека.

Вилла «Савой» (1927-1931) Пуасси, Франция

Изобретает систему архитектурных пропорций, выведенных на основе пропорций фигуры человека - модулор


ЖИЛОЙ ДОМ В МАРСЕЛЕ (1945-1952)

Дом – жилище для человека – это «машина для жилья».

своеобразная модель идеального жилища для человека . Рассчитанный на 350 семей (примерно 1600 человек), он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом – это машина для жилья».

Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад , то есть все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.


Архитектурные сооружения

Ле Корбюзье

Капелла Нотр-Дам-дю-О,

Роншамп, Франция

Дом

Центросоюза

в Москве.


В СССР развитие конструктивизма имело важное значение не только для архитектуры, но и для всех видов искусства. Художники 1920- х гг. выдвинули задачу конструирования материальной среды, окружающей человека. Они стремились использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных

конструкций. Оригинальные архитектурные проекты

братьев А. А., В. А. и Л. А. Весниных, М. Я. Гинзбурга,

А. В. Щусева, И. И. Леонидова, К. С. Мельникова были осуществлены в крупнейших городах России.

Владимир Евграфович Татлин

- основоположник советского художественного конструктивизма и дизайна, живописец, стенограф.

Башня III Интернационала. 1919-1920гг.

Высота 400м, в 1,5 раза больше Эйфелевой башни.


ОРГАНИКА (органическая архитектура) - направление в архитектуре, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг .

  • Параллельно с конструктивизмом развивалось направление, условно называемое "органической архитектурой".
  • Здание состоит из множества различных блоков, которые являются законченными только в составе здания .

Органическая архитектура подразумевает отказ от строгих геометрических форм .

При проектировке каждого здания учитывается тип окружающей местности, его назначение , всё подчинено гармонии.

Каждая комната имеет своё предназначение, которое угадывается с первого взгляда.

  • Причины давшие толчок развитию органической архитектуры:
  • наличие новых конструкционных материалов, позволяющих создавать самые причудливые архитектурные формы;
  • чувство единения с природой, которое даёт такое здание.

ФРЭНК ЛЛОЙД

РАЙТ

«...Архитектура должна в первую очередь «обслуживать» жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлечённых понятий «добра и красоты». Здание не должно подавлять ландшафт, а естественным образом вырастать из него, сливаясь с ним и образуя органическое единство».

(1869-1959)

Идея органической архитектуры, выдвинутая американским зодчим и теоретиком искусства Фрэнком Ллойдом Райтом (1869-1959), получила всемирное признание и практическое

воплощение во многих странах. Архитектуре он отводил роль объединяющего начала между человеком и окружающей средой. По его мнению, она должна в первую очередь «обслуживать» жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлечённых понятий «добра и красоты». Здание должно не подавлять

ландшафт, а естественным образом вырастать из него, сливаясь с ним и образуя органическое единство.

Под влиянием японской архитектуры он выработал свой так называемый «Стиль прерий» - лёгкие нависающие карнизы, низкие открытые террасы, размещённые в уединённых садах вблизи природных водоёмов. Он считал, что прерии обладают «своей собственной красотой», а потому задача архитектора заключается в том, чтобы «разглядеть и подчеркнуть это природное великолепие».

В круг его интересов входили частные загородные виллы и массовые городские застройки.


Загородный дом Кунлей . Риверсайд


ВИЛЛА Э. КАУФМАНА «НАД ВОДОПАДОМ» (1936-1939)

Более сотни частных домов создал Ф.Л. Райт всего за десять лет, но в каждый привнёс уникальное архитектурное решение.

Вилла стала подлинным шедевром архитектора. Грубая складка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливалась с небольшим водопадом, могучими деревьями и лесным ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависающих террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Архитектура сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе.


МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Гуггенхайма (1943-1959) Нью-Йорк

  • одним из первых музеев современного искусства в мире. Сейчас этот музей, расположившийся на Манхеттене в Нью-Йорке, пользуется заслуженной славой и популярен у посетителей.

«..Райт был последним романтиком и первым рационалистом в американской архитектуре» (А. В. Иконников).



Посетители музея Гуггенхейма начинают просмотр сверху и по спирали спускаются вниз. Эту уникальную концепцию расположения залов предложил архитектор Ф. Л. Райт.



Оскар Нимейер и его дворцы из стекла и бетона.

Оскар Нимейер - классик архитектуры, работавший еще с Ле Корбюзье, построивший "город будущего" - столицу своей страны Бразилиа и соавтор проекта штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Он не переставал творить почти до самой смерти.

Оскар Нимейер скончался на 105-м году жизни. Его наследие - более 400 зданий в 18 странах мира,

(1907-2012)

"Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины"


Самый известный проект Нимейера - проект города Бразилиа.

В основе генерального плана новой столицы Бразилии (г.Бразилиа) лежало пересечение двух осей, по форме напоминающее силуэт летящего лайнера.


Он прославился экспериментами в области железобетонной архитектуры.

Его фирменный стиль отличает широкое использование криволинейных форм, обилие света, пространства.

министерство

иностранных дел

Бразилии

"Я считаю, что архитектура удалась, если она видна сразу после того, как закончены основные конструкции. Вот что важно, а не то, чем их потом облепят", - говорил он в одном из интервью.


Жилой дом "Копан" в Сан-Паулу (1951-1965 гг.), является сокращением от C ompanhia P an- A mericana de H otéis e Turismo

Огромное волнистое здание, напоминающее развивающийся флаг, это – самый большой жилой комплекс в Латинской Америке.

Дом состоит из шести блоков пристроенных друг к другу. Все блоки связаны друг с другом в трех местах: крыша, торговая галерея и цокольные этажи .

Высота - 140 м, 38 этажей, 1160 квартир и примерно 5000 жителей . Мэрия Сан-Паулу выделила собственный индекс (сер.: 01046-925) зданию в виду его густонаселенности.

Площадь 6006 м² .


Дворец правительства в г. Бразилиа, 1960

Своеобразие архитектурного стиля О. Нимейера составляют

необыкновенная пластичность форм, выражающаяся в плавности

переходов от интерьера к внешнему пространству, введение в композицию произведений живописи и скульптуры, органическое

соединение архитектуры с садово - парковым искусством.

Нередко его стиль называют стилем «элегантных кривых линий».


Музей современного

искусства в Нитерое, 1996

«Меня не привлекает ни прямой угол, ни прямая, жёсткая,

негнущаяся линия, созданная человеком. Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака...»

О. Немейера


Кафедральный собор в г. Бразилиа, 1960-1970

Над землёй возвышаются, подобно гигантской короне, только 16 белых стреловидных колонн , каждая из которых в виде параболической кривой отходит от маленькой крыши. 90-тонные опоры сужаются к земле, что придаёт всей конструкции необычайно лёгкий и изящный вид. Наиболее сложные функциональные части здания спрятаны под землёй . Между опорами располагается сетка из цветного стекла , которая при взгляде снаружи ночью или изнутри днём представляет собой ярки й свод голубых и зелёных оттенков.


Дворец Национального конгресса в г. Бразилиа, 1960

Делом всей жизни архитектора стала разработка генерального

плана застройки «первой столицы современной цивилизации» - города Бразилиа.

Спроектировав основную массу административных

и жилых зданий, он в течение трёх лет (1957-1960) воплощал мечту об идеальном городе, соразмерном потребностям

человека и отвечавшем его представлениям о красоте. Буквально на пустом месте был создан один из самых необычных городов планеты, имеющий в настоящее время статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Национальный музей Бразилии, 2006

Контраст куполов и пирамид, стреловидные колонны и округлые чаши, строгие геометрические формы и распахнутые

площади и парки, простор и логика в планировке улиц - всё это делает город, созданный гением О. Нимейера, неповторимо ярким

и выразительным.


Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа, 2006 г.,

по проектам 1958 г.

Контрольные вопросы

1 . Какие принципы архитектуры конструктивизма воплощал Ш. Э. Ле Корбюзье?

Что отличает его градостроительные проекты? Удалось ли ему осуществить

«социальную миссию» архитектуры, создать для человека «благодатную и

жизнерадостную картину»?

2. Башня В. Е. Татлина – памятник III Интернационала - до сих пор не утратила

своей актуальности и поражает смелостью архитектурных и художественных

решений. В чём заключаются главные открытия автора? В чём проявилась

универсальность его взглядов? Насколько утопичными вам представляются

идеи великого мечтателя? В чём причина их забвения и последующего

возрождения в искусстве мировой архитектуры? Сравните образцы

Архитектурного конструктивизма в творчестве Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина.

3. Неосуществлённые идеи В. Е. Татлина позднее использовались во многих

современных сооружениях, например: зданиях правительственного комплекса

г. Бразилиа (арх. О. Нимейер), конструкциях Центра им. Ж. Помпиду в Париже (арх.

Р. Роджерс, Р. Пиано), здании Музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-

Йорке (арх. Ф. Л. Райт), Оперном театре в Сиднее (арх. Й. Утцон). Насколько

правомерно утверждение, что башня В. Е. Татлина стала образцом,

стимулирующим творческую мысль современных архитекторов? В чём вы

видите реальное воплощение идей В. Е. Татлина? Поясните свой ответ.

4. Историк искусства архитектуры П. Наттгенс писал о вилле «Над водопадом»:

«Райт создал ярчайший пример рукотворного сооружения, дополняющего

природу». В чём и как оно «дополнило природу»? Какое воплощение в его

архитектурном облике нашёл «стиль прерий»? Как в произведениях Ф. Л. Райта

воплотилась извечная мечта и о жизни человека среди нетронутой природы?

Можно ли говорить о влиянии А. Гауди на творчество Ф. Л. Райта?

5. В одном из интервью О. Нимейер говорил: «Главное в архитектуре - чтобы она

была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог

насладиться ею» . В чём новизна архитектуры О. Нимейера? Способна ли она

взволновать душу человека и одновременно быть полезной для него?

Творческая мастерская

1. Дайте сравнительную характеристику известного вам здания

модерна и конструктивизма. В какой мере они отвечают главным

критериям архитектуры: пользе, прочности и красоте? В каком

здании предпочли бы жить лично вы? Почему?

2. Ш. Э. Ле Корбюзье сформулировал пять основных принципов

новой архитектуры: дом на столбах для усиления связи с

пространством окружающей среды; свободная планировка, которая

позволяет изменять и корректировать функциональные процессы;

свободное построение фасада для более широких композиционных

решений; с учётом зрительного восприятия предлагается

горизонтально-ленточная форма окон; плоская крыша для

увеличения полезной площади, где можно размещать сады. Какое

отражение в сооружениях Ле Корбюзье нашли эти принципы

архитектуры? В чём выразилось его влияние на

дальнейшее развитие архитектуры?

3. Рассмотрите изображение капеллы в Раншане Ш. Э. Ле Корбюзье.

Какие новые технологии были применены в её сооружении? Какими

монументальности её архитектурного облика? Сравните это

произведение с известными вам традиционными культовыми

постройками. Что их отличает?

Творческая мастерская

4. Идея В. Е. Татлина о создании башни III Интернационала может

быть рассмотрена в свете высотного строительства в различные

исторические эпохи (пирамиды Древнего Египта и доколумбовой

Америки, зиккураты Месопотамии, инженерные и культовые

сооружения Античности, Средневековья и Древнего Востока). Какие

задачи ставили перед собой их создатели? Как воплощали в них

главные идеи своей исторической эпохи?

5. В здании Музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке,

выполненного по проекту Ф. Л. Райта, историк архитектуры

Д. С. Керл видел «Поразительное упражнение в формальной

геометрии», но никак не здание, предназначенное для

рассматривания произведений искусства. Другие воспринимали его

как массивную скульптуру. Как вы думаете, какие основания были

для подобных оценок?

6. Творчество О. Нимейера испытывало сильное влияние Ш. Э. Ле

Корбюзье, однако он сумел выработать собственный стиль. Чем

можно объяснить тот факт, что некоторые критики называют

архитектурные сооружения Нимейера скульптурами, а его самого

«Скульптором –монументалистом»? Правомерно ли это, с вашей

точки зрения?

Темы проектных исследований или презентаций

1. Развитие архитектурных идей Ш. Э. Ле Корбюзье.

2. Основные принципы архитектуры и их воплощение Ш. Э. Ле Корбюзье.

3. Особенности городских ансамблей Ш. Э. Ле Корбюзье.

4. Ш. Э. Ле Корбюзье - архитектор будущего.

5. "Всемирный стиль" Ш. Э. Ле Корбюзье.

6. Архитектурный конструктивизм одного из городов России.

7. Творческие поиски архитекторов-конструктивистов 1920-1930-х гг.

8. Выразительные возможности произведений В. Е. Татлина.

9. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение в произведениях современной архитектуры.

10. Значение работ В. Е. Татлина в развитии искусства дизайна и архитектуры.

11. Вавилонская башня и башня III Интернационала В. Е. Татлина: утопия или реальность замысла.

12. Идеи "органической архитектуры" и их образное воплощение в

произведениях Ф. Л. Райта.

13. Архитектурные фантазии Ф. Л. Райта.

14. "Прерийный стиль" и его воплощение в сооружениях Ф. Л. Райта.

15. В чём оригинальность архитектурного решения Музея современного искусства Гуггенхайма?

16. Проблема образной выразительности в творчестве О. Нимейера.

17. "Поэзия формы" О. Нимейера.

18. Особенности культовой архитектуры.

19. Мечта об "идеальном городе" и её воплощение в творчестве (на примере г. Бразилиа).

20. Творения Ш. Э. Ле Корбюзье и О. Нимейера: опыт сравнительного анализа.

21. Творчество О. Нимейера: новизна архитектурных решений или отказ от классических традиций.


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область http://urokimxkizo.ucoz.ru/

Искусство 20 века многогранно и неоднозначно. Оно шокировало, удивляло, покоряло. Чтобы понять его, изначально нужно хотя бы разобраться в его основных направлениях.

Конструктивизм - авангардистское направление изобразительного искусства, фотографии, кинематографа, которое появилось еще в 20-30-х годах прошлого века.

Отличается от других строгостью линий, лаконичностью и монолитностью образа.

Авангардизм - экспериментальное течение, возникшее на рубеже 19 и 20 веков. Оно выходит за рамки классической эстетики и отличается символизмом.

Понятие «авангардизм» эклектично. Сюда входит ряд школ по всему миру, которые могут разительно отличаться друг от друга.

К предпосылкам возникновения авангардизма можно отнести переосмысление народом Европы основных жизненных ценностей, а также появление новых философских трактатов и активное развитие научно-технического прогресса.

Музыка 20 века почти полностью исповедовала Модернизм и Новаторство. Современность, драйв, экспрессионизм - вот, что двигало созданием новых направлений.

И если на начале 20 века основной упор давался на классическую музыку, то к концу 50-х годов люди начали поднимать тяжелый занавес и создавать то, что может перевернуть общество с ног на голову. На основе музыкальной революции начали появляться первые субкультуры.

Театр также активно развивался. Началась активная постановка мюзиклов. Несмотря на современные веяния, зрители, все же, не предавали классику. Возрождение театра началось в конце 20 века после завершения затяжной холодной войны.

Кинематограф в это время поражал своей синтетичностью и обобщенностью. Несмотря на попытку синтезировать фотографию, театр, музыку, этнику, эстетику и даже точные науки, в основном, заслуживали внимания только единичные картины, в основном, снятые после 80-х годов.

Возможно, причиной тому стала острая политическая ситуация, а также экономический кризис. Невозможно не вспомнить таких деятелей кинематографа 20 века, как Марлен Дитрих, Мерелин Монро, Марлон Брандо, Кларк Гейбл, Грейс Келли и Чарли Чаплин.

Фотография в 20 веке пережила только взлеты. Изначально, мир покорил полароид с моментальной проявкой фотографий. Но после того как за дело взялась Япония, к концу столетия люди познакомились с искусством цветной фотографии, сепией, а также первыми электронными программами для обработки кадров.

Как видно, искусство 20 века неоднозначно. С одной стороны, его развитие сильно тормозилось войной и мировой политической ситуацией. С другой, именно конец прошлого века можно назвать колыбелью, отправной точкой всего современного творческого изобилия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные направления развития живописи 20 века

Общая характеристика 20 век отмечен чрезвычайным разнообразием художественных направлений в изобразительном искусстве, которые невозможно объединить каким – либо одним стилем. Живопись 20 века характеризуется многообразием стилей и направлений., поисками новых путей в ИЗО.

Направления в изобразительном искусстве Фовизм (Анри Матисс); Кубизм (Пабло Пикассо); Сюрреализм (Сальвадор Дали); Абстракционизм (Василий Кандинский); Супрематизм (Казимир Малевич); Аналитизм (Павел Филонов).

Фовизм Одним из первых художественных течений 20 века стал фовизм (дикость). Фовизм характеризуется плоскостью изображений, толстыми линиями, сочетанием желтого и зеленого цветов. Изначально фовизм считался чужеродным искусством, лишь позже исследователи нашли в них своеобразный творческий метод.

А. Матисс «Танец»,1910 г. Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им народные пляски. Другая версия - "Танец" - написана под впечатлением от греческой вазовой живописи. Основное выразительное средство полотна - сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. "Танец" написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым - тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма.

Кубизм Пикассо Кубизм – художественное течение, в основе которого лежат пирамидальные конструкции, геометрические тела. Кубизм прошел несколько этапов своего развития: - аналитический кубизм; -синтетический кубизм; Основные деятели кубизма – Жорж Брак, Пабло Пикассо.

Жорж Брак (1882 – 1963) «Скрипка и палитра»,1910 г. Ж. Брак был представителем аналитического кубизма. В 1908 г. организовал выставку в Париже. Основным его приемом было наложение одного изображения на другое – многогранность картины. Расшифровка авторского замысла представляет большую сложность для зрителей.

Пабло Пикассо (1881 – 1973) Истинное возмущение вызвала картина Пикассо « Авиньонские девицы», бросающая вызов распущенному обществу.

Натюрморт с соломенным стулом, 1912 Картина принадлежит к синтетическому кубизму, использующему различные предметы из реальной жизни.

П. Пикассо «Портрет Воллара », 1910 г.

Сюрреализм Сюрреализм – сверхреальность. Официально возник в 1924 г. В творчестве сюрреалистов особое значение приобретали фантазии, грезы, сны и воспоминания. В картинах сюрреалистов сочетались реальность с нереальностью. Основные приемы сюрреалистов – гротеск, ирония, парадокс. Представители – Макс Эрнст, Рене Магритт, Сальвадор Дали.

Макс Эрнст. «Эдип – царь»,1922.

Рене Магритт «Терапевт»,1937

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931 г.

Абстракционизм Абстракционизм относят к русскому авангарду. Главный принцип абстракционизма – это познание пространства и отвлеченность написанного. Представитель абстракционизма – Василий Кандинский (1866 – 1944).

Абстракционизм

В. Кандинский «Композиция 6»,1913 г.

В. Кандинский. «Доминирующая кривая», 1936 г.

Супрематизм Супрематизм – высшая степень искусства. Основоположником и, пожалуй, единственным из его деятелей стал Казимир Малевич. Главными составляющими супрематизма являются цвет и геометрические формы. Супрематизм сложен в своем понимании и его восприятие полностью зависит от фантазии человека.

Супрематизм Малевича «Уборка ржи», 1912 г.

«Черный квадрат», 1913 г.

«Крестьянка», 1932 г.

Вопросы и задания Разбейтесь на группы. 1. Сформулируйте основные принципы вашего направления. 2.Попробуйте создать произведение живописи, подходящее для вашего направления. 3. Подготовьте связный ответ о сюжете вашей картины.


Конструктивизм Один из стилей – это Конструктиви́зм советский авангардистский метод в изобразительном искусстве, архитектуре, фото- графии и декоративно- прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 первой половине 1930 годов. Один из стилей – это Конструктиви́зм советский авангардистский метод в изобразительном искусстве, архитектуре, фото- графии и декоративно- прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 первой половине 1930 годов.






Авнгардизм Аванга́рд (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальны м подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Аванга́рд (фр. Avant-garde «передовой отряд») обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически- боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальны м подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов. Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу. Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.


Предпосылки Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей. Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.




Русская музыка Музыка 20-го века - общее обозначение группы течений в искусстве конца 19 и нач. 20 в.в., в частности Модернизма, выступающего под девизом современности, новаторства. Эти течения включают в себя также Экспрессионизм, Конструктивизм, Неоклассицизм, а также Додекафонию, электронную музыку и т.п. Музыка 20-го века в целом - образ собирательный Музыка 20-го века - общее обозначение группы течений в искусстве конца 19 и нач. 20 в.в., в частности Модернизма, выступающего под девизом современности, новаторства. Эти течения включают в себя также Экспрессионизм, Конструктивизм, Неоклассицизм, а также Додекафонию, электронную музыку и т.п. Музыка 20-го века в целом - образ собирательный






Представители Ярким представителем современного театра является театр ленком. Этот театр сегодня знают все – от москвичей и приезжих до завзятых театралов. Такой театр невозможно обойти стороной, ведь это театр звезд. Ярким представителем современного театра является театр ленком. Этот театр сегодня знают все – от москвичей и приезжих до завзятых театралов. Такой театр невозможно обойти стороной, ведь это театр звезд.


Театр 20 –го века Новые театры появлялись в Москве. Именно там делали первые сценические шаги Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Борис Барнет, Владимир Масс и еще очень многие будущие выдающиеся деятели советского искусства. Новые театры появлялись в Москве. Именно там делали первые сценические шаги Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Сергей Герасимов, Тамара Макарова, Борис Барнет, Владимир Масс и еще очень многие будущие выдающиеся деятели советского искусства.Сергей ЭйзенштейнСергей ЮткевичСергей ГерасимовТамара МакароваБорис БарнетВладимир МассСергей ЭйзенштейнСергей ЮткевичСергей ГерасимовТамара МакароваБорис БарнетВладимир Масс


Кинематограф Кинематограф как вид искусства отличается от других своей синтетичностью. В нем синтезированы эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, достижения в оптике, механике, химии, физиологии. Популярность кинематографа заключается в свойственной только ему совокупности и многообразию выразительных средств. Кино, зародившись на рубеже XIX XX вв., возникло под влиянием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность и развивалось в русле культуры XX в., поэтому его стили и направления отвечают основным стилям искусства XX в. Кинематограф как вид искусства отличается от других своей синтетичностью. В нем синтезированы эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, достижения в оптике, механике, химии, физиологии. Популярность кинематографа заключается в свойственной только ему совокупности и многообразию выразительных средств. Кино, зародившись на рубеже XIX XX вв., возникло под влиянием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность и развивалось в русле культуры XX в., поэтому его стили и направления отвечают основным стилям искусства XX в.


Яркие представители Первые десятилетия после своего возникновения кино как вид искусства лишь завоевывало свою популярность. В 20-е г. кинематограф становится не только популярным и модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются множество киностудий, сеть кинопроката. В это время создаются шедевры раннего, пока еще немого кино- «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, «Большой парад» К Видора с Ч. Чаплином, «Алчность» Э. Штрогейма. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева складывается именно в это время Третье десятилетие XX в входит в историю кинематографа как начало эпохи звукового кино, что делает его еще более массовым. Господствующее положение в мировой киноиндустрии занимают США. Коммерческие фильмы экранизации бродвейских мюзиклов в тот период очень популярны. Но создаются и настоящие произведения искусства: «Новые времена» Ч. Чаплина, «Гроздья гнева» Дж. Форда, «Хлеб наш насущный» К- Видора. В СССР на экраны выходят шедевры отечественного кино «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» братьев Васильевых и др. Первые десятилетия после своего возникновения кино как вид искусства лишь завоевывало свою популярность. В 20-е г. кинематограф становится не только популярным и модным видом искусства, но и киноиндустрией: формируются множество киностудий, сеть кинопроката. В это время создаются шедевры раннего, пока еще немого кино- «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, «Большой парад» К Видора с Ч. Чаплином, «Алчность» Э. Штрогейма. Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова, Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева складывается именно в это время Третье десятилетие XX в входит в историю кинематографа как начало эпохи звукового кино, что делает его еще более массовым. Господствующее положение в мировой киноиндустрии занимают США. Коммерческие фильмы экранизации бродвейских мюзиклов в тот период очень популярны. Но создаются и настоящие произведения искусства: «Новые времена» Ч. Чаплина, «Гроздья гнева» Дж. Форда, «Хлеб наш насущный» К- Видора. В СССР на экраны выходят шедевры отечественного кино «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» братьев Васильевых и др.


Самое обсуждаемое
Авиация россии Максимальная скорость самолета су 35 Авиация россии Максимальная скорость самолета су 35
Юрта – своеобразный музей казахского народа Юрта – своеобразный музей казахского народа
Презентации на исследовательские работы Пусть не растут у нас бананы Презентации на исследовательские работы Пусть не растут у нас бананы


top